Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:41, дипломная работа
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую
очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход
предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального
стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях
Введение
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного
очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход
предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального
стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,
коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,
положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные
предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные
изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики,
позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества
и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых
нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета
основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции,
капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок
формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия,
распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и
кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на
постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны
вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические
особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и
бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3
ноября 1993г №122, другими нормативными документами по учету и отчетности в
бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно
отнести:
-организацию
учета в разрезе статей
-контроль исполнения сметы расходов;
-выделение
в учете кассовых и
-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы
(здравоохранения, образования,
Специфические
особенности учета в
необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более
конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета,
соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и
выявление дополнительных расходов.
Все вышеизложенное
подтверждает актуальность
предопределило ее цель и задачи.
Целью
дипломной работы является
учета в бюджетных организациях.
Для достижения
поставленной цели были
-изучить
по нормативным материалам и
данным литературы основы
бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;
-проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в
учреждениях непроизводственной сферы;
-охарактеризовать бюджетное учреждение-базу выполнения практической
части;
-выполнить анализ баланса исполнения сметы расходов и отчета об
исполнении сметы расходов бюджетной организации.
Практическая часть настоящей дипломной работы выполнена на базе
Георгиевского техникума механизации сельского хозяйства. Для анализа
использована бухгалтерская отчетность бюджетной организации за 1999 год.
1.Основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
1. Основные задачи и правила ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский
учет представляет собой
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним
пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества организации, а также внешним –
инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним
пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением
имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и
финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами;
-предотвращение
отрицательных результатов
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
Основные
правила ведения
установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском
учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика
предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными
документами, на которых остановимся более подробно в отдельной главе.
В соответствии с указанным законом основными правилами, требованиями
к ведению бухгалтерского учета являются:
-бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организацией ведется в валютных РФ-рублях;
-имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной
организации;
-бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента её
регистрации до реорганизации или ликвидации;
-организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского
учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и
остаткам по счетам синтетического учета;
-все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий;
-текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно;
-основанием
для записи в учетных
документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных
операций или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные
реквизиты.
После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля 1998г №ГКПИ 98-
283 была признана
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказом
Минфина России от 03 ноября 1993г
№122), бюджетные организации
нормативного документа, который определял бы порядок ведения ими
бухгалтерского учета.
Но теперь такой документ есть. Приказом Минфина России от 30 декабря
1999г №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных
организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000г
№2064.
Используя
периодическую бухгалтерскую
Инструкция №107, она состоит из трех частей и двух приложений. В части I
«Организация бухгалтерского учета» приводится бюджетный План счетов. Часть
II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным
средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников» состоит
из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участку
бухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций по
централизованному снабжению материальными ценностями учреждений».
Приложение №1 к названной Инструкции представляет «Унифицированные
формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных
учреждений и организаций», приложение №2 – «Корреспонденцию субсчетов по
основным бухгалтерским операциям».
Теперь бюджетным учреждениям разрешено применять не только
документацию класса 05 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной
документации», но и отдельные
формы первичных учетных
ОКУД «Унифицированная система
первичной учетной
Изменения, которые Инструкция №107 вносит в бухучет бюджетных
организаций, весьма значительны и затрагивают все участки учета. Но в
первую очередь необходимо сказать об ограничениях в выборе форм и способов
ведения бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средств
поскольку от этого зависит налогообложение бюджетных организаций. Согласно
пунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается
единый порядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на
основе:
-стандартного Плана счетов бухгалтерского учета (п.30
Инструкции№107);
-мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета (перечень
применяемых форм мемориальных ордеров приведен в п.20 Инструкции №107);
-формы
первичных учетных документов
и регистров бухгалтерского
-методов оценки активов и обязательств;
-корреспонденции
субсчетов по основным
Это означает, что бюджетные учреждения в отличие от любых других
некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможности утверждения
рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формы бухгалтерского
учета и т.п.
Однако это противоречит Федеральному закону от 21 ноября 1996г №129-
ФЗ «О бухгалтерском учете», а пункт 4 Инструкции №107 подтверждает, что
бюджетные учреждения находятся в сфере действия этого закона.
Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит, что
учетная политика бюджетных учреждений, как и любых других организаций,
представляет собой совокупность организационно-технических решений и
способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить
права бюджетного учреждения по организации бухгалтерского учета и
формированию учетной политики, необходимы изменения и дополнения в
вышеуказанный закон.
Признавая целесообразность ведения единых унифицированных правил
ведения бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, все же необходимо
отметить, что данная проблема должна решаться не нормативным правовым актом
Минфина России, а на законодательном уровне.
Согласно статье 8 Инструкции №107, сведения об исполнении смет
доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемых учреждений в
сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.
Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском
учете» предусматривает принципиально иной порядок организации
бухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право,
сделать выбор в пользу определенной формы ведения бухгалтерского учета и
нести ответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для бюджетных
учреждений наиболее приемлемой является децентрализованная форма учета, (то
есть непосредственно в учреждении), поскольку руководитель в этом случае
может принимать управленческие решения на основе своевременно поступающей
бухгалтерской информации.
До недавнего времени деятельность бюджетных организаций
регламентировалась не только Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,
но и следующими документами:
-Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных организациях