Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа
Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Нормативное регулирование организации и планирование аудита основных средств 6
1.2 Экономическая сущность основных средств и их характеристика 8
1.3 Основные проблемы по формированию и отражению информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 12
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 17
2.1 Природно-экономическая характеристика ОПХ «Ленинский путь» 17
2.2 Анализ финансового состояния ОПХ «Ленинский путь» 18
2.3 Порядок формирования в отчетности информации об основных средствах 30
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АУДИТА 35
3.1 Существенность в аудите. Расчет уровня существенности 35
3.2 Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите 40
3.3 Выборка в аудите. Расчет объема выборочных совокупностей для аудита основных средств. 45
3.4 Составление плана аудита основных средств на ОПХ «Ленинский путь» 49
3.5 Составление программы аудита основных средств на ОПХ «Ленинский путь» 52
ГЛАВА 4 АУДИТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ОПХ «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ» 58
4.1 Аудит системы внутреннего контроля при осуществлении аудита основных средств на ОПХ «Ленинский путь» 58
4.2 Влияние установленных ошибок при ведении бухгалтерского учета на показатели финансовой отчетности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В зависимости от отраслевой принадлежности, различают основные средства промышленности, строительства, транспорта и т.д. По участию в процессе производства выделяют основные средства, предназначенные к вводу в действие, введенные в действие, действующие и бездействующие. К основным средствам не относятся: - малоценные предметы стоимостью меньше 40000 рублей независимо от срока службы - быстроизнашивающиеся средства труда со сроком службы менее одного года независимо от их стоимости; готовая продукция на складе предприятия, снабженческих и сбытовых организаций; оборудование, числящееся на балансе капитального строительства и др. Структура основных средств определяется как доля или удельный вес каждой из групп основных средств в их суммарной стоимости. В зависимости от того, какая из классификаций положена в основу расчета, различают следующие виды структур основных фондов:
1) видовая структура получила широкое распространение в системе управленческого учета, поскольку позволяет изучать изменения в движении всех групп основных средств, которыми располагает предприятие;
2) технологическая и возрастная структуры наиболее часто используются в экономической практике предприятия для оценки прогрессивности изменений в составе основных средств. Так, наиболее прогрессивной для промышленного предприятия признается такая технологическая структура, в которой наибольший удельный вес в общих основных производственных средствах составляет активная часть;
3) возрастная структура используется в качестве одной из основных характеристик производственного потенциала и экономической безопасности предприятия;
4) отраслевая структура основных средств является важнейшим показателем при оценке потенциала экономического развития регионов и страны.
Роль основных средств
в процессе труда определяется тем,
что в своей совокупности они
образуют производственно-техническую
базу и определяют возможности предприятия
по выпуску продукции, уровень технической
вооруженности труда. Накопление основных
средств и повышение
На практике очень часто встречается ситуация, когда основные средства уже отсутствуют, но в бухгалтерском учете они отражаются, или наоборот, когда компания длительное время пользуется основными средствами, но по документом оно у них отсутствует. Данные нарушения, в виде учета на балансе отсутствующих основных средств, в первую очередь возникают у тех компаний, которые так сказать, проводят инвентаризацию "для галочки". Да, процесс инвентаризации довольно трудоемкий и может длиться довольно долго. В связи с этим многие бухгалтера для экономии времени прибегают к оптимизации данного процесса, а именно: с помощью программ выдается перечень остатков основных средств, а сотрудники ответственные за проведение инвентаризации на практике очень часто просто-напросто не сверяют данные полученные по бухгалтерскому учету и фактическое наличие имущества. Только проставляют подписи под документами. Т.е. по сути, инвентаризация имущества сотрудниками компаний проводится только формально. Но когда компания решает узнать реальное количество имущества и начинает проводить реальную инвентаризацию, то иногда получается так, что фактически какое-либо имущество на балансе просто-напросто отсутствует.
