Кроме того, процедуры
банкротства регулируются:
– ГК РФ (ч. 1 от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ, ч.2 от 26 января 1996 г.
№ 14 ФЗ);
– Арбитражным процессуальным
кодексом (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. №
95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября
2002 г.);
– Трудовым кодексом
(ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. №
197-ФЗ;
– УК РФ от 13 июня
1996 г. № 63-ФЗ;
– Федеральным законом
«Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектом естественных
монополий топливно-энергетического
комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122
– ФЗ (действует до 1 января 2005 г.,
после чего вступает в действие
§ 6 главы 9 нового Закона о
банкротстве «Банкротство субъектов
естественных монополий»);
– Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» от 25 февраля
1999 г. № 40-ФЗ.
В соответствии с
законом о банкротстве, несостоятельность
(банкротство) – это признанная
арбитражным судом или объявленная
должником неспособность должника
в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей.
Из законодательства
о банкротстве вытекают следующие
положения:
1) должник может быть
признан банкротом только на
основании решения арбитражного
суда или объявить себя банкротом
сам (в случае добровольной
ликвидации);
2) критерием несостоятельности
должника является его неплатежеспособность,
когда должник не может полностью
расплатиться по своим долгам.
Причем закон не делает различия
между задолженностью перед кредиторами
по уплате обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды
и кредиторами по другим обязательствам.
Признаки банкротства:
1) неспособность должника
удовлетворить требования кредиторов
в течение трех месяцев со
дня наступления сроков их
исполнения; в течение одного
месяца для кредитных организаций;
в течение шести месяцев для
субъектов естественных монополий
топливно-энергетического комплекса
и для стратегических предприятии
и организаций;
2) сумма задолженности
(за исключением начисленных штрафов
и пеней) на день обращения
в суд должна быть не менее:
– 100 тыс. руб. (по
закону о банкротстве 1998 г.
– 500 минимальных размеров оплаты
труда (МРОТ)) для юридического лица;
– 10 тыс. руб. (по
закону о банкротстве 1998 г.
– 100 МРОТ) для гражданина; кроме
того сумма обязательств должника
– гражданина должна быть больше
стоимости принадлежащего ему
имущества;
– 50 000 МРОТ для субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса, кроме того сумма
задолженности должна превышать
балансовую стоимость имущества
должника, в том числе права
требования (с 1 января 2005 г. –
500 тыс. руб.);
– независимо от
размера кредиторской задолженности
при банкротстве отсутствующего
должника;
– не менее 1000 МРОТ
для кредитной организации.
Не подлежат банкротству
в порядке, предусмотренном законом
о банкротстве, казенные предприятия.
Закон «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» 1992 г.
не выделял особых категорий
должников, вследствие чего ко
всем применялись единые нормы.
Закон 2002 г. предусматривает особенности
банкротства отдельных категорий
должников: градообразующих организаций,
сельскохозяйственных организаций,
финансовых организаций (страховых
организаций, кредитных организаций,
профессиональных участников рынка
ценных бумаг), стратегических предприятий
и организаций, субъектов естественных
монополий, граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей,
и др.
Процедуры банкротства
можно разделить на внесудебные
(добровольные) и судебные, осуществляемые
в рамках судебного процесса. К внесудебным
процедурам относятся досудебная санация
и иные меры по предупреждению банкротства,
к судебным процедурам, осуществляемым
в рамках судебного процесса, – наблюдение,
финансовое оздоровление, внешнее управление,
конкурсное производство и мировое соглашение.
Судебное разбирательство
может быть начато по заявлению
как самого должника, так и конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов.
Конкурсное производство
приводит к ликвидации организации,
все остальные процедуры –
к ее финансовому оздоровлению
и, в конечном счете, к привидению
организаций в нормальное состояние.
Таким образом, процесс по делу
о банкротстве не всегда приводит
к ликвидации должника.
