Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы- изучение процедуры конкурсного производства в системе арбитражного управления.

Исходя из цели задачами работы являются:

– рассмотреть понятие банкротства и правовое регулирование процедур несостоятельности предприятия;

– охарактеризовать порядок проведения процедуры наблюдения на предприятии ОАО «Совтрансавто-Ростов;

– сделать анализ финансового состояния ОАО «Совтрансавто-Ростов»;

– изучить процедуру конкурсного производство на примере ОАО «Совтрансавто-Ростов».

Работа состоит из  1 файл

пример работы.docx

— 105.62 Кб (Скачать документ)

Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления

 

Введение

 

 

 Конкурсное производство  – одна из процедур банкротства,  применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного  удовлетворения требований кредиторов.

 

 При установлении в  ходе рассмотрения дела о признании  должника банкротом признаков  банкротства, предусмотренных ст. ст. 3, 164, 167, п. 1 ст. 174 и 177 ФЗ РФ «О  несостоятельности (банкротстве)»  от 8 апреля 1998 г. N 6-ФЗ арбитражный  суд принимает решение о банкротстве  должника и об открытии конкурсного  производства.

 

 В решении арбитражного  суда о признании банкротом  должника – юридического лица  и об открытии конкурсного  производства содержатся следующие  указания: о признании должника  банкротом; об открытии конкурсного  производства; о назначении конкурсного  управляющего.

 

 В решении о признании  индивидуального предпринимателя  банкротом указывается о признании  утратившей силу регистрации  должника в качестве индивидуального  предпринимателя.

 

 Если принятию решения  предшествовала процедура наблюдения  или внешнего управления, в решении  указывается о ее прекращении.

 

 Открытие конкурсного  производства означает, что срок  исполнения всех денежных обязательств  должника будет считаться наступившим,  прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов  по всем видам задолженности  должника; все требования к должнику, включая требования налоговых  органов, могут быть предъявлены  только в рамках конкурсного  производства.

 

 Сообщение о признании  должника банкротом публикуется  арбитражным судом в «Вестнике  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации» и официальном издании  государственного органа по делам  о банкротстве и финансовому  оздоровлению. Данная публикация  осуществляется за счет имущества  должника, а при отсутствии у  должника средств – за счет  кредитора, обратившегося в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом.

 

 В настоящее время  не существует издания госоргана  по делам о банкротстве и  финансовому оздоровлению, которое  публиковало бы данное сообщение.

 

 Продолжительность периода,  на который вводится конкурсное  производство, зависит от конкретных  обстоятельств и временных условий,  необходимых для реализации мероприятий,  в частности, анализа финансового  состояния должника, принятия мер,  направленных на поиск, выявление  и возврат имущество должника, находящегося у третьих лиц,  конкурсным управляющим. Закон  РФ «О несостоятельности (банкротстве)  предприятий» не устанавливал  срок конкурсного производства. Следует отметить, что процедура  конкурсного производства, назначенная  в соответствии с указанным  Законом, будет производиться  только в соответствии с данным  Законом. Следовательно, в настоящее  время в том случае, если открыто  конкурсное производство, арбитражные  суды могут лишь устанавливать  сроки представления отчета конкурсного  управляющего. Введение срока конкурсного  производства было вызвано необходимостью, так как по некоторым делам  конкурсное производство не закончено  и по настоящее время. Конкурсные  управляющие, получая вознаграждение, не торопятся его завершать.  Закон о банкротстве устанавливает  продолжительность указанной ликвидационной  процедуры – один год. Вместе  с тем, Закон о банкротстве  допускает возможность продления  указанного срока на шесть  месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании  недействительными сделок, совершенных  должником, исполнение решений  по указанным искам, поиск и  возврат имущества должника могут  являться основанием для продления  срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по  ходатайству собрания кредиторов  или конкурсного управляющего (по  аналогии с продлением срока  внешнего управления – п. 5 ст. 68 Закона) арбитражный суд выносит  определение о продлении указанного  срока. Необходимо обратить внимание  на то, что данное определение  обжалованию не подлежит.

 

 При необходимости,  в исключительных случаях, в  частности при возврате имущества  и денежных средств должника, находящихся за границей, арбитражный  суд вправе продлить срок конкурсного  производства сверх 18 месяцев.  В этом случае арбитражный  суд выносит определение о  продлении срока конкурсного  производства.

 

 Предметом исследования  данной дипломной работы является  осуществление конкурсного производства  в системе арбитражного управления.

 

 Объектом исследования  является – процедура конкурсного  производства на предприятии  ОАО «Совтрансавто-Ростов».

 

 Цель данной дипломной  работы- изучение процедуры конкурсного производства в системе арбитражного управления.

 

 Исходя из цели задачами работы являются:

 

 – рассмотреть понятие  банкротства и правовое регулирование  процедур несостоятельности предприятия;

 

 – охарактеризовать  порядок проведения процедуры  наблюдения на предприятии ОАО  «Совтрансавто-Ростов;

 

 – сделать анализ  финансового состояния ОАО «Совтрансавто-Ростов»;

 

 – изучить процедуру  конкурсного производство на  примере ОАО «Совтрансавто-Ростов».

 

 Структурно работа  состоит из трех глав, введения, заключение и списка использованных  источников.

 

 

1. Понятие банкротства  и правовое регулирование процедур  несостоятельности предприятия

 

 

1.1 Понятие и причины  банкротства предприятий. Развитие  законодательства о банкротстве

 

 

 Институт банкротства  – обязательное условие функционирования  организаций в рыночной экономике.  Процедура банкротства является  важнейшим правовым инструментом  регулирования имущественных отношений1.

 

 В условиях современной  финансовой политики процедуры  несостоятельности (банкротства)  относятся к числу важнейших  средств антикризисного управления  развитием экономической ситуации  на уровне как Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», т.е. финансово неблагополучными организациями.

 

 Правовое регулирование  несостоятельности (банкротства)  имеет давнюю историю, начинающуюся  со средневековых итальянских  торговцев-» ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, символизируя прекращение платежей, что и нашло отражение в термине «банкротство».

 

 Позднее данный термин  стал применяться более широко, и в настоящее время Федеральным  Законом «О несостоятельности  (банкротстве)» предусмотрена возможность  объявления банкротом как юридического, так и физического лица.

 

 Исторически сложилось  так, что под несостоятельностью  понималась удостоверенная судом  абсолютная неплатежеспособность  должника. При этом в большинстве  стран термин «банкротство» –  синоним слова «несостоятельность»  – применяется для описания  уголовно-правовой стороны несостоятельности,  инкорпорирован в уголовные кодексы  и используется только по отношению  к физическим лицам.

 

 Несмотря на то что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации.

 

 В России институт  банкротства также имеет давнюю  историю. Так, в «Русской Правде», одном из древнейших (приблизительно XIII в.) памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса.

 

 Например, по-разному регламентируются  последствия банкротства, наступившего  в результате неудачного стечения  обстоятельств, и несостоятельности,  причиной которой являются действия  должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в  первом случае проторговавшемуся  купцу давался шанс выплатить  долги частями и в рассрочку,  то во втором случае, по усмотрению  кредиторов, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет погашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очередность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, затем – приезжим купцам, остальное имущество распределялось между местными кредиторами.

 

 Специального нормативного  акта по вопросам банкротства  до XVIII в. принято не было. Вместе  с тем регулирование отдельных  вопросов, связанных с несостоятельностью  должников, содержится в Договоре Смоленска с Ригою от 1229 г., Псковской Судной Грамоте, Судебнике Ивана III, в Уложении царя Алексея Михайловича и др.

 

 После Октябрьской  революции 1917 институт банкротства  был реформирован применительно  к плановой социалистической  экономике таким образом, что  потерялась вся экономическая  основа признания должника несостоятельным.

