Аудит учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: проведение аудита основных средств

Перед нами были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть содержание аудита основных средств:
Дать краткую организационную характеристику предприятия МУПП ЖКХ Псковского района;
Провести учет основных средств согласно учетной политики организации;
Проанализировать структуру и динамику основных средств, движения ОС;
Определить какими нормативными актами, регулируется объект проверки ОС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Содержание аудита основных средств………………………………...5

1.1 Краткая организационная характеристика предприятия

МУПП ЖКХ Псковского района………..…………………………....5

1.2 Учет основных средств согласно учетной политики организации…7

Анализ структуры и динамики основных средств, движение ОС…12
1.4 Нормативные акты, регулирующие объект проверки ОС………….16

Глава 2. Процедуры подготовки и планирования аудита……..………………18

2.1. Расчет планируемого уровня существенности……………………..18

2.2. Разработка программы аудита учета основных средств………..…18

2.3. Тестирование системы бухгалтерского учета и средств

внутреннего контроля в части учета основных средств…...………26

Глава 3. Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу

3.1 Изучение учетной политики организации…………………………..30

3.2 Проверка правильности проведения и учета

результатов инвентаризации основных средств………………….32

3.3 Проверка операций по поступлению основных средств…………...33

3.4 Проверка операций по начислению амортизации ОС……………...40

3.5 Проверка операций по выбытию основных средств….…………….42

Глава 4. Заключительные аудиторские процедуры…………………………...48

4.1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их……………….48

влияние на достоверность бухгалтерской отчетности……….………...50

4.2. Формирование мнения аудитора о достоверности

показателей бухгалтерской отчетности…………………………...…51

Аудиторское заключение……………………………………………………….53

Список литературы……………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

ауит.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • лимит стоимости имущества в 40 000 руб. распространяется на основные средства, приобретенные после 1 января 2011 г. До этой даты действовал лимит 20 000 руб. Активы, приобретенные после 1 января 2011 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в налоговом учете должны быть списаны единовременно на расходы (п. 1 ст. 256 НК РФ).

   Выполняя процедуру проверки операций по поступлению основных средств, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Договора по оформлению операций, связанных с поступлением основных средств, заключены в соответствии с положениями нормативных актов?
  • При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств единовременно выполняются условия, предусмотренные в нормативных актах?
  • Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату, соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению объектов основных средств по договору купли-продажи (поставки), соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению объектов основных средств, предназначенных для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению объектов жилищного фонда соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению земельных участков за плату соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению основных средств, требующих монтажа, соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств в качестве вклада в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств безвозмездно соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств по договору безвозмездного пользования соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств по договору простого товарищества (совместной деятельности) соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств в порядке обмена соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по поступлению основных средств в доверительное управление соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций у лизингополучателя соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по договору аренды у арендатора соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций у арендатора по выкупу арендованного имущества соответствует положениям нормативных актов?
  • Первичные учетные документы по приобретению основных средств оформлены в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Единицей учета основных средств является инвентарный объект?

   При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению основных средств за плату, а именно:

   Порядок формирования первоначальной стоимости  приобретенных объектов основных средств  для целей бухгалтерского и налогового учета 

   Согласно п. 8 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

   Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной  ликвидации и переоценки объектов основных средств.

   Согласно  п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются после принятия на учет данных основных средств[1].

   Случаи, когда уплаченный при приобретении основных средств НДС учитывается в их стоимости, перечислены в отдельных статьях Налогового кодекса. К ним относятся основные средства, используемые:

1) для  производства и реализации товаров  (работ, услуг), которые не облагаются  НДС в соответствии с пунктами 1-3 статьи 149 Налогового кодекса РФ;

2) для  производства товаров (работ,  услуг), которые используются для  собственных нужд и освобождаются  от НДС в соответствии с  пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового  кодекса РФ;

3) для  производства товаров (работ, услуг), которые реализуются за пределами территории Российской Федерации (п. 2 ст. 170 НК РФ);

4) для  непроизводственных целей;

5) для  производства товаров (работ,  услуг) операции, по передаче которых  не считаются реализацией в  соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ;

6) организациями  и индивидуальными предпринимателями,  которые не платят НДС.