Также распространенным случаем является то, что после того когда имущество выбывает из пользования компании, но продолжает числиться на балансе. В данном случае это является ошибкой бухгалтера, который забыл отразить в бухгалтерском учете проводки по выбытию. Но очень часто встречаются ошибки бухгалтеров при осуществлении операций связанных с арендой имуществ. Например: если организация арендовала помещение и произвела неотделимые улучшения арендованного имущества (установка кондиционера, проведение вентиляции, оснащение помещения охранной или пожарной сигнализацией и т.д.). Данные объекты у арендатора помещения необходимо учитывать в составе основных средств только до срока действия договора аренды. После истечения договора аренды помещения, стоимость неотделимых улучшений должен компенсироваться арендодателем при условии, что по условию договора предусмотрено это или относится для целей бухучета на расходы арендатора (счет 91.2 «Прочие расходы»). Но необходимо помнить, что в любом случае данный объект выбывает из состава основных средств компании. На практике после окончания срока аренды (иногда и досрочно), арендатор съезжает из арендованного имущества. При этом забывают оформить документы по передаче неотделимых улучшений арендодателю, в результате чего фактически отсутствующие основные средства продолжают учитываться на балансе бывшего арендатора.
Многие бухгалтера считают, что нет ничего страшного в том, что фактически отсутствующее имущество продолжает состоять на учете компании, т.к. организация с данных основных средств уплачивает налог на имущество в бюджет, и в данной ситуации вряд ли налоговые инспектора будут иметь какие-либо претензии к компании. Но на самом деле проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
Если бухгалтер ориентируется данными указанными в базе и не подозревает, что на балансе компании числятся какие-либо не существующие основные средства, то бухгалтер продолжает начислять на эти данные основные средства амортизацию. Если учитывать то, что большинство компаний ведет бухгалтерский учет автоматизировано, то в данном случае программа автоматически производит начисление амортизации. Исходя из этого, до того момента когда данная ошибка будет обнаружена, у компании может скопиться довольно значительная сумма неправомерно начисленной амортизации. В данном случае у компании могут возникнуть следующие финансовые последствия, а именно:
А также дополнительно это ведет к тому, что отчетность компании будет недостоверной, а значит, собственники компании получат неверные данные. В конечном итоге это отразится на занижении чистой прибыли компании, которую собственники могли бы распределить или получить в виде дивидендов.
Также компания в данном случае нарушает налоговое законодательство, а именно ст. 122 НК РФ, что автоматически может привлечь компанию к налоговой ответственности доначислив налог на прибыль и соответствующие пени согласно ст. 75 НК РФ, поскольку амортизация в целях налогового учета будет завышена, что автоматически приведет к занижению налога на прибыль.
Многие бухгалтера могут относится к этому скептически, т.к. считают, что налоговые инспектора не смогут выявить данные обстоятельства, т.к. для этого надо видеть фактическое отсутствие имущества.
Но исходя из практики необходимо отметить, что факт отсутствия числящегося на балансе компании имущества, налоговые инспектора обнаруживают при проведении выездной налоговой проверки, когда просматривают инвентарные карточки и не видят соответствующего имущества. Очень часто данное нарушение проявляется:
Также необходимо рассмотреть обратную ситуацию, когда компания фактически владеет имуществом, а в бухгалтерском учете данное имущество отсутствует.
Данная проблема довольно часто встречается у компаний наделенных имуществом государственными и муниципальными органами. К данным компаниям, как правило, можно отнести государственные и муниципальные предприятия или юридические лица иных организационно-правовых форм, образованные на основе таких ГУП или МУП, в результате реорганизаций и т.д.
Допустим компания получила здание и поставила его на учет. А в данном здании находится насосная станция, которая по документам никому не передавалась, и в связи с этим не была принята своевременно на учет. Когда приходит время ремонтировать, менять, или производить его реконструкцию, то бухгалтера сталкиваются с такой проблемой, что исходя из документов в бухгалтерском учете ремонтировать, менять, реконструировать просто-напросто нечего, т.к. данная насосная станция не находится, и соответственно не учитывается на балансе организации. С аналогичной проблемой многие компании сталкиваются и в случае продажи имущества, когда по документам выясняется, что продавать нечего.
Для исправления ошибок в сложившейся ситуации необходимо провести инвентаризацию всего имущества и оформить результаты в установленном законом порядке. Исходя из подпункта «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом от 29 июля 1998 г. № 34н все имущество, выявленное при проведении инвентаризации, необходимо оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. При этом если отчетность будет недостоверной, то собственники компаний получат неверные данные которые в свою очередь занизит их прибыль, которую они смогли бы получить при распределении в виде дивидендов.
Но согласно письму Минфина РФ от 06.06.2008 г. № 03-03-06/4/42 данные основные средства подлежат налогообложению с начала налогового периода, в котором проводилась инвентаризация.
Открытое акционерное общество ОПХ племзавод «Ленинский путь» - одно из крупнейших хозяйств Краснодарского края, основанное в 1948 г. Как юридическое лицо зарегистрировано по адресу: Краснодарский край, г. Новокубанск-3, ул. Красная, 11.
С момента государственной регистрации ОАО ОПХ племзавод «Ленинский путь» является юридическим лицом и обладает на праве собственности обособленным имуществом, учитываемом на самостоятельном балансе. В соответствии с действующим законодательством организация имеет расчетный счет в банке. Уставный капитал составляет 1693215 тыс. руб.
Исследуемая организация
является сельскохозяйственным
предприятием и осуществляет
производственно-хозяйственную
Пунктами сдачи
Растениеводство представлено выращиванием озимых зерновых (озимой пшеницы, ячменя), пропашных технических культур (подсолнечника, сахарной свеклы), а также выращиванием кормов для животноводства.
ОАО ОПХ племзавод «Ленинский путь» имеет развитое животноводство, включающее пять ферм крупного рогатого скота и одну свиноферму.
Являясь племенным заводом
по красной степной и
За годы перестройки в хозяйстве введена в строй новая отрасль - переработка продукции. В её состав входят: мясокомбинат с колбасным цехом; молзавод; две мельницы; две пекарни; маслоцех. Продукция цехов переработки идёт на продажу через собственные магазины, в столовые опытного хозяйства, социальную поддержку рабочих и пенсионеров, а продукция переработки зерна и молока - также для животноводства.
За годы перестройки в хозяйстве введена в строй новая отрасль - переработка продукции. В её состав входят: мясокомбинат с колбасным цехом; молзавод; две мельницы; две пекарни; маслоцех. Продукция цехов переработки идёт на продажу через собственные магазины, в столовые опытного хозяйства, социальную поддержку рабочих и пенсионеров, а продукция переработки зерна и молока - также для животноводства.
К обслуживающим производствам хозяйства относятся: группа эксплуатации машино -тракторного парка, центральные ремонтные мастерские, автобаза, нефтебаза, электроцех, теплоцех, отдел газового хозяйства, складское хозяйство.
Для осуществления уставной деятельности каждой организации необходимы ресурсы. Наличие и состав основных ресурсов ОАО ОПХ племзавод «Ленинский путь» и их изменение за анализируемый период раскрывает таблица 1.
Среднегодовая численность работников в целом по хозяйству за исследуемый период имела тенденцию к уменьшению. Так в 2010 г. по сравнению с 2008 г. численность работников сократилась на 62 человека или 1,2 %, в сравнении с 2009 г. на 35 человек или на 3,6 % и составила 927 человек. Среднегодовая численность работников, занятых в основном производстве, также уменьшилась, что объясняется внедрением в производство нового автоматизированного оборудования на животноводческой ферме, которое позволило уменьшить затраты труда. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. затраты труда уменьшились на 2,9 %.