 

 Следует отметить, что  лишь рыночные отношения обусловливают  необходимость введения данного  института. Так, бурное развитие  экономики в рамках «новой  экономической политики» в середине 20-х гг. нашего века потребовало  включения в Гражданский процессуальный  кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного  регламентированию процедур несостоятельности.

 

 В дальнейшем вместе  с ликвидацией рыночных отношений  исчезла необходимость и в  признании участников хозяйственного  оборота банкротами. При недостатке  у предприятия собственных средств  или его нерентабельности действовала  система дотаций или списания  долгов. Ситуация неплатежеспособности  предполагалась возможной лишь  при ликвидации предприятия в  случае недостаточности у него  собственных средств. Однако взыскание  обращалось лишь на оборотные  средства должника, тогда как  на здания, сооружения, оборудование  и другое имущество, относящееся  к основным средствам, взыскание  по претензиям кредиторов не  обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом  долг в невзысканной части  просто погашался.

 

 Несмотря на то что уже с 1986 г. широко создавались кооперативы, а в 1990 г. был принят уже вполне рыночный Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445–1, по поводу необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятии, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом.

 

 Однако сразу после  его принятия стала очевидной  недостаточная проработанность  его положений. Для восполнения  многочисленных пробелов, которые  содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные  подзаконные акты – указы Президента  Российской Федерации и постановления  Правительства Российской Федерации.  Кроме того, большую роль в  обеспечении реализации на практике  норм законодательства о банкротстве  в условиях их недостаточности  и противоречивости сыграл специализированный  орган исполнительной власти, издавший  ряд ведомственных нормативных  актов.

 

 В дальнейшем были  созданы самые необходимые условия  для практической реализации  процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных  судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. – около 240, в 1995 г. – 1108, в 1996 г. – 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными (банкротами) 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредиторами заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993 г. до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами введена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников – санация2.

 

 Сравнительно медленный  рост числа арбитражных дел  о несостоятельности был, главным  образом, обусловлен недостатками  основного законодательного акта, регулировавшего до последнего  времени вопросы банкротства,  – закона о несостоятельности  (банкротстве) предприятий, вступившего  в действие с 1 марта 1993 г.

 

 Вышеназванные причины,  а также необходимость приведения  данного нормативного акта в  соответствие с ГК РФ обусловили  необходимость принятия нового  законодательного акта – Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве)», вступившего в  действие с 1 марта 1998 г, а  затем Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г.

 

 Основной целью хозяйственной  деятельности любой коммерческой  организации является получение  прибыли. Однако в погоне за  высокими прибылями или под  влиянием различных внешних и  внутренних факторов можно оказаться  в ситуации, когда долгов будет  больше, чем имущества. Поэтому  в условиях рыночной экономики  большую роль в защите прав  и интересов юридических и  физических лиц играет такой  инструмент, как банкротство несостоятельного  должника, позволяющий восстановить  нарушенные права кредиторов, либо  помочь выйти должнику из кризиса.

 

 Основные цели законодательства  о банкротстве:

 

1) сохранить жизнеспособность  фирмы, т.е. с помощью юридических  механизмов помочь фирме, переживающей  тяжелые времена, оставаться в  деле, когда это более благоприятно  для ее собственников, чем уход  из бизнеса.

 

2) обеспечить защиту интересов  кредиторов, удовлетворив оптимальным  образом их требования по отношению  к данной фирме.

 

 Нетрудно заметить, что  две эти цели противоречат  друг другу, поэтому в мировой  практике законодательство о  банкротстве принято делить на  продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства;

 

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели  можно назвать обеспечение наблюдения  за сохранностью и наиболее  эффективным использованием активов  корпорации, – испытывающей финансовые  трудности, в процессе самого  банкротства.

 

 Основным юридическим  документом, регламентирующим вопросы  банкротства, является Федеральный  закон (далее – Закон) «О  несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ.

Информация о работе Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления