Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Целью данной контрольной работы является проведение аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами хозяйствующего субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Организация учета расчетов и аудита с дебиторами и кредиторами 4
1.1 Сущность, содержание и организация расчетов дебиторами и кредиторами 4
1.2 Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами 10
2. Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами 14
2.1 Характеристика объекта исследования 14
2.2 Планирование аудиторской проверки 18
2.3 Аудит дебиторской и кредиторской задолженности 21
Заключение 24
Библиографический список 25

Работа состоит из  1 файл

Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

По стр. 620 «Кредиторская задолженность» формы N 1 отражается общая сумма  кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату, и указывается задолженность перед поставщиками и подрядчиками (стр. 621), перед прочими кредиторами (стр. 625).

При заполнении формы №1 сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими  лицами следует показать в балансе  развернуто, т.е. дебетовое сальдо - в активе баланса (стр. 230 и 240), кредитовое - в пассиве (стр. 620 и 625).

При проверке операций по выданным авансам  необходимо выяснить, открыт ли специальный  отдельный субсчет «Расчеты по авансам  выданным» к счету 60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками». Если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, оказаны услуги), то аудитор должен проверить зачет выданного аванса.

Если в договоре указано, что  товар (работы, услуги) оплачивается в  рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем, то аудитор в данной ситуации должен проверить правильность применения ПБУ 3/2006:

- отражена ли задолженность  контрагента на момент перехода  к нему права собственности  на отгруженные ценности (по курсу иностранной валюты, действующему на этот момент).

При использовании организацией товарных векселей в качестве оплаты аудитор  должен обратить внимание на следующие  моменты:

- открыт ли для учета задолженности  по выданным товарным векселям  отдельный субсчет «Векселя полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- правильно ли отражены хозяйственные  операции в регистрах бухгалтерского  учета;

- верно ли отражена полученная  разница в случае превышения  номинальной стоимости товарного  векселя, выдаваемого покупателем поставщику, сумм его задолженности; эта разница должна быть отражена как процент, уплаченный за отсрочку платежа, на эту сумму увеличивается дебиторская задолженность.

В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность, соответствующим образом оформив принятое решение (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания). Сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ при определении  выручки датой оплаты товаров (работ, услуг) - датой начисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день истечения указанного  срока исковой давности;

- день списания дебиторской  задолженности.

Следовательно, аудитор должен проверить  полноту исчисления НДС со списанной  дебиторской задолженности.

При проверке правильности формирования кредиторской задолженности перед  поставщиками аудитор должен внимательно  изучить комплект документов, на основании которых задолженность была сформирована - договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ. Отсутствие любого из указанных документов не является основанием для формирования кредиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета. В случае списания кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) аудитор должен проверить наличие приказа о списании задолженности и комплект документов, на основании которых было принято такое решение. При этом необходимо подтвердить полноту включения списанных сумм в состав прочих доходов для целей бухгалтерского и внереализационных доходов для целей налогового учета. Сумма НДС по поставленным материальным ценностям (работам, услугам), не оплаченным поставщику, должна быть включена в состав прочих расходов.

Отметим, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже  которой покупатель должен перечислить  деньги по договору. Если дата в договоре не установлена, то срок исковой давности исчисляется с того момента, когда право собственности на товар перешло от продавца покупателю. Срок исковой давности может быть прерван и отсчитываться снова. Для этого поставщик должен обратиться в суд с иском к организации. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление. Кроме того, срок исковой давности прерывается, если организация признала за собой долг письменно, а также если организация перечислила поставщику часть денежных средств. В указанных случаях организация не имеет оснований для списания кредиторской задолженности.

Если организация создает резерв по сомнительным долгам, то аудитор  проверяет, как данный факт отражен  в учетной политике и была ли проведена инвентаризация дебиторской задолженности. Необходимо выяснить, как была определена величина резерва на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В соответствии с действующим законодательством величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы должны быть присоединены при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

После окончания работ аудитор  формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в  результате проверки проведения расчетов с поставщиками и покупателями.

1. Отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности.

2. Нарушение порядка составления  бухгалтерской отчетности в части  формирования показателей о размере  дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности.

3. Отсутствие или ненадлежащее  ведение аналитического учета,  инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности.

4. Несоблюдение порядка оформления  и предъявления претензий по  договорам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудиторская  проверка расчетов с дебиторами  и кредиторами

 

2.1 Характеристика  объекта исследования

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Автотехцентр-Красноярский» создано и зарегистрировано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество является юридическим  лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Сроки деятельности Общества не ограничены.

