Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – проверка правил соблюдения нормативного регулирования операций с нематериальными активами и их учета на примере коммерческого предприятия.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов;
– рассмотреть организационную характеристику предприятия;
– выделить основные стадии аудиторской проверки НМА;
– сделать выводы и обобщить выявленные замечания по результатам проверки НМА.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в последнее время в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных (неосязаемых) активов (НМА).
Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков.
В современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах.
В настоящее время в предпринимательской деятельности часто возникают проблемы, связанные с практическим использованием интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий и организаций, в частности при оформлении первичных учетных документов для документального оформления, оценки и учета служебной и коммерческой тайны в качестве объекта бухгалтерского учета в нематериальных активах предприятия, что и обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – проверка правил соблюдения нормативного регулирования операций с нематериальными активами и их учета на примере коммерческого предприятия.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов;
– рассмотреть организационную характеристику предприятия;
– выделить основные стадии аудиторской проверки НМА;
– сделать выводы и обобщить выявленные замечания по результатам проверки НМА.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ОАО «УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-2» (УМ-2) , предмет исследования – аудиторская проверка учета нематериальных активов на исследуемом предприятии.
При написании
работы использовались
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Главное в аудиторской проверке нематериальных активов – убедиться в их фактическом наличии, правильной оценке, документальном оформлении и правильном списании. Фактическое наличие устанавливают путем инвентаризации (визуального наблюдения) и ознакомления с первичной документацией на оприходование.
Поскольку многие нематериальные активы – объект интеллектуальной собственности и бестелесны по своей природе, важным критерием их обособления в составе имущества является возможность их отчуждаемости, т.е. возможности передачи другому физическому или юридическом улицу во владение. Существенное значение имеет способность нематериального актива приносить экономические выгоды.
Таким образом, целями аудита нематериальных активов являются:
– формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по информации о нематериальных активах;
– устранение несоответствия действующего в организации порядка ведения учета и налогообложения операций с нематериальными активами нормативным требованиям, законодательству Российской Федерации.
Основные задачи аудита нематериальных активов состоят в необходимости проверить:
– правильность отнесения объектов к нематериальным активам;
– документальное оформление факта наличия нематериальных активов
(деловой репутации, организационных расходов, исключительных прав);
– правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и
выбытию нематериальных активов;
– правильность оценки нематериальных активов в учете;
– правильность определения срока полезного использования нематериальных
активов и начисления амортизации;
– полноту и правильность отражения данных по нематериальным активам в
бухгалтерском учете и отчетности.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2007) нематериальные активы – это часть имущества организации, которая характеризуется следующими признаками при принятии к бухгалтерскому учету и их одновременном соблюдении:
– отсутствие материально-вещественной формы;
– возможность идентификации (выделения, отделения) объекта от других активов;
– способность приносить предприятию экономические выгоды (доход) в будущем, в частности объект предназначен для использования в производстве продукции» для выполнения работ или оказания услуг, для управленческих нужд предприятия либо для использования в деятельности, направленной для достижения целей создания некоммерческой организации;
– использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– предприятием не предполагается продажа данного имущества в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– фактическая (первоначальная) стоимость может быть достоверно определена;
– организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация должна иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результаты интеллектуальной деятельности), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (контроль над объектом).
В составе НМА могут учитываться:
– произведения науки, литературы и искусства;
– объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.);
– программы для электронных вычислительных машин и базы данных;
– изобретения;
– полезные модели;
– секреты производства (ноу-хау);
– товарные знаки и знаки обслуживания;
– иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ.
В составе НМА
учитывается также
При поверке нематериальных активов аудитором используются следующие законодательные и нормативные акты используются:
Рассмотрим основные этапы проведения аудиторской проверки нематериальных активов.
1. Анализируется состав нематериальных активов организации.
Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива. Значительное внимание следует уделить анализу договоров, патентов, свидетельств о регистрации права собственности и других документов, подтверждающих право собственности организации на нематериальные активы. Кроме того, учтенные в качестве нематериальных, активы должны соответствовать требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 года № 153н. На этом этапе выясняется, учитываются ли в составе бухгалтерского счета 04 активы, не являющиеся нематериальными.
Далее, аудитор
проверяет документальное оформление
учета нематериальных активов, в
частности использование
Во время проверки оценивается организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов, обеспеченность информации по единицам учета, соответствие открытых субсчетов бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы», Плану счетов бухгалтерского учета, а также рабочему плану счетов, утвержденному учетной политикой организации.
2. Аудит учета
поступления (создания) нематериального
актива. Нематериальные активы
Аудитор рассматривает своевременность постановки на учет нематериальных активов и правильность методологии произведенных бухгалтерских проводок. Для этого первичные документы сверяют с данными регистров по бухгалтерским счетам 04 «Нематериальные активы» и 08 «Капитальные вложения».
3. Аудит учета начисления
амортизации нематериального
– на соблюдение учетной политики организации в части начисления амортизации (способы начисления должны соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства);
– правильность установления срока полезного использования и определения нормы амортизации;
– достоверность расчета сумм амортизационных отчислений.
4. Аудит выбытия
нематериальных активов. Во
5. Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными активами. Налоговый учет нематериальных активов может отличаться от бухгалтерского. Для выявления налоговых рисков аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры.
Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:
По результатам проверки в соответствии с Правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» аудитор, руководствуясь профессиональным мнением, формирует рабочие документы, которые содержат:
– данные о тестировании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
– сведения о документальном оформлении и об организации бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;