Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Цель исследования: анализ текущие ситуации на предприятии и разработка системы мотивации, отвечающей современным потребностям организации.
Исходя из цели, определены задачи работы:
- анализ современного состояния предприятия;
- анализ показателей экономической и финансовой деятельности предприятия;
1.3. Основы мотивации на предприятии.
Управление трудовой мотивацией персонала – механизм напрямую связанный с результатами деятельности организаций в целом, конкурентноспособностью и эффективностью. При грамотном применении технологий управления мотивацией достигается оптимальное использование человеческих ресурсов организации, что приводит к повышению доходности бизнеса.
Можно
выделить несколько важных показателей
системы мотивации определяющих
ее эффективность и
- приверженность и лояльность персонала к организации;
-
заинтересованность персонала
-
продуктивность деятельности
- привлекательность организации на рынке труда.
Управление мотивацией пресонала позволяет регулировать вышеперечисленные показатели в соответствии с планами организации, сбалансировать текучесть кадров, прогнозировать развитие бизнеса, повысить эффективность работы персонала.
Основная задача создания систем мотивации заключается в том, чтобы выработать и закрепить необходимое производственное поведение сотрудников. Можно выделить два направления решения этой задачи.
1.
Воздействие на существующие
потребности сотрудников и их
удовлетворение. Для этого необходимо
выявить структуру
2.
Создание тех потребностей, которые
могут быть удовлетворены в
рамках существующей системы.
В этом случае доминирующую
роль в мотивационном процессе
будут играть философия
Создание
оптимальной системы мотивации
предполагает применение обоих направлений
с учетом конкретной ситуации, сложившейся
в организации. Так, для получения
результата в краткосрочном периоде
акцент смещается в сторону первого
направления, т.е. оперативного воздействия
на существующие потребности с использованием
различных методов мотивации. Решение
проблем создания и удержания
долгосрочного конкурентного
Сформулируем основные принципы проектирования системы мотивации труда.
1.
Соответствие корпоративной
2.
Гибкость при использовании
3.
Принцип адаптивности
4.
Комплексность. Проблема
5.
Системность. Принцип
6.
Ясность системы мотивации
7.
Эффективность системы
2.МОТИВАЦИЯ.
РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИОННЫХ
Проблеме
мотивации персонала в нашей
стране всегда традиционно уделяли
мало внимания, но при этом ответственные
за это люди исходили из двух взаимно
противоположных предпосылок. Одна
из них, идеологическая, рецидивы которой
практически постоянно
Как указывает А.Л. Еремин, из психофизиологии известно определение мотивации, как эмоционально окрашенного стремления человека к удовлетворению ведущих потребностей [4. С. 143]. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. В менеджменте, в особенности, в практическом, используется анализ мотивации через потребности, т.е., осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.
Для успешной мотивации персонала необходимо планирование карьеры сотрудника. Успешность карьеры определяется внутренней удовлетворенностью человека своим трудом, ощущением значимости собственных профессиональных достижений, степенью реализации личного интеллектуального, творческого потенциала и профессиональным признанием.
Карьера является результатом взаимодействия трех групп факторов:
личности самого человека;
профессиональной среды, в которой человек работает и развивается;
внерабочей среды, в которой он живет и отдыхает.
1. Личность работающего. Каждый человек уникален в сочетании своих профессиональных и личностных качеств. Уровень профессиональной компетенции определяется способностями человека, приобретенными знаниями, умениями и опытом, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности, а также личностными качествами. Среди личностных качеств наиболее важны темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера, установки. От личностных качеств во многом зависит стиль поведения человека в процессе работы — как он принимает решения, взаимодействует с руководством и коллегами, распределяет время и др. Не нужно недооценивать и той роли, которую в карьере человека играет здоровье (это хорошо знают люди, которые из-за слабого здоровья не смогли себя полностью реализовать).
Понятно, что способные, активные, трудолюбивые люди, которые получили хорошее образование и востребованную специальность, имеют больше шансов сделать успешную карьеру, чем те, кто не наделен подобным «стартовым капиталом».
Важной характеристикой личности является мотивация, то есть внутреннее побуждение человека к достижению субъективно значимых целей. Мотивация во многом определяет, как человек распоряжается своими способностями, энергией, творческим потенциалом в долговременной перспективе.
Система мотивации представляет собой совокупность методов мотивации.
В
теории выделяют четыре основных метода
мотивации (табл. 5).
Таблица
5 - Методы мотивации
Формы | Характеристика | Содержание |
Вознаграждение | в виде систем материального
и нематериального |
Премии, дополнительные выплаты, нематериальное поощрение |
Принуждение | основано на страхе подвергнуться наказанию | Штраф, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.п. |
Солидарность | развитие у
работников ценностей и целей, совпадающих
или близких к ценностям и
целям организации с |
|
Приспособление | воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего управленческого звена |
Понятие
мотивации активно
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения, материального и морального поощрения. Теории «X», «У», «Z», в основе которых лежит отношение человека к труду впервые разработаны Ф.У. Тейлором , Д. Мак Грегором и японским ученым В. Оучи.
«Х», «У», «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей.
По теории «Х» естественно применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материальное поощрение.
Стимулы
побуждения к труду в теории «У»
располагаются в следующем
Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в малой социальной группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Применяемые стимулы: моральные и материальные.
Наиболее известные содержательные теории мотивации:
- теория потребностей Маслоу;
- теория существования, связи и роста Альдерфера;
-
теория приобретенных
- теория 2-х факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу
Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:
- неудовлетворенные потребности побуждают к действиям;
-
если одна потребность
-
потребности, находящиеся
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:
- Физиологические потребности;
- Потребность безопасности;