ООО «Автотехцентр-Красноярский»  осуществляет реализацию запасных частей и автомобилей.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Один раз в год общество проводит очередное общее собрание.

Единоличным исполнительным органом  общества является генеральный директор. Генеральным директором может быть избран участник общества либо любое  другое лицо, обладающее, по мнению большинства  участников общества, необходимыми знаниями и опытом.

Основные технико–экономические  показатели исследуемого предприятия  представлены в таблице 1. В качестве информационной базы выступала бухгалтерская отчетность ООО «Автотехцентр-Красноярский», в состав которой включаются: форма № 1 - «Бухгалтерский баланс» за 2008г. и 2009г; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009г., которая соответствует требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

 

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автотехцентр-Красноярский» за 2008-2009гг.

 

Показатели

За 2008 год

За 2009 год

Отклонение, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем продаж, тыс. руб.

7205

4725

-2480

65,58

Себестоимость проданной продукции  всего, тыс. руб.

7087

4476

-2611

63,16

Коммерческие расходы, тыс. руб.

2

117

115

5850,00

Прибыль от продаж, тыс. руб.

116

132

16

113,79

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

57

50

-7

87,72

Налог на прибыль, тыс. руб.

52

25

-27

48,08

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

194

179

-15

92,27

Фондоотдача, руб./руб.

37,14

26,40

-10,74

71,07

Среднесписочная численность работающих, чел.

26

28

2

107,69

Производительность труда одного работника, тыс. руб.

277,12

168,75

-108,4

60,90


 

Исходя из расчетов, представленных в таблице 1, объем продаж предприятия, являющийся основным показателем, характеризующим хозяйственную деятельность предприятия, снизился на 2480 тыс. руб. и составил 4725 тыс. руб., что свидетельствует о снижении эффективности основного вида деятельности предприятия. При этом, также снижается и себестоимость реализуемой продукции, однако ее темпы снижения несколько ниже, чем у объема продаж (65,58%>63,16%).

Негативной оценки в отчетном периоде  заслуживает более чем значительное увеличение коммерческих расходов – с 2 тыс. руб. до 117 тыс. руб. Причиной этому послужило осуществление перевозки в отчетном году товаров собственными силами организации, а также упаковка товаров за счет собственных средств. Однако, несмотря на негативную тенденцию роста коммерческих расходов, прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 16 тыс. руб. и составила 132 тыс. руб., что заслуживает положительной оценки, поскольку финансовый результат от основной деятельности увеличивается.

Также в отчетном периоде выявлено снижение прибыли до налогообложения, которое произошло за счет отсутствия доходов от прочей деятельности и наличия расходов, и, следствием этого стало сокращение налога на прибыль на 25 тыс. руб. Хотя следует отметить, что темпы снижения налога на прибыль превышают темпы снижения прибыли до налогообложения, т.е. отмечено несоответствие.

Оценивая обеспеченность организации  материально-технической базой и  трудовыми ресурсами отмечаем, что  стоимость основных производственных фондов предприятия снизилась в отчетном году на 15 тыс. руб., что оценивается негативно, поскольку предприятие является производственным и наличие хорошо оснащенной материально-технической базы является необходимым условием для нормальной его работы. Также снизилась и эффективность использования основных средств, характеризующаяся показателем фондоотдачи, который в отчетном периоде снизился на 10,74 руб. и означает, что теперь предприятие получает на 10,74 рубля меньше с каждого рубля средств, вложенных в основные фонды.

 Среднесписочная численность  работников предприятия увеличилась  в отчетном году на 2 человека, однако производительность труда  одного работника предприятия  снизилась на 108,4 тыс. руб., что заслуживает негативной оценки, поскольку свидетельствует о неэффективном использовании трудовых ресурсов.

Бухгалтерский учет в ООО «Автотехцентр-Красноярский»  ведется в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ;

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н;

- Планом счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и инструкцией по  его применению;

- Положениями по бухгалтерскому  учету;

- другими нормативными актами  РФ, регулирующими ведение бухгалтерского  учета в организациях.

Бухгалтерский учет в организации  ведется бухгалтерской службой, состоящей из главного бухгалтера, пяти бухгалтеров и кассира.

 Под организацией бухгалтерского  учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета на предприятии являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, рабочий План счетов бухгалтерского учета, форма бухгалтерского учета, объем и содержание отчетности.

Информация о работе Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности