Анализ оплаты труда, его роль в повышении эффективности использования фонда заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Действующие формы и системы оплаты труда в РБ.Нормативно-правовая база.Фонд заработной платы и его структура.Анализ фонда заработной платы учета оплаты труда работников

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………... 5
1. Совершенствование системы оплаты труда – одна из важнейших проблем развития экономики в РБ в современных условиях………………
7
1.1 Действующие формы и системы оплаты труда в РБ…………………… 7
1.2 Фонд заработной платы и его структура………………………………... 11
1.3 Финансово-экономическая характеристика СОАО «Ляховичский молочный завод»……... 13
1.4 Нормативно-правовая база учета оплаты труда работников…………… 22
2. Анализ фонда заработной платы………………………………………….. 26
2.1 Анализ состава, структуры и динамики фонда заработной платы……. 26
2.2 Анализ фонда заработной платы, включённого в себестоимость продукции ……………………………………………………………………..
30
2.3 Анализ использования общего фонда заработной платы……………… 32
2.4 Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы …............................................................................
2.5 Резервы повышения эффективности использования фонда заработной платы…………………………………………………………………………...
36
38
Заключение……………………………………………………………………. 40
Список использованных источников…………………………………..……. 42
Приложения…………………………………………………………………… 45

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по анализу.doc

— 501.50 Кб (Скачать документ)

1.4 Нормативно-правовая база учёта оплаты труда работников

При учёте труда и заработной платы на уровне государства необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

1. Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 №296-3(с изменениями и дополнениями от 12.11.2007 г.). В нём оговариваются основные положения, касающиеся общих правил регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений. Кроме того даётся подробная характеристика особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, общих правил  регулирования коллективных трудовых отношений, ответственность работников и нанимателей, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

2. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учёте и отчётности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 №42-З, от 17.05.2004 №278-З, от 29.12.2006 №188-З, от 26.12.2007 №302-З), регламентирующий порядок организации бухгалтерского учёта, принятия к учёту и хранения первичных документов, определения стоимости активов и обязательств, состава и представления бухгалтерской отчётности.

3. Типовой план счетов и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв.  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 (с изменениями и дополнениями от 26 марта 2009г. №33.Зарегестрировано в Национальном реестре - №8/20735 от 03.04.2009г.). Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

4. Закон от 29.02.1996 №138 « Об обязательных страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ» (с изменениями и дополнениями Мин. труда и соц. защиты РБ по состоянию на 10.07.2009г.), который является основным нормативным документом, регламентирующим порядок и размеры удержаний.

5. Декрет Президента РБ от 26.07.1999 №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укрепление трудовой и исполнительной дисциплины» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009г.).

6. Положение о страховой деятельности в Республике Бе­ларусь, утвержденным Указом Президента Республики Бела­русь от 25.08.2006 №530 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 25.06.2009 №336).

7. Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден­ным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 №1297 (с изменениями и дополнениями  Постановления Совета Министров Республики Беларусь  от  02.07.2008  г.  №987).

8. Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты, утверждённым Указом президента РБ от 16.01.2009 №40.

9. Положение о порядке обеспечения пособиями по вре­менной нетрудоспособности и по беременности и родам, ут­вержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 №1290 (с изменениями и дополнениями Постановления Совета Министров РБ от 10.07.2009г.).

10. Перечень видов выплат, на которые не начисляются взно­сы по государственному социальному страхованию в Фонд со­циальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 №115 (по состоянию на 28.03.2007г.).

11. Постановление Совета Министров РБ «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и высококачественного труда» от 09.11.1999 №1748 (в ред. постановлений Совмина от 28.02.2002 №288, от 25.07.2002 №1003).

12. Инструкция по заполнению форм государственной ста­тистической отчетности по труду, утвержденной постановлени­ем Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 №92.

13. Инструкция о поряд­ке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (с изменениями и дополнениями от 01.02.2009г.), где регламентируется тарифное нормирование опла­ты труда на предприятиях различных отраслей независимо от формы собственности.

14. Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организа­циями, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 декабря 2005 г. № 18/23 (с учетом изменений и дополнений от 10.07.2009г.).

15. Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Респуб­лики Беларусь от 10.04.2000 №47 (с изменениями и дополнениями от 10.07.2009г.) и др.

Локальные нормативно-правовые акты регулирующие оплату труда работников:

1. Учётная политика организации, которая включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учёта, план счетов бухгалтерского учёта организации, применяемые организацией формы первичных документов и регистров, график документооборота.

2. Коллективный договор, где подробно оговариваются все виды труд отношений на предприятии.

3. Трудовой договор или контракт, согласно которому трудящийся обязуется выполнять работу по определённой специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

4. Штатное расписание, отображающее структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаемой должности.

5. Положение о премировании, основной задачей которого является определение круга премируемых работников; сроков выдачи премий; размеров премий; критериев/показателей, по которым определяются необходимость выдачи премии, виды премий, порядок премирования.

6. Положение об утверждении ставки первого разряда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

2.1 Анализ динамики, состава и структуры фонда заработной платы

Фонд заработной платы (ФЗП) представляет собой сумму средств на оплату труда независимо от источников финансирования выплат и занимает одну из позиций в планировании и анализе финансовой деятельности организации, так как эффективное использование влияет на размер получаемой прибыли, рентабельности и других экономических показателей. Кроме того, анализ средств на оплату труда позволяет выявить нерациональные выплаты из ФЗП и разработать мероприятия по ее экономии.

