Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 01:34, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей и проблематики антикризисного менеджмента на примере предприятия.
Задачи исследования:
– понятия антикризисного управления и основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии;
– процессы антикризисного управления;
– разработка системы антикризисного управления;
– исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод»;
– анализ платежеспособности ОАО «Гидропривод» на основе показателей ликвидности;
– анализ финансовой устойчивости ОАО «Гидропривод»;
– анализ деловой активности ОАО «Гидропривод»;
– антикризисные предложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного менеджмента
1.1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 5
1.2. Понятие антикризисного менеджмента 7
1.3. Проблематика антикризисного менеджмента 10
1.4. Стратегия и тактика антикризисного менеджмента 12
Глава 2. Методы и диагностика антикризисного менеджмента
2.1. Оценка кризисного состояния предприятия 17
2.2. Процессы антикризисного управления на предприятии
2.2.1 Механизмы финансовой стабилизации 19
2.2.2 Реструктуризация предприятия 20
2.2.3 Устранение неплатежеспособности 22
2.2.4 Восстановление финансовой устойчивости 23
2.3. Разработка системы антикризисных мероприятий 25
2.4.Рекомендации по со¬вершенствованию механизма антикризисного управления предприятием 29
Глава 3. Исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод».
3.1. Общая характеристика организации 31
3.2. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности 34
3.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 39
3.4. Анализ деловой активности предприятия 44
3.5. Мероприятия по эффективному принятию и реализации финансовых решений 48
Заключение 57
Список литературы 59
- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);
- финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;
- формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.).
Мероприятия в сфере производства:
- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;
- сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);
- определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;
- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д.
Мероприятия в сфере управления издержками:
- поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);
- экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);
- консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию;
- снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержанию объектов социальной сферы и т.п.
Мероприятия по управлению оборотным капиталом:
- ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
- разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
- контроль над текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.
По управлению запасами:
- расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
- разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избеганию их порчи и ущерба.
По управлением дебиторской задолженностью:
- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
- контроль над соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
По управлению кредиторской задолженностью:
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
- мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и др.);
- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщикам, своевременная оплата – применяющим санкции и т.д.);
- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
- контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия по совершенствованию управления:
- постановка системы управленческого учета (Учет затрат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникновения (подразделения предприятия);
- формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);
- внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;
- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.
2.4. Рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием.
На уровне государства:
- совершенствование налоговой системы;
- устранение неравенства конкуренции между предприятиями;
- создание и государственная поддержка реально действующей сети надежных кредитных учреждений;
- совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и регулировании деятельности акционерных обществ;
- разработка, внедрение и поддержка новых программ по подготовке кризис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение (на основе достижении теории организаций) обучающих программ для конкретных ситуаций санации или ликвидации предприятия.
На уровне предприятия:
- определение предприятия как сложного, многофакторного механизма, функционирование которого осуществляется с учётом всех его сторон финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической;
- учёт российской специфики при применении наиболее популярных мероприятий из мирового опыта антикризисного управления на микроуровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, введении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании реструктуризации за счёт собственных средств);
- устранение сложившейся негативной тенденции к объединению интересов собственников и менеджмента предприятий, направленных на сокращение и ликвидацию предприятий;
- разрешение повсеместно возникающих серьезных противоречий между субъектами функционально-управленческой конфигурации предприятия (гендиректором, администрацией, акционерами и трудовым коллективом), путём использования экономических и административных рычагов;
- создание и финансирование собственных антикризисных подразделений, укомплектованных квалифицированными кризис-менеджерами.
Глава 3. Исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод».
3.1. Общая характеристика организации
Фирменное наименование:
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Шахтинский завод Гидропривод».
Фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Шахтинский завод Гидропривод»
Сокращенное наименование: ОАО «ШЗГ».
Место нахождения и почтовый адрес Общества:
Место нахождения: Россия, 346513, г. Шахты Ростовской области, пер. Якутский, 2. Почтовый адрес: Россия, 346513, г. Шахты Ростовской области, пер. Якутский, 2.
Сведения о государственной регистрации
Дата регистрации Общества: 10 января
1996 года.
