Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:47, курсовая работа
Выбор темы курсовой работы объясняется актуальностью проблем, реально существующих в экономической действительности. Целью данной курсовой работы является установление соответствия применяемой методики учёта и налогообложения операций по движению основных средств нормативным документам, действующим в Российской Федерации, а также разработка предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования деятельности исследуемой организации. При этом объектом исследования является ООО «Мирослада».
Введение
1.Теоретические основы аудита основных средств
1.1 Экономическая сущность аудита основных средств
1.2 Нормативное регулирование аудита основных средств
1.3 Типичные ошибки при учете основных средств
2. Методика проведения аудита основных средств на исследуемом предприятии
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Разработка плана программы аудита основных средств
2.3 Основные направления аудита учёта основных средств
3. Cовершенствование учёта основных средств
3.1 Общие выводы и предложения
3.2 Способы совершенствования учета основных средств
3.3Основные способы улучшения использования основных производственных фондов
Список литературы
Для оформления приёма-передачи однотипных объектов дорогостоящего хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования, сейчас применяется форма ОС-1б, которая имеет некоторые специфические реквизиты, например, «Цель передачи». Это вызвано тем, что объекты основных средств, приобретаемые оптом, могут быть предназначены как для эксплуатации, так и для дальнейшей перепродажи и должны по-разному отражаться в учёте.
Формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем, к ним должна прилагаться техническая документация.
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств применяется для оформления передачи объектов основных средств из одного структурного подразделения в другое, выписывается передающей стороной в трёх экземплярах. Данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку.
Акт о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) составляется в двух экземплярах, если работы по восстановлению объекта производятся сторонней организацией. В технический паспорт соответствующего объекта вносятся необходимые изменения характеристик.
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4) составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр остаётся у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся запчастей, металлолома и т.д.
При поступлении оборудования к установке на склад приёмной комиссией составляется в двух экземплярах Акт о приёме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).
Передача оборудования монтажным организациям оформляется Актом о приёме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).
Если в процессе ревизии,
монтажа или испытания
Пообъектный учёт ведётся бухгалтерией в инвентарной карточке учёта объекта основных средств (форма № ОС-6). В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту; первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации и т.д.
Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке; в небольших организациях пообъектный учёт можно осуществлять в инвентарной книге.
Таким образом, операции по основным средствам должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:
Таблица 1. Унифицированные формы первичной документации по учету основных средств
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1б |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 |
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств |
ОС-4а |
Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4б |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6а |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-6б |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-14 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-15 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-16 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учёта осуществляется внутренний контроль над использованием основных средств. Основными показателями являются:
Итак, основой аудита основных средств являются регистры бухгалтерского учета:
Проверке подлежит бухгалтерская отчетность:
1.2 Нормативное регулирование аудита основных средств
Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:
5. Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
6. Положение но бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.).
7. Методические указания
по бухгалтерскому учету
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49).
9. Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении типовых форм учета основных средств» (в ред. постановления Госкомстата России от 30 октября 1997г. № 71а, от 21.01.2003г. №7).
10. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).
Для целей налогообложения прибыли основные средства классифицирую как часть амортизируемого имущества. Для унитарных предприятий определено, что к амортизируемому имуществу относится не только имущество, принадлежащее налогоплательщику, но и закреплённое за предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (п.1 ст.256 НК РФ).
Для целей налогообложения не признаются амортизируемым имуществом следующие активы, включаемые в состав основных средств по правилам бухгалтерского учёта (п. 2 ст.256 НК РФ):
Из состава амортизируемого
имущества исключаются
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав амортизируемого имущества с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию (п.8 ст.258 НК РФ). В бухгалтерском учёте до момента фактической регистрации они учитываются на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Примерный перечень типичных ошибок следующий:
•Предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.
Согласно учебному пособию под редакцией В.И. Подольского, аудитору следует оценить, прежде всего, систему внутреннего контроля клиента, проверить, установлена ли в помещениях пожарно-охранная сигнализация, каким образом проводится инвентаризация, и оформляются её результаты[11]. Обнаруженные ошибки необходимо сравнить с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. Мнение аудитора определяется в том числе адекватностью учётной политики в отношении основных средств.
Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов основных средств. На практике встречается масса случаев, когда первоначальная стоимость объектов занижается за счёт неприсоединения к указанной в договоре (счёте) поставщика стоимости дополнительных расходов. Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, чем искажают финансовые показатели деятельности и занижают начисленные и уплаченные суммы налогов.
Участились случаи, когда оплаченные за поставку основных средств суммы, длительное время числятся в дебиторской задолженности, в то время как они успешно работают на производство продукции. Отсутствие должного учета основных средств приводит к хищениям, такие случаи выявляются при проведении встречных проверок с поставщиками.
Если предприятие применяет метод ускоренной амортизации, аудитор уточняет и проверяет цель применения ускоренной амортизации, что послужило основанием для её введения, дату начала проведения ускоренной амортизации, установленный коэффициент повышения норм амортизационных отчислений. Данный метод относится только к активной части основных средств – для предприятий любых отраслей – и в отношении всех основных фондов – для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики.
Аудитор обязан удостовериться, доведено ли решение о применении данного метода до налоговых органов.
Следует обратить особое внимание малых предприятий на то, что льготные режимы по начислению амортизации с 1 января 2002 г. не действуют. С этого времени малые предприятия не могут списывать до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более 3 лет. В отношении основных средств, используемых в условиях агрессивной среды, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 2.