Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 01:34, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей и проблематики антикризисного менеджмента на примере предприятия.
Задачи исследования:
– понятия антикризисного управления и основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии;
– процессы антикризисного управления;
– разработка системы антикризисного управления;
– исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод»;
– анализ платежеспособности ОАО «Гидропривод» на основе показателей ликвидности;
– анализ финансовой устойчивости ОАО «Гидропривод»;
– анализ деловой активности ОАО «Гидропривод»;
– антикризисные предложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного менеджмента
1.1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 5
1.2. Понятие антикризисного менеджмента 7
1.3. Проблематика антикризисного менеджмента 10
1.4. Стратегия и тактика антикризисного менеджмента 12
Глава 2. Методы и диагностика антикризисного менеджмента
2.1. Оценка кризисного состояния предприятия 17
2.2. Процессы антикризисного управления на предприятии
2.2.1 Механизмы финансовой стабилизации 19
2.2.2 Реструктуризация предприятия 20
2.2.3 Устранение неплатежеспособности 22
2.2.4 Восстановление финансовой устойчивости 23
2.3. Разработка системы антикризисных мероприятий 25
2.4.Рекомендации по со¬вершенствованию механизма антикризисного управления предприятием 29
Глава 3. Исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод».
3.1. Общая характеристика организации 31
3.2. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности 34
3.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 39
3.4. Анализ деловой активности предприятия 44
3.5. Мероприятия по эффективному принятию и реализации финансовых решений 48
Заключение 57
Список литературы 59
Анализ рентабельности предприятия предназначен для оценки прибыли, получаемой с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Анализ рентабельности предприятия заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов, сущность которых представлена в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Показатели рентабельности
Показатели |
Пояснения | |
Рентабельность продаж (Р1) |
Если рентабельность продаж увеличивается, то повышается и деловая активность, и наоборот | |
Общая рентабельность продаж (Р2) | ||
Рентабельность собственного капитала (Р3) |
Если рентабельность собственного капитала увеличивается, то повышается деловая активность и статус собственников предприятия, растет уровень котировок ценных бумаг анализируемого предприятия, и наоборот | |
Экономическая рентабельность (Р4) |
Если экономическая
рентабельность увеличивается, то улучшается
эффективность использования | |
Фондорентабельность (Р5) |
Если фондорентабельность увеличивается, то улучшается эффективность использования внеоборотных активов, повышается деловая активность, и наоборот | |
Рентабельность затрат (Р6) |
Если рентабельность затрат увеличивается, то повышается деловая активность, и наоборот | |
Рентабельность перманентного капитала (Р7) |
Если рентабельность перманентного капитала увеличивается, то эффективность использования перманентного капитала повышается, растет инвестиционная привлекательность предприятия в долгосрочной перспективе, и наоборот | |
Период окупаемости (Р8) |
Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данное предприятие; если период окупаемости собственного капитала увеличивается, то снижается инвестиционная привлекательность предприятия, и наоборот |
На анализируемом предприятии рентабельность характеризуется следующими количественными значениями показателе (таблица 2.12).
Таблица 2.12 – Анализ рентабельности ОАО «Гидропривод»
Показатели |
В долях единиц |
Изменение к 2008г. (+,-) |
Темп роста к 2008г., % | ||||
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2006г. |
2007г. |
2006г. |
2007г. | |
Р1 |
8,45 |
8,37 |
9 |
0,55 |
0,63 |
106,5 |
107,5 |
Р2 |
7,33 |
7,85 |
8,76 |
1,4 |
0,91 |
119,5 |
111,6 |
Р3 |
25,14 |
24,14 |
21,9 |
-3,2 |
-2,24 |
87,1 |
90,7 |
Р4 |
12,5 |
13,28 |
12,17 |
-0,3 |
-1,11 |
97,4 |
91,6 |
Р5 |
31,1 |
29,77 |
28,16 |
-2,9 |
-1,61 |
90,6 |
94,6 |
Р6 |
9,3 |
9,89 |
15,41 |
6,1 |
5,52 |
165,7 |
155,8 |
Р7 |
15,4 |
16,13 |
4,57 |
-10,8 |
-11,56 |
29,7 |
28,3 |
Р8 |
3,98 |
4,14 |
11,12 |
7,1 |
6,98 |
279,4 |
268,6 |
На основе данных таблицы 2.12 составим
график изменения показателей
Из данных таблицы 2.12 и рисунка 2.4, видно, что значения: рентабельность продаж (Р1), общая рентабельность продаж (Р2), рентабельность затрат (Р6) за анализируемый период увеличились, что свидетельствует о повышении деловой активности. Произошло также увеличение периода окупаемости (Р8), что свидетельствует о снижении инвестиционной привлекательности предприятия.
Значения следующих
Проведя анализ деловой активности мы можем судить о снижении деловой активности по одним показателям и повышении по другим.
3.5. Мероприятия по эффективному принятию и реализации финансовых решений
В результате проделанного анализа мы выяснили реальное состояние финансового положения предприятия. Предприятие ОАО «Гидропривод» не является банкротом, но и не является абсолютно платежеспособным предприятием.
Платежеспособность
На основании этого мы видим, что финансовое состояние предприятия в условиях кризиса не пошатнулось. Это свидетельствует об относительно эффективном антикризисном управлении на предприятии. Но у предприятия все же есть небольшие проблемы с платежеспособностью, финансовой устойчивость и деловой активностью, которые, если вовремя не исправить, также может привести к банкротству. В связи с этим предприятию можно использовать в антикризисном управлении механизм финансовой стабилизации.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.
Каждому этапу финансовой стабилизации
предприятия соответствуют
Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.
Ускоренная ликвидность
- ликвидации портфеля
- ускорения инкассации
- снижения периода
- увеличения размера ценовой
скидки при осуществлении
- снижения размера страховых
запасов товарно-материальных
- уценки трудноликвидных видов
запасов товарно-материальных
Ускоренное частичное дезинвестирование внеоборотных активов, обеспечивающее рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- реализации высоликвидной
- проведение операций
- ускоренной продажи
- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и других.
Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- пролонгации краткосрочных
- реструктуризации портфеля
- увеличения периода
- отсрочки расчетов по
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
2. Тактический механизм
Как видно из приведенной формулы, правую ее часть составляют все источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую - соответственно все направления использования этих ресурсов.
Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр > ОПСфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема, как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином «сжатие предприятия».
Сжатие предприятия в процессе обеспечения вышеприведенного неравенства должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов. Чем в большей степени предприятие сможет обеспечить положительный разрыв соответствующих денежных потоков этого неравенства, тем быстрее оно достигнет точки финансового равновесия в процессе выхода из кризисного состояния.
Увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающее рост левой части неравенства, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- оптимизации ценовой политики предприятия, обеспечивающей дополнительный размер операционного дохода;
- сокращения суммы постоянных
издержек (включая сокращение управленче
- снижения уровня переменных
издержек (включая сокращение
- осуществления эффективной
- проведения ускоренной
- своевременной реализации
- осуществления эффективной эмиссионной политики за счет дополнительной эмиссии акций (или привлечения дополнительного паевого капитала) и других.
Сокращение необходимого объема потребления собственных финансовых ресурсов, обеспечивающее снижение левой части неравенства, достигается за счет следующих основных мероприятий:
Информация о работе Антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы