Бухгалтерский баланс - актив и пассив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность бухгалтерского баланса
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности, значение и функции баланса
1.2 Строение бухгалтерского баланса
2. Актив баланса: содержание, оценка статей, техника заполнения
2.1 Раздел I баланса
2.2 Раздел II «Оборотные активов»
3. Пассив баланса
3.1 Раздел III «Капитал и резервы»
3.2 Долгосрочные и краткосрочные обязательства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность  бухгалтерского баланса

1.1 Понятие и значение  бухгалтерской отчетности, значение  и функции баланса

1.2 Строение бухгалтерского  баланса

2. Актив баланса: содержание, оценка статей, техника заполнения

2.1 Раздел I баланса

2.2 Раздел II «Оборотные активов»

3. Пассив баланса

3.1 Раздел III «Капитал и  резервы»

3.2 Долгосрочные и краткосрочные  обязательства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами  какой-либо деятельности.

Балансовое обобщение  информации широко применяется в  учёте, анализе финансово-хозяйственной  деятельности, для обоснования и  принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций  в рыночной экономике.

Балансовое обобщение  характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим  обобщением информации.

Двойственный характер отражения  заключается в том, что объекты  показываются в балансе дважды и  рассматриваются с двух точек  зрения, в двух аспектах, которые  зависят от вида баланса.

Существуют различные  виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс платёжный, баланс трудовых ресурсов и т. д.

Балансовое обобщение  информации впервые было применено  для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние  предприятия, его положение в  системе управления рыночной экономикой.

В экономике, как и в  других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями  и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование  последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями  рынка. В свою очередь степень  удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.

Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение её в  теории и практике воспроизводства  совокупного общественного продукта определяет содержание балансового  метода.

В балансе хозяйственные  средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства  совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его  назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учёта. С  другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой  отчетности. Среди других слагаемых  метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового  положения фирмы. С целью большей  доступности понимания экономической  сущности объектов, отражаемых в составе  отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы  и кредиторы изучают и оценивают  содержание и отношения между  отдельными группами и подгруппами  актива и пассива баланса, их взаимосвязь  между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность бухгалтерского баланса

1.1 Понятие и  значение бухгалтерской отчетности, значение и функции баланса

Бухгалтерская отчетность –  это единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составленных на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам за определенный отчетный период. Методологически бухгалтерская  отчетность является неотъемлемым элементом  всей системы бухгалтерского учета  и выступает завершающим этапом деятельности за определенный период. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для  принятия управленческих решений в  области планирования, контроля, анализа  и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми  органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система  показателей отчетности организации  позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим  районам, республикам и по всему  народному хозяйству и целом.

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит  из:

а)бухгалтерского баланса (форма№1);

б)отчета о прибылях и  убытках (форма№2);

в)отчета об изменениях капитала (форма№3);

г)отчета о движении денежных средств (форма№4);

д)приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5);

е)отчета о целевом использовании  полученных средств (форма№6)-для некоммерческих организаций;

ж)аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

з)пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской  отчетности организаций, а также  указания о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного  года. Конкретным днем представления  бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или  дата ее фактической передачи.

Значение отчетности заключается  в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

 

1.2 Строение бухгалтерского  баланса

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки  имущества по его составу и  размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском  балансе имущество предприятия  рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив  баланса) и по источникам образования (пассив баланса).

По внешнему виду бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском  балансе всегда соблюдается равенство  сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Различают  баланс-брутто и баланс-нетто. Форма  баланса-брутто используется лишь для  различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования  балансовых обобщений и др. В настоящее  время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных  бухгалтерских стандартов, что соответствует  балансу-нетто.

Актив баланса содержит два  раздела:

I. Внеоборотные активы;

II. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:

III. Капитал и резервы;

IV. Долгосрочные обязательства;

V. Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса  расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления  источников.