1.2 Банкротство как неотъемлемая
часть рыночной экономики
Темп проводимых в
стране реформ и рост экономического
потенциала в значительной мере
зависят от эффективности осуществления
процедур финансового оздоровления
в реальном секторе экономики.
Здесь не последнюю роль играет
применение механизма банкротства.
До недавнего времени
объявление о банкротстве воспринималось
как финансовый крах и ликвидация
предприятия. За прошедшее время
изменилось очень многое, и прежде
всего общественное сознание. Революция
в умах произошла не в начале
90-х, когда экономические реформы
казались чем-то вроде скоростной
езды по гладкой магистрали, а
только теперь, когда мы осознаем,
с какой жесткой, болезненной,
неотвратимой ответственностью
связана рыночная экономика. Понадобился
длительный процесс адаптации
к этому понятию и самому
институту банкротства. Сегодня
все большее число людей, в
том числе должностных лиц
всех уровней, начинают понимать,
что без цивилизованного, эффективного
рычага воздействия на неплательщиков
долгов невозможно функционирование
нормальной рыночной экономики.
Банкротство – вовсе не чье-то
изобретение, это неизбежный спутник
эффективно функционирующей рыночной
экономики.
Система несостоятельности
является одним из важных факторов
надежного экономического развития.
Она повышает доступность кредита,
стимулирует выполнение договоров,
обеспечивает предсказуемое распределение
рисков в случаи возникновения
финансовых кризисов». Именно
эта позиция является главной.
Предсказуемость распределения
рисков и возврата денежных
средств должны обеспечиваться
Законом о банкротстве.
Юридические лица и
граждане вступают в многочисленные
отношения друг с другом, с
государственными, в том числе
налоговыми органами, банками и
другими организациями. В этих
отношениях возникают денежные
обязательства, определенные законом
или договорами. В тех случаях,
когда денежный размер этих
обязательств превышает определенный
предел и очевидна невозможность погашения
обязательства из стоимости имущества
должника, такие лица могут быть объявлены
несостоятельными (банкротами).
Таким образом, банкротство
является той гранью, которая
может быть обусловлена различными
причинами: это и неполучение
средств за отпущенные товары,
и затоваривание собственного
производства продукцией, не имеющей
сбыта, и неэффективная финансовая
деятельность, и прямые злоупотребления
топ-менеджеров3. Однако необходимо
учитывать и объективные причины
– опыт прошлого. Ведь государственные
предприятия в нашей стране
долгое время действовали на
основе централизованного планирования
при низкой оплате труда, низких
транспортных и энергетических
тарифах, в условиях монополизма,
когда имели возможность повышать
цены произвольно, в зависимости
от конкретных затрат. Сказывается
и несовершенство нашего законодательства,
особенно налогового, а также
общеэкономические условия, в
частности, нехватка оборотных
средств (отсутствие нормальной
системы кредитования).
Институт банкротства
известен всем странам с рыночной
экономикой, поскольку последняя предполагает
получение прибыли от коммерческой деятельности
и платежеспособный спрос потребителей.
Ликвидация безнадежно неплатежеспособных
должников является положительной мерой.
Она выводит неэффективные предприятия
из числа действующих. Однако признание
должника банкротом имеет и негативные
последствия, поскольку затрагивает не
только имущественные интересы должника,
но и права и интересы большого круга лиц
– его работников, партнеров, кредиторов
и других, во многих случаях порождая значительные
социальные издержки. Угроза банкротства
побуждает не только предпринимателя,
но и органы государственного управления
принимать активные меры, влиять на происходящие
процессы.
В то же время
процедура банкротства является
положительной мерой и для
должника. Она позволяет ему погасить
свои обязательства за счет
имеющегося имущества и затем,
освободившись от долгов, начать
новое дело. Другое дело, что в
наших условиях, когда произошли
коренные изменения в принципах
хозяйствования, банкротство приобретает
невиданный размах.