С 1 января 2006 г., для вычета НДС достаточно наличия счета-фактуры, принятия ценностей  на учет и их использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ). Уплата входного налога продавцу теперь не является необходимым условием. Факт оплаты обязателен только при ввозе товаров на российскую территорию, а также для налоговых агентов.

     При проверке операций по приобретению основных средств за счет кредитов и займов необходимо обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости поступивших основных средств.

Для целей  бухгалтерского учета, при приобретении основных средств (кроме инвестиционных активов) за счет заемных средств проценты по ним с 1 января 2006 г. в бухгалтерском учете можно учитывать в составе прочих расходов.

     В соответствии с пунктом 10 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Согласно пункту 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость таких основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

     Безвозмездно  полученные активы отражаются в бухгалтерском  учете в составе прочих доходов. Амортизация по ним в бухгалтерском  учете начисляется в общеустановленном  порядке.

     Вопросы организации документооборота относятся  к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности[9]. Аудитор должен выполнить аудиторские процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств о правильности организации документооборота по учету основных средств. Поскольку все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами и отражаться в регистрах бухгалтерского (налогового) учета, то сбор аудиторских доказательств осуществляется на протяжении всего периода проведения аудита.

     При этом необходимо обратить внимание на правильность оформления унифицированных  форм первичных учетных документов.

     В ходе проверки аудитор должен убедиться  в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость  принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.

     При этом необходимо обратить внимание на соответствие периода получения  документа и даты принятия объекта  к учету.

     Согласно  п. 6 ПБУ 6/01, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности документального оформления операций по поступлению основных средств;
  • правильности формирования первоначальной стоимости поступивших основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по поступлению основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отражения операций по поступлению основных средств в бухгалтерской отчетности.
  • 3.4 Проверка  операций по начислению амортизации  основных средств

       Выполняя процедуру проверки, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Порядок начисления и учета амортизации, для целей бухгалтерского учета, соответствует положениям нормативных актов?
    • Порядок начисления и учета амортизации, для целей налогообложения прибыли, соответствует положениям нормативных актов?

       При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке применения способов начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.

       Для целей бухгалтерского учета, согласно п. 18 ПБУ 6/01, начисление амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:

    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

       При проверке необходимо установить соответствует  ли фактический способ начисления амортизации  для целей бухгалтерского учета, способу, утвержденному в учетной  политике организации. Соответствует  ли порядок начисления амортизации, порядку, утвержденному в нормативных актах.

       При проверке достоверности расчета  сумм амортизации необходимо выборочным методом проверить правильность арифметических расчетов начисленных  сумм амортизационных отчислений.

       Для целей налогового учета согласно ст. 259 НК РФ, для целей налогообложения существует два метода начисления амортизации основных средств:

    • линейный;
    • нелинейный.

       По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

    • правильности применения декларированных в учетной политике способов начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
    • правильности документального оформления операций по начислению амортизации основных средств;
    • правильности отражения хозяйственных операций по начислению амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
    • правильности отражения операций по начислению амортизации основных средств в бухгалтерской отчетности[12].

    3.5 Проверка  операций по выбытию основных  средств

         Вопросы проверки операций по выбытию основных средств, относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

         В связи с этим получение достаточных  и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по выбытию основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения[13].

         Выбытие объекта основных средств имеет  место в случаях продажи; прекращения  использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и  иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

       Выполняя процедуру проверки операций по выбытию основных средств, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Учет операций по продаже основных средств соответствует положениям нормативных актов?
    • Оформление и учет операций по списанию основных средств, которые морально устарели или физически изношены, соответствуют положениям нормативных актов?
    • Учет операций по частичной ликвидации основных средств соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по списанию недостачи основных средств в результате их хищения соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по передаче основных средств безвозмездно соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по передаче основных средств в порядке обмена соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по передаче основных средств в доверительное управление соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций по передаче основных средств по договору простого товарищества (совместной деятельности) соответствует положениям нормативных актов?
    • Учет операций при передаче основных средств по договору аренды соответствует положениям нормативных актов?

    Информация о работе Аудит учета основных средств