Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация к новым условиям могла бы протекать намного легче при участии и поддержке аудиторов. Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а также методы алгоритмизации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая аудит основных средств.doc

— 411.00 Кб (Скачать документ)

 
 
 

    4 Аудиторская проверка учета основных средств 

    4.1 Источники  информации для  аудиторской проверки

    Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это  выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:

  • форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
  • форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
  • форма ОС-4 — акт на списание основных средств;
  • форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;
  • форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;
  • форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;
  • форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
  • форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования;
  • синтетический учет движения основных средств и ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;
  • Главная книга;
  • баланс (ф. № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

    Основные  направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильность отнесения предметов к основным средствам;
  • правильность оценки основных средств в учете;
  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
  • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита основных средств  можно выделить следующие направления  проверки:

  1. оценка сохранности и проверка наличия основных средств
  2. проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам
  3. проверка документального оформления и учета основных средств
  4. проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств
  5. аудит начисления амортизации в бухгалтерском учете и налоговом учете
  6. проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды
  7. анализ и обобщение результатов аудита
 

    4.2 Описание основных контрольных  процедур

     При журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета cначала проверяется сопоставление формы № 1 строки 120 с показателями Главной книги по счетам 01 и 02,  также сопоставление формы №1 строки 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги по соответствующим счетам,  формы №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, затем показатели каждого месяца, приведенные в Главной книге, сопоставляются с журналами-ордерами № 13 и 10, журнал-ордер № 13 выборочно сопоставляется с карточками ОС-6. Данные операции можно оформить в документах аудитора: 

Таблица 5 - Пример заполнения рабочего документа аудитора

№ п/п Показатели Код строки баланса N  счета Остатки по счетам
А 1 2 3 4
На  начало периода На  конец периода
1       По балансу По Главной  книге Расхождение По балансу По Главной  книге расхождение
2 Основные  средства   01

02

Х

Х

    Х

Х

   
3 Остаточная  стоимость 120 01-02            

 

     При проведении сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета результаты проверки можно отразить в таком документе: 

Таблица 6- Пример заполнения рабочего документа  аудитора

№ п/п Год:2006 Наименование  регистра Остаток на начало месяца Оборот  за  месяц Остаток на конец месяца
А 1 2 3 4 5 6 7
  месяц   дебет кредит Дебет кредит Дебет Кредит
1 Январь Главная книга            
2   Журнал-ордер N            
3   Занижено  в главной книге (-)

Завышено в  Главной книге (+),

Расхождений нет (прочерк)

           
4 Февраль              

 

     При проверке тождественности остатков  оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета можно  составить документ:  
 
 
 
 
 

Таблица 7 - Пример заполнения рабочего документа  аудитора

№ п/п Год:

2006

Синтетический учет Аналитический учет Рас

Хож

дения

Месяц Наименование  регистра Показатели Сумма Наименование  регистра Показатели Сумма  
      дебет кредит     дебет кредит  
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Январь   Остаток на начало месяца              
2     Оборот за месяц              
3     Остаток на конец  месяца              
4 Февраль                  
5 Март…                  

 

     При сопоставлении формы №1 строк 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги  можно составить рабочий документ следующего вида: 

Таблица 8 - Пример заполнения рабочего документа  аудитора

№ п/п Показатели Код строки баланса N  счета Остатки по счетам
А 1 2 3 4
      На  начало периода На  конец периода
      По балансу По Главной  книге Расхождение По балансу По Главной  книге расхождение
1 Арендованные  ОС 900 001.1            
2 ОС, приобретенные  по договору лизинга 901 001.2            
3 Износ жилищного  фонда 907 010.1            
4 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 908 010.2            

 

     При сопоставлении формы №5 – раздела 2.Основные средства с показателями формы № 1 (так как в российской практике такие ошибки бухгалтера иногда допускают), можно составить рабочий документ следующего вида: 

Таблица 9 - Пример заполнения рабочего документа  аудитора

№ п/п Показатель Форма №1:

код строки

Форма №5:

код строки или  строк

Расхождения Возможные финансовые санкции
А 1 2 3 4
1 Основные  средства 120 210 - 220    

 

     Сопоставление обеспечении всегда должно быть сопряжено с оценкой прав на эти обеспечения у организации, так как часто под их видом просто происходит перелив капитала. Поэтому предложено  такого вида рабочий документ: 

Таблица 10 - Пример заполнения рабочего документа  аудитора

№ п/п Форма №5:

код строки или  строк

Соответствие  документа на обеспечение юридически правильно оформленному Нормативный документ, регламентирующий составление  обеспечения Результат подтверждения  от субъекта, выдавшего обеспечение Главная книга
А 1 2 3 4
           
           

 

     В этом рабочем документе представлено не только чистая проверка тождественности  показателей, но  логично именно на этом этапе аудита проверить данные виды учета и контроля.

     Аудит первичной бухгалтерской документации

     Унифицированные формы по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». В начале этого этапа проверки аудитор должен выявить состав унифицированных первичных документов. Затем проводится формальная проверка первичных документов. Она включает:

     - Проверка степени унификации  проверяемой первичной документации;

     - Проверка наличия в документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов;

     - Проверка утверждения неунифицированных форм;

     - Проверка наличия утвержденных  руководителем организации перечня  лиц, имеющих право подписи  первичных документов;

     - Правильность заполнения обязательных  реквизитов первичной документации;

     - Правильность внесения исправлений;

Информация о работе Аудит основных средств