Наибольшее количество
дел о банкротстве, находящихся
в настоящее время в производстве,
связано с ликвидационной процедурой
(90,8%). Более 40 тысяч предприятий
– так называемые отсутствующие
должники, давно не работающие, брошенные
юридические лица. Всего в стране
более 1 млн. таких предприятий,
и их необходимо ликвидировать.
Хотя общее количество дел
о банкротстве возрастает, число
процедур внешнего управления
изменяется непропорционально общему
росту количества дел, более
того, имеет устойчивую тенденцию
к снижению4.
1.3 Порядок осуществления
процедур банкротства
При рассмотрении дела
о банкротстве должника – юридического
лица применяются следующие процедуры
банкротства5:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление;
4) конкурсное производство;
5) мировое соглашение.
В случае проведения
процедур банкротства обязательному
опубликованию подлежат сообщения
о введении в отношении должника
процедуры наблюдения, признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства, о прекращении
производства по делу о банкротстве.
При отсутствии возражений
кредиторов должник – юридическое
лицо может объявить о своем
банкротстве и добровольной ликвидации.
Государственную политику
в сфере финансового оздоровления
и несостоятельности (банкротства)
проводит государственный орган
по финансовому оздоровлению
и банкротству, имеющий территориальные
органы – Федеральная служба
финансового оздоровления (ФСФО
России). Ее структура представлена
на рис. 1.1 (см. приложение А).
В случае возникновения
признаков банкротства руководитель
должника обязан сообщить об
этом своим учредителям. Предписание
о необходимости такого уведомления
направляет должнику ФСФО России.
Все соучастники до момента
подачи в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом
обязаны принимать меры по
предупреждению банкротства предприятий,
т.е. меры, направленные на финансовое
оздоровление. В этом случае должнику
может быть представлена финансовая
помощь в размере, достаточном
для погашения денежных обязательств
и обязательных платежей и
восстановления платежеспособности
должника (досудебная санация).
Дела о банкротстве
юридических лиц, в том числе
зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей,
рассматриваются арбитражным судом
по правилам, предусмотренным АП
К РФ, месту нахождения должника.
Заявление о признании
должника банкротом принимается
арбитражным судом, если требования
к должнику – юридическому
лицу в совокупности составляют
не менее 1000 МРОТ и указанные
требования не погашены в течение
трех месяцев.
Дело о банкротстве
не может быть передано на
рассмотрение третейского суда.
Лицами, участвующими
в деле о банкротстве, являются:
1) должник;
2) арбитражный управляющий;
3) конкурсные кредиторы
с момента предъявления ими
требования к должнику;
4) уполномоченные органы
по требованиям по обязательным
платежам с момента предъявления
ими требования к должнику;
5) органы местного самоуправления
по месту нахождения должника,
а также федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ по месту
нахождения должника в случаях,
предусмотренных Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)»;
6) лица, предоставившие обеспечение
для проведения процедуры финансового
оздоровления.
В арбитражном процессе
по делу о банкротстве участвуют:
1) представитель работников
должника;
2) представитель собственника
имущества должника – унитарного
предприятия;
3) представитель учредителей
(участников) должника юридического
лица;
4) представитель собрания
кредиторов;
5) представитель комитета
кредиторов;
6) саморегулируемые организации.
Производство по делу
о банкротстве возбуждается арбитражным
судом в течение пяти дней
с момента поступления заявления
о признании должника банкротом
в арбитражный суд.
Кредиторы вправе объединить
свои требования к должнику
и обратиться в суд с одним
заявлением кредитора. Такое заявление
подписывается кредиторами, объединившими
свои требования.
Заявление уполномоченного
органа о признании должника
банкротом должно отвечать определенным
требованиям. Порядок подачи заявления
уполномоченного органа определяется
Правительством Российской Федерации.
К заявлению уполномоченного
органа о признании должника
– юридического лица банкротом
должны быть приложены доказательства
принятия мер к получению задолженности
по обязательным платежам в
установленном Законом порядке.