Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:10, контрольная работа
Активы признаются основными средствами, если одновременно выполняются условия, предусматривающие, что объект:
- предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или временное пользование;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Цели и задачи бухгалтерского учета основных средств
1. 2 Классификация основных средств
1.3 Бухгалтерский учет основных средств
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ в ООО « МиМ »
2.1 Характеристика финансово- экономической деятельности ООО «МиМ»
2.2. Бухгалтерский учет поступления основных средств
2.3. Бухгалтерский учет амортизации основных средств
2.4. Бухгалтерский учет выбытия основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Линейный способ.
Годовая сумма амортизации исчисляется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, которую рассчитывают на основании срока полезного использования:
Агод. = ПС x Nа,
где ПС - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Nа - норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования объекта основных средств.
Пример: - первоначальная стоимость объекта - 20 000 руб.;
- срок полезного использования - 5 лет;
- годовая норма амортизации - 20%;
- годовая сумма амортизации - 4000 руб.
Расчет амортизации:
1-й год - 20 000 руб. x 0,2 = 4000 руб. и т.д. равномерно.
2. Способ уменьшаемого остатка.
Годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости на начало года и нормы амортизации, а также коэффициента ускорения, который согласно п. 19 ПБУ 6/01 не может быть больше 3. Величина коэффициента ускорения отражена в учетной политике и принята равной 2.
Агод. = ОС x Nа x Куск.,
где ОС - остаточная стоимость объекта основных средств;
Куск. - коэффициент ускорения.
Пример: - первоначальная стоимость - 20 000 руб.;
- срок полезного использования - 5 лет;
- годовая норма амортизации - 0,2;
- коэффициент ускорения - 2.
Расчет амортизации:
1-й год - 20 000 руб. x 0,2 x 2 = 8000 руб. (остаточная стоимость - 12 000 руб.);
2-й год - 12 000 руб. x 0,2 x 2 = 4800 руб. (остаточная стоимость: 12 000 руб. - 4800 руб. = 7200 руб.);
3-й год - 7200 руб. x 0,2 x 2 = 2880 руб. (остаточная стоимость: 7200 руб. - 2880 руб. = 4320 руб.) и т.д.
Следует обратить внимание на то, что при использовании этого способа начисления амортизации не удается полностью амортизировать стоимость объекта основных средств в течение срока его полезного использования. Поэтому при выборе данного способа организациям необходимо применять повышающий коэффициент к установленной норме амортизации.
Для учета начисленной амортизации предназначен бухгалтерский счет 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной амортизации.
Аналитический учет на счете 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств таким образом, чтобы можно было получить информацию об амортизации основных средств, необходимую для управления и составления отчетности. В частности, информация об амортизации используется при расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество для определения остаточной стоимости.
Начисление амортизации основных средств отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 20, 23, 25, 26, 97 - Кредит 02 - отражено начисление амортизации по основным средствам, используемым в процессе производства продукции, проведения работ и оказания услуг.
Если основные средства используются организацией (не являющейся строительной) при осуществлении капитальных вложений (создание, строительство, модернизация, реконструкция), то начисленную амортизацию по таким объектам относят в дебет счета 08:
Дебет 08.3 - Кредит 02 - отражено начисление амортизации по основным средствам, занятым в капитальном строительстве.
Если основные средства используют в обслуживающих производствах и хозяйствах, то начисленную амортизацию отражают так:
Дебет 29 - Кредит 02 - отражено начисление амортизации по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах.
Начисление амортизации в ООО «МиМ» начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, в специальном регистре бухгалтерского учета (ведомости начисления амортизации). Например, в июне отчетного года принят к бухгалтерскому учету станок. Первоначальная стоимость - 20 000 руб., срок полезного использования - 4 года; годовая сумма амортизации - 5000 руб.; годовая норма амортизации - 25%. Тогда сумма амортизации по принятому к учету станку в первый год его использования составит 2500 руб. (5000 x 6 : 12).
Амортизация прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем выбытия основного средства.
Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.
При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" с кредита счета 01 "Основные средства". Основным документом, отражающим начисленную амортизацию является ведомость начисленной амортизации основных средств, в которой в разрезе объектов основных средств приводятся сведения о сроке полезного использования каждого основного средства, амортизационной группе, балансовой стоимости, сумме амортизации начисленной за месяц и за период эксплуатации основного средства, информация об остаточной стоимости, отражается процент амортизации основного средства (приложение Ж). На основании данных ведомости формируются данные журнала- ордера (приложение З) по счету 02 (журнал –ордер составляется по кредитовому признаку), в нем приводится информация о начисленной амортизации в разрезе счетов затрат, из журнала- ордера кредитовые обороты по счету 02 переносятся в главную книгу .
В деятельности ООО «МиМ» встречаются разнообразные случаи выбытия основных средств, но наиболее актуальной является ликвидация.
Для целей бухгалтерского учета доходы и расходы от любого выбытия основного средства отражаются в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (ПБУ 6/01, п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).
При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию оформляют акт о списании объекта основных средств, используя формы № ОС-4 (приложение И). Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем ООО «МиМ», утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм №ОС-6.
Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств к бухгалтерскому счету 01 открывается специальный субсчет "Выбытие основных средств". В дебет 01. "Выбытие основных средств" списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции с кредитом счета 01."Собственные основные средства". Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01."Выбытие основных средств". Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается в качестве операционных расходов в дебет счета 91.2 «Прочие расходы» с кредита счета 01."Выбытие основных средств".
Списанию подлежат объекты основных средств, неспособные приносить организации доход в будущем (п. 29 ПБУ 6/01).
Чтобы определить, действительно ли объекты основных средств непригодны для дальнейшего использования (либо восстановление неэффективно), в организации создается постоянно действующая комиссия. В состав такой комиссии входят главный бухгалтер и те лица, на которых лежит ответственность за сохранность основных средств.
Члены этой комиссии должны [22]:
- осмотреть объект основных средств, подлежащий списанию, и проверить наличие технической документации;
- проверить данные бухгалтерского учета по этому объекту;
- установить непригодность объекта к восстановлению или дальнейшему использованию;
- установить причины списания (физический или моральный износ, нарушение условий эксплуатации, авария, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и т.д.);
- установить лиц, которые виновны в преждевременном выбытии основного средства из эксплуатации, и дать предложения о привлечении их к ответственности;
- определить, возможно ли использование различных деталей, узлов, материалов, остающихся от списываемого объекта основных средств; определить их стоимость исходя из текущих рыночных цен (на дату списания объекта). Принятие к учету этих материальных ценностей осуществляется на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35);
- если списываемый объект основных средств содержит цветные и драгоценные металлы, то комиссия должна определить вес, проконтролировать их изъятие и сдачу на соответствующий склад;
- составить соответствующую первичную документацию: акт о списании объекта основных средств по форме №№ ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б). На основании этих актов сделать соответствующие записи в инвентарной карточке формы №№ ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б). Если списывается автотранспортное средство в результате произошедшей аварии, то необходимо иметь акт ГИБДД об аварии с указанием причин и виновников. Если автотранспортное средство списывается вследствие физического износа, то необходимо иметь справку ГИБДД о снятии автомобиля с учета.
Более наглядно порядок отражения ликвидации основных средств на счетах бухгалтерского учета в ООО «МиМ» представлен ниже.
В апреле 2008 г. организация решила ликвидировать устаревшее оборудование - тестомес. Первоначальная стоимость ликвидируемого объекта 42 064,29 руб., сумма начисленной амортизации к моменту выбытия – 42 064,29 руб. После разборки оборудования материалы не приходовались.
Таблица 2.4
Журнал регистрации хозяйственных операций ООО «МиМ» за апрель 2008 года
Дата операции | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета, субсчета | Сумма | |
дебет | кредит | |||
Апрель 2008г. | Списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта | 01.5 | 01.1 | 42 064,29 |
Апрель 2008г. | Списана амортизация, накопленная к моменту ликвидации | 02 | 01.5 | 42 064,29
|
Рассмотрев организацию бухгалтерского учета основных средств в ООО «МиМ» можно сделать вывод о соответствии ведения учета существующей методологии. Во- первых, на основании вышеизложенного, можно заключить, что в ООО "МиМ" первичный учет основных средств ведется с применением типовых форм документов с учетом всех предъявляемых к их оформлению требований.
Во - вторых, отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета производится в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение организации, наряду с материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми объектами основных средств.
Под основными средствами понимают часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование.
В настоящее время продолжается процесс совершенствования бухгалтерского учета объектов основных средств. Некоторые изменения носят технический, редакционный характер, другие затрагивают вопросы методологии учета объектов основных средств и влияют на величину налоговых обязательств организации. Необходимость таких изменений назрела уже давно из-за расхождения отдельных правил ПБУ 6/01 с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Следовательно, рассмотрение порядка ведения бухгалтерского учета поступления объектов основных средств, возможных вариантов отнесения их стоимости на расходы организации, порядка отражения их выбытия, ремонта, реконструкции, модернизации является важным и актуальным вопросом для дальнейшего совершенствования учета этой составляющей внеоборотных активов организации.
Проблема оценки и учета основных средств является наиболее важной для российских организаций при подготовке отчетности, соответствующей международным стандартам (IFRS), что вызвано высокой долей основных средств в составе активов для большинства российских организаций. Таким образом, от правильной оценки основных средств в конечном счете в наибольшей степени зависит балансовый отчет организации.