Основными задачами анализа ФЗП являются:

- исследование динамики изменения основных показателей по труду и заработной плате в организации торговли по установленным отчетным периодам;

- изучение и оценка состава, структуры, динамики источников образования ФЗП;

- изучение и оценка состава, структуры, динамики ФЗП;

- оценка эффективности использования ФЗП;

- определение влияния факторов на формирование и использование ФЗП;

- обобщение неиспользуемых возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности использования средств на оплату труда.

Источниками информации для анализа ФЗП являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, информация регистров текущего синтетического и аналитического учета.

Информация, содержащаяся в формах статистической отчетности, позволяет проанализировать состав и структуру ФЗП. Сведения о расходах на оплату труда можно получить из регистров синтетического и аналитического учета.

На начальном этапе анализа ФЗП необходимо изучить и дать оценку динамике изменения основных показателей по труду и заработной плате. На основании информации бухгалтерского баланса и приложений к нему, статистических форм 12-т «Отчет по труду» (Приложения П, Р, С) и 1-п «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (Приложения Л, М, Н) составим таблицу 2.1.

 

Таблица 2.1 – Информация о динамике показателей по труду и заработной плате
в СОАО «Ляховичский молочный завод» за 2008-2010 годы

 

 

 

Показатель

Фактически за

Отклонение

Темп роста, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. от

2008 г.

2010 г. от

2009 г.

2010 г. к

2008 г.

2010 г. к 2009г.

Выпуск товарной продукции, млн.р.:

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

29499

38268

39752

10253

1484

134,8

103,9

в сопоставимых ценах

33422

42133

43687

10256

1554

130,7

103,7

Среднесписочная численность работающих, чел.

189

200

203

14

3

107,4

101,5

Среднегодовая выработка на 1 работающего, млн. р.:

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

156

191

196

40

5

125,6

102,6

в сопоставимых ценах

177

211

215

38

4

121,5

101,9

Фонд заработной платы, млн. р.

2277,4

2657,1

3569,6

1292,2

912,5

156,7

134,3

Среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.

991578

1091833

1450287

458709

358454

146,3

132,8

Примечание - Источник: собственная разработка

 На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что ФЗП в 2010 г. по сравнению с 2008 г. вырос на 1292,2 млн. р., что составило 156,7 %, а по сравнению с 2009 г. – на 912,5 млн. р., что составило 134,3 %. При этом рост выпуска товарной продукции в действующих ценах в аналогичных периодах составил 134,8 % и 103,9 % соответственно. Следовательно, рост ФЗП опережает рост выпуска товарной продукции, что является отрицательным явлением в деятельности организации.

Численность работников в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 14 человек, а по сравнению с 2009 г. – на 3 человека. Можно предположить, что организация еще не определила оптимальную для себя численность работников.

При этом среднемесячная заработная плата на одного работника в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 46,3%, что составило 458709 руб., а по сравнению с 2009 г. – на 32,8 %, или 358454 руб. Рост среднемесячной заработной платы является важным стимулом для работников организации.

Среднегодовая выработка на одного работника в 2010 г. оказалась на 40 млн. р. больше, чем в 2008 г., или на 25,6%, и на  5 млн. р. выше, чем в 2009 г., или на 2,6 %.

Для определения влияния отдельных видов выплат на фонд заработной платы необходимо производить анализ изменения структуры и состава ФЗП.

Анализ использования фонда заработной платы производится в двух направлениях:

- по видам выплат;

- в разрезе основных категорий персонала.

Первое направление включает изучение состава ФЗП по видам использования и в динамике по отношению к предыдущему году. На основании данных форм отчёта по труду 1-т (Приложения П, Р, С), в таблице 2.2 проведём анализ состава, структуры и динамики  фонда заработной платы.

Таблица 2.2 – Анализ состава, структуры и динамики ФЗП по видам выплат

Показатели

2008 г.

Уд. вес, %

2009 г.

Уд. вес, %

2010 г.

Уд. вес, %

Отклоне-
ние

2010 г.

к 2008 г.

2010 г.

к 2009 г.

Фонд оплаты труда

2277,4

100

2657,1

100

3569,6

100

1292,2

912,5

1) Заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время:

1254,8

55,1

1426,9

53,7

1931,2

54,1

676,4

504,3

- по сдельным расценкам, коллективный фонд

387,2

17

438,4

16,5

560,4

15,7

173,2

122,0

-    по тарифным ставкам и окладам

787,9

34,6

943,3

35,5

1267,3

35,5

479,4

324

- работникам несписочного состава

79,7

3,5

45,2

1,7

103,5

2,9

23,8

58,3

2) выплаты стимулирующего характера:

774,3

34

908,7

34,2

1252,9

35,1

478,6

344,2

- надбавки к тарифным ставкам и окладам за проф. мастерство, стаж работы и др.

414,5

18,2

483,6

18,2

681,8

19,1

267,3

198,2

- премии и вознаграждения

318,8

14

358,7

13,5

474,7

13,3

155,9

116

- материальная помощь

41

1,8

66,4

2,5

96,4

2,7

55,4

30

3) выплаты компенсирующего характера (доплаты за сверхурочные работы, за неиспользованный отпуск и др.)

88,8

3,9

108,9

4,1

132,1

3,7

-0,2

-0,4

4) выплаты за неотработанное время (отпуска, время выполнения гос. обязанностей)

159,5

7

212,6

8

253,4

7,1

0,1

-0,9

Информация о работе Анализ оплаты труда, его роль в повышении эффективности использования фонда заработной платы