Бухгалтерский учет налогов и сборов, его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение учета налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет ОАО «Пинский мясокомбинат», выработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания курсовой работы, а именно:
изучить налоговую систему Республики Беларусь;
исследовать организацию учета расчетов ОАО «Пинский мясокомбинат» по налогам и сборам;
установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам определить пути их преодоления.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………….5
1. Оптимизация налогообложения - важный фактор развития экономики Республики Беларусь………………………………………………………...6
1.1Система налогообложения организаций в РБ и пути ее совершенствования………….……………………………………………….6
1.2 Краткая характеристика предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат»……………………………………………………………...15
1.3 Нормативно-правовая база учета налогов и сборов…………….……19
2. Бухгалтерский учет налогов и сборов, его совершенствование….…..24
2.1Учет налогов и сборов, относимых на себестоимость продукции…..24
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг………………………………………30
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из прибыли организации……………………………………………………………….…35
2.4 Совершенствование расчетов по налогам и сборам…………………..38
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованных источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов по налогам и сборам.docx

— 115.95 Кб (Скачать документ)

Обязательность реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике.  

Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение  в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать  инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует  продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность  и невыгодность уклонения от налоговых  платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность  отечественной продукции на мировом  рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной  деятельности.

Давая в целом  положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой  системе Беларуси, следует сказать  о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при  слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно  физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко разработанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообложении происходят непрерывно, нередко задним числом [10,с.25].

Созданная в РБ налоговая система в силу разных причин имеет недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком  системы является высокий уровень  налогообложения хозяйствующих  субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое  положение национальных юридических  лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных  предприятий очень велико. Суммарные  налоговые платежи (все налоги и  внебюджетные средства) по разным оценкам  составляют от 40 до 70 % валовых доходов  юридических лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают  одним из генераторов инфляционных процессов. При ухудшении финансовых результатов, снижении прибыли и, соответственно, при сокращении поступлений в  бюджет налога на прибыль вводились  так называемые целевые сборы, уплачиваемые с валовой выручки, независимо от результатов деятельности предприятий, которые обеспечивали все возрастающие поступления в бюджет.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов  — республиканских, местных, целевых, внебюджетных — осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для  плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право  доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются  в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными  изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В  налоговой практике отсутствуют  регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой  нечеткость, противоречивость отдельных  статей законов, инструкций не дают уверенности  плательщику в правильности совершаемых  им действий, а налоговым органам  оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически  исчисление налогов и налоговой  базы представляет большие трудности  для плательщиков. Особые трудности  возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает  криминальную основу, связанную с  уклонением от уплаты налогов.

В-пятых, несовершенство налоговой  системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

Оценивая любую налоговую  систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный  экономический феномен, тесно связанный  с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов  бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики [8,с.65-75].

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений  развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный  экономический рост.

Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического  применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых  ставок отдельно для производителей национального богатства и тех, кто его перераспределяет; дальнейшего  совершенствования подоходного  налога в условиях инфляции.

Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство  функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической  политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо  важным направлением в налоговой  политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить  изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения  и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма — устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой  системы необходимо привести в порядок  всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.

Не менее важным является установление паритетных отношений  между налогоплательщиками и  налоговыми органами. В настоящее  время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в  том, что налоговая инспекция  не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в  суд и принятия решения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов [9,с.52-56].

В современных условиях налоговое  бремя для плательщиков налогов  в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика.

Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования  налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание  налогооблагаемой базы, что прямо  зависит от экономической политики, проводимой государством.

Одной из важных проблем  в современной ситуации налогообложения  является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.

Требует налоговой поддержки  малое предпринимательство, которое  создает новые рабочие места  для населения; экономит пособия  по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы  обслуживания населения.

Проблема платежей существует и при взимании налогов  с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и налога с  имущества физических лиц,— поскольку  нет совершенной законодательной  базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой [10,с.24-25].

Следует учитывать, что между  налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

Обобщая отмеченное, следует  сделать вывод о том, что основными  направлениями налоговой реформы  являются:

  • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
  • уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  • консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств;
  • ослабление финансовых санкций.

Информация о работе Бухгалтерский учет налогов и сборов, его совершенствование