Регистрационный номер: 2670
Регистрирующий орган:
МУ Регистрационная палата г. Шахты
Основной государственный
Межрайонная инспекция МНС России №12 по Ростовской Области территориальный участок 6155 по г. Шахты
Уставный капитал Общества
Уставный капитал разделен на 35 230 (Тридцать пять тысяч двести тридцать) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 13 (Тринадцать) рублей каждая.
Цель и предмет деятельности общества
Целью общества является извлечение прибыли.
Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности не запрещенными федеральными законами.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
Положение общества в отрасли и приоритетные направления деятельности.
ОАО «ШЗГ» одно из ведущих предприятий в России, специализирующееся на производстве гидравлики, является одним из основных изготовителей аксиально-поршневых гидромашин в РФ. Занимает устойчивое положение на внутреннем рынке, благодаря широкой номенклатуре, преимуществам производимой продукции и проводимой ценовой политике. Изделия завода активно продвигаются на внутреннем и внешнем рынках.
Рынок гидравлики в ближайшие 3 года будет стабильно увеличиваться за счёт роста в отраслях-потребителях, прежде всего в отрасли дорожно-строительной техники. Исходя из анализа номенклатуры выпускаемых изделий и постоянного долгосрочного прогноза развития рынка гидравлики, возможно оценить потребность как 100% реализации объёма выпуска.
Маркетинговая стратегия ОАО «ШЗГ» направлена на удовлетворение потребностей потребителей в качественной, надёжной гидравлике.
Рынки сбыта распределены по всем регионам страны. Внешние рынки сбыта сконцентрированы в странах Ближнего Зарубежья. Это прежде всего Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Латвия. Покупателями продукции являются более 600 предприятий. Официальные дилеры предприятия работают в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сибирском регионе, на Урале и в Поволжье. В Ближнем Зарубежье - дилеры на Украине, в Беларуси и в Казахстане. На рынке дорожно-строительной техники продукция ОАО «ШЗГ» занимает около 30%.
В настоящее время
основными потребителями
Машиностроительный завод |
г.С-Пб. |
МН 250/160 |
более 5 лет |
Тепловозоремонтный завод |
г.Воронеж |
1МН250/160 |
более 5 лет |
ОАО "Донецкий экскаватор" |
г.Донецк |
МН56(112)/32 |
более 3 лет |
ЗАО ШМЗ «Кранспецбур-маш» |
г.Шимановск |
МН 56(1 12)/32 |
более 2 лет |
ОАО "Машзавод" |
г.Майкоп |
МН 56(112)732 |
более 5 лет |
Автокран |
г.Иваново |
МГП 112/32 |
более 2 лет |
ООО "Велмаш" |
г.Великие Луки |
МН56(112)/32 |
более 5 лет |
Новокузнецкий меткомбинат |
г.Новокузнецк |
НА,РНА,НА74... |
более 20 лет |
Северсталь |
г.Череповец |
МН250, РНАДПР |
более 20 лет |
ММК |
г.Магнитогорск |
НП..., ...РИА... |
более 20 лет |
ОАО «Синарский трубный з-д» |
НА...,НП... |
более 2 лет | |
ООО «Уральская Сталь» |
г.Новотроицк |
МН250,РНА,НА74 |
более 5 лет |
ФГУП ПО «Уралвагонзавод» |
г.Нижний Тагил |
НП, РИА |
более 20 лет |
НК «Роснефть» «Пурнефте-газ» |
г.Губкинский |
МН250... |
более 20 лет |
В настоящее время основными конкурентами ОАО «ШЗГ» являются:
Конкурент |
Доля рынка, % |
Конкурентные преимущества |
Аксиально-поршневые машины | ||
ОАО «Пневмостроймашина», г. Екатеринбург |
75 |
Крупное производство, дилерская сеть, сервисные центры |
ОАО «Стройгидравлика», г. Одесса, Украина |
10 |
Низкая цена |
ООО «Хорда-Гидравлика», г. Гомель, Беларусь |
<5 |
Низкая цена |
Радиально-поршневые машины | ||
«Гидропривод», г. Ереван (Армения) |
7 |
Минимальные накладные расходы |
ОАО «Коммунар», г. Саракташ |
10 |
|
Иностранные компании (в % от общего объёма |
рынка РФ) | |
Rexroth |
6 |
|
Sauer Danfoss |
10 |
|
Parker |
3 |
|
Остальные |
5 |
Информация о работе Антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы