Аудит расчетного счета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ аудиторской проверки операций по расчетному счету ООО «Альком Омск».
Объект исследования: ООО «Альком Омск».
Предмет исследования: операции по расчетному счету ООО «Альком Омск».
Задачи исследования:

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 141.94 Кб (Скачать документ)

В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета, банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренным ст. 395 ГК РФ.

Банк гарантирует тайну банковского  счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое  время.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

Согласно ст. 46 Налогового кодекса  РФ взыскание налога, сбора, а также пени может производиться за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации в банках. При этом инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется налоговым органом в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации [6].

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета  налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться  с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной  сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика  или налогового агента, если не истек  срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

При расчетах используются следующие первичные  документы:

  • платежные поручения;
  • платежные требования-поручения;
  • объявления на взнос наличными;
  • чековые книжки;
  • реестры чеков;
  • аккредитивы;
  • кредитные договоры;
  • выписки банка [10].

Бухгалтерская отчетность, в которой  находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский  баланс по ф. № 1, приложение к балансу  по ф. № 5, отчет о движении денежных средств по ф. № 4).

Источниками информации для проверки операций с  денежными средствами являются: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные  и расходные кассовые ордера, платежные  ведомости, квитанции и т.д.); чековые  денежные книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные  поручения, платежные требования-поручения, авизо и пр.); журналы регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и  т.п.; учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и  т.д.; Главная книга; баланс (форма  № 1); Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др. [12]. Далее рассмотрим основные положения некоторых современных методик организации аудита операций по расчетному счету с позиции разных авторов.

Приступая к проверке операций с денежными средствами, по мнению Н.Д. Бровкиной и М.В. Мельник, аудитору целесообразно «...получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Нередко денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищений и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц. Выяснить, как на предприятии соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как четко обеспечивается санкционирование различных платежей с расчетного и других счетов предприятия, можно путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д. Полезным способом получения данных является также тестирование по заранее подготовленному вопроснику».

По результатам тестирования устанавливается  фактическое отношение администрации  к организации учета, обеспечению сохранности и целевого использования денежных средств на предприятии. Соответственно аудитор намечает для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур, последовательность этапов проведения проверки, конкретные источники получения данных, уточняет аудиторский риск. С целью упорядочения его действий рекомендуется разрабатывать специальную программу проверки.

С точки зрения В.В. Скобара, «...необходимо понимать, что форма и содержание плана аудиторской проверки могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором».

Как считают Н.Д. Бровкина и М.В. Мельник, правильно составленная программа проверки поможет аудитору в дальнейшем последовательно изучить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществить сбор необходимых доказательств и их документирование.

Согласно методике аудиторской  проверки расчетных, валютных и прочих счетов в банках Парушиной Н. В., Суворовой  СП. в ходе аудита операций по счетам в банке аудитор должен:

- установить количество открытых расчетных, валютных и других счетов, их видов, номеров на основании сведений, приложенных к налоговой отчетности, а также договоров на банковское обслуживание; одновременно   анализируются   юридические   основы   взаимоотношений предприятия и банка в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ;

- проверить соответствие произведенных операций нормативным 
документам и законодательным актам, действующим на территории 
России (например, операции по бесспорному списанию денежных 
средств, соблюдение очередности платежей, законности операций с 
аккредитивами, займами и др.);

- проанализировать выписки и приложенные к ним документы с точки 
зрения правильности их оформления и обоснованности операций, что 
устанавливается по договорам с поставщиками, покупателями, а также 
подтверждается накладными, актами приема-передачи и другими 
документами;

  • выполнить арифметическую проверку правильности определения остатков и оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств на счетах в банке;
  • проверить соответствие записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета по счетам 51, 52, 55, 57;
  • протестировать дебетовые записи по счетам денежных средств для выяснения полноты зачисления поступлений, проконтролировать записи с кредита счетов: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.;

 

  • протестировать кредитовые записи по счетам денежных средств в банке для контроля операций по списанию денежных средств на основании кредитовых записей по счетам: 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.;
  • подтвердить тождественность сальдо по счетам денежных средств на счетах в банке путем письменных запросов в учреждения банка, а также сопоставления данных Главной книги, регистров синтетического учета и выписок банка [20].

Если предприятие имеет валютные счета, аудитор должен учитывать  некоторые особенности, связанные  с их открытием и использованием валютных средств. В соответствии с действующим законодательством организации могут открывать к счету 52 «Валютные счета» следующие субсчета:

• «Транзитные валютные счета» - для  зачисления в полном объеме поступлений  экспортной валютной выручки;

  • «Специальный транзитный валютный счет» - для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке России и ее обратной продаже;
  • «Текущий валютный счет» - для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
  • «Валютный счет за рубежом» - открывают по специальному разрешению ЦБ РФ организации, имеющие представительства за границей [20].

С точки зрения авторов  рассматриваемой методики [20], аудитору при проверке операций на валютных счетах необходимо обратить внимание на:

  • законность открытия валютных счетов, соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала; осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;
  • правильность применения форм расчетов при внешнеэкономической деятельности на основании контрактов, зачисление валютной выручки от реализации и других валютных операций при совершении внешнеэкономических операций;
  • своевременность предоставления платежных поручений на продажу выручки, если зачисление валютной выручки прошло по транзитному счету;
  • правильность оплаты комиссионного вознаграждения за открытие валютных счетов и отражения в учете операции по покупке и продаже валюты на основании выписок банка и записей по счетам бухгалтерского учета: 52/1 «Транзитный валютный счет», 52/2 «Специальный валютный счет», 52/3 «Текущий валютный счет», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • правильность арифметических расчетов и отражение в учете курсовых разниц.

Для контроля операций, связанных  с расчетами по аккредитиву, чекам, иным платежным документам, используются записи на счете 55«Специальные счета в банках» и открытым к нему субсчетам: 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки», 55/3 «Депозитные счета» и др.

Аудитор прежде всего проверяет  построение аналитического учета на данном счете и возможность на его основе получить сведения о наличии и

движении денежных средств по видам  целевого назначения. Также аудитор должен установить правильность и законность применения этих форм расчетов, их документальное оформление и соответствие записей в выписках банка и записей в учетных регистрах по счету 55 «Специальные счета в банках» и корреспондирующих с ним счетов: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При проверке денежных средств в  пути, связанных с инкассацией выручки в кассы кредитных учреждений, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений до ее зачисления на расчетный счет, используются записи по счету 57 «Переводы в пути». Основанием для записей по счету 57 являются копии квитанций банка или почты (например, при сдаче наличных), копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т. п.

Аудитору необходимо проверить  наличие и правильность оформления первичных документов, соответствие данных аналитического и синтетического учета по счету 57 «Переводы в пути», а также правильность бухгалтерских записей по счету 57 «Переводы в пути» и корреспондирующих с ним счетами: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Результаты аудиторской  проверки операций с денежными средствами на счетах в банках оформляются в рабочих документах, определяется влияние установленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности [20, с. 188].

Типичные нарушения, имеющие место  при ведении кассовых операций по расчетному и прочим счетам в банках, конкретизируются подробнее профессором В.И. Подольским.

  1. Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в банке.
  2. Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью. Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом: платежным поручением, платежным требованием-поручением, мемориальным ордером, квитанцией к объявлению на взнос наличными и другими документами.

Информация о работе Аудит расчетного счета