Актив

Пассив

Средства

Сумма

Источники

Сумма

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актив баланса

Любая собственность предприятия  — машины и оборудование, недвижимость, финансовые вложения, задолженность  дебиторов и т. д. — является его  активами. Это все то, что можно  обратить в денежные средства.

В активе баланса отражается стоимость имущества организации  в разбивке по его составу и  направлениям размещения. Заполняя баланс, необходимо помнить следующее:

основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в балансе по остаточной стоимости;

стоимость остатков товаров  и прочих материально-производственных запасов отражается в активе баланса  за вычетом суммы резерва под  снижение стоимости материальных ценностей (если вследствие проведеннойинвентаризации  возникла необходимость создать  такой резерв);

если организация после  проведения инвентаризации расчетов с  покупателями и заказчиками создала  резерв по сомнительным долгам, остаток  дебиторской задолженности отражается в активе баланса за вычетом суммыэтого резерва;

финансовые вложения отражаются в активе баланса за минусом созданного резерва под их обесценение.

2.1 Раздел I «Внеоборотные активы»

В разделе «Внеоборотные  активы» баланса отражается информация об активах организации, которые  используются для извлечения прибыли  в течение длительного времени. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы организации.

Строка 110 «Нематериальные активы»

В этой строке баланса отражается остаточная стоимость нематериальных активов (НМА), которые принадлежат  организации, — сумма, равная разнице  между дебетовым сальдо на счете 04 «Нематериальные активы» и кредитовым сальдо на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Если организация согласно учетной политике начисляет амортизацию  по всем объектам НМА без применения счета 05, то в строке 110 баланса отражается дебетовое сальдо счета 04.

Согласно пункту 4 этого  ПБУ к нематериальным активам  относятся:

произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных  вычислительных машин, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты  производства(ноу-хау), товарные знаки  и знаки обслуживания;

деловая репутация, возникшая  в связис приобретением предприятия  как имущественного комплекса (в  целом или его части).

Такой НМА, как деловая  репутация, возникает сравнительно редко. Он учитывается в общем  порядке — на счете 04.

Если организация проводила  научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы (НИОКР), то при составлении баланса нужно  обратить внимание на следующий момент. Результаты работ по выполнению НИОКР  согласно Плану счетов учитываются  на счете 04 «Нематериальные активы», но при этом не всегда формируется  объект НМА. Например, это происходит, если полученные результаты НИОКР согласно законодательству не подлежат правовой охране либо когда для таких объектов регистрация предусмотрена, но организация  по тем или иным причинам их не зарегистрировала.

Перед составлением отчетности управляющий обязан представить  учредителю управления данные о стоимости  НМА и начисленной амортизации. Учредитель управления отражает остаточную стоимость этого НМА в балансе  по строке 110, не включая при этом в баланс соответствующие остатки  по счету 79.

Строка 120 «Основные средства»

Основные средства — это  часть имущества организации, которое  используется в качестве средств  труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо для осуществления управленческих задач и не предназначено для  продажи. К основным средствам относятся  здания, транспортные средства, вычислительная и кассовая техника, мебель и т. п. Порядок учета основных средств  установлен ПБУ 6/01 «Учет основных средств.

Активы (имущество) принимаются  к учету как основные средства, если они соответствуют следующим  критериям:

предназначены для использования  в производстве продукции, при выполнении работ илиоказании услуг, для  управленческих нужд организации, либо для предоставления за плату вовременное  владение и пользование или во временное пользование;

срок их полезного использования  составляет больше 12 месяцев;

способны приносить экономическую  выгоду организации.

Основные средства учитываются  на одноименном счете 01. Их стоимость  переносится на затраты путем  начисления амортизации, сумма которой  отражается на счете 02 «Амортизация основных средств». По строке 120 баланса показывается остаточная стоимость основных средств  —дебетовый остаток по счету 01 «Основные  средства» за минусом суммы амортизации, начисленной по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Информация о работе Бухгалтерский баланс - актив и пассив