Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:41, дипломная работа
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую
очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход
предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального
стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998г
№34 Н);
-ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
(приказ Минфина России от 09 декабря 1998г №60 Н);
-ПБУ
5/98 «Учет материально-
(приказ Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);
-ПБУ 9/99 «Доходы организации»
(приказ Минфина России от 6 мая 1999г №32 Н) – в части признания
доходов от предпринимательской и иной деятельности;
-ПБУ 10/99 «Расходы организации»
(приказ Минфина России от6 мая 1999г №33 Н) – в части признания
расходов по предпринимательской и иной деятельности.
Одновременно
с новой Инструкцией по
учреждениях приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107Н утвержден
перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты
Минфина России.
На основании этого документа бюджетные учреждения и организации
исключены из сферы действия вышеуказанных положений и стандартов
бухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы Инструкции №107 повторяют
формулировки ранее принятых
нормативных актов Минфина
В частности, и в пункте 7 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях, и в пункте 10 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о
необходимости ведения документации на русском языке.
В пункте 8 Инструкции №107 и пунктах 6, 101 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета,
соблюдение законодательства и хранение бухгалтерской документации в
бюджетных организациях несет не главный бухгалтер, а руководитель
учреждения.
Пункт 10 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях повторяет формулировку пункта 12 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. И в
том, и в другом документе говорится, что все работники бюджетных учреждений
должны исполнять требования главного бухгалтера, касающиеся порядка
оформления и представления в бухгалтерию документов и сведений.
Кроме того, способы оценки материальных запасов, изложенные в пункте
59 Инструкции №107, в целом
повторяют правила оценки
«Учет материально-производственных запасов».
В то же время Инструкция №107 внесла и ряд принципиальных
нововведений. Например, пункт 7 обязывает бюджетные учреждения вести учет в
рублях и копейках и не допускает округлений до целых рублей, тогда как
пункт 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации разрешает остальным организациям выбирать
валюту учета.
Необходимо подчеркнуть, что установление единых унифицированных
правил ведения бухгалтерского учета (включая корреспонденцию счетов) делает
возможным применение к бюджетным учреждениям налоговых санкций по статье
120 Налогового кодекса РФ. Эти санкции применяются за грубое нарушение
правил учета доходов, а также объектов налогообложения.
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном
выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем
суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества
полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества произведенного в самой организации, - по стоимости его
изготовления.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов
производится независимо от результатов хозяйственной деятельности
организаций в отчетном периоде.
Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых
носителях информации. Следовательно, бухгалтерский документ – любой
носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются
первичной регистрации.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в
той последовательности в которой они совершаются. Это обеспечивает
сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование
бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих
доказательную силу; использование документов для текущего контроля и
оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль
за сохранностью собственности, так как документами подтверждается
материальная ответственность работников за доверенные им ценности;
укрепление законности, поскольку документы служат основными источниками
сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и
законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения
операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после
окончания операции. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с
исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным
средством, подписываются руководителем организации или его заместителем и
главным бухгалтером или его заместителем.
Своевременное
и достоверное создание
их в установленном порядке и сроке для отражения в бухгалтерском учете
производится в соответствии с утвержденным в организации графиком
документооборота. Документы следуют составлять на бланках установленной
формы с заполнением всех реквизитов, причем в некоторых документах,
например, приходных и расходных кассовых ордерах, исправления делать не
разрешается. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают
бухгалтерской обработке, под которой понимают расценку, группировку и
разметку. Пройдя обработку, документация группируется по периодам – месяц,
квартал, год и формируется в дела, содержащие обычно до 250 листов.
Согласно
первичных документов
Записать операцию на счетах – это значит отразить её содержание в
бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными
регистрами.
В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в
переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных
страниц за подписью главного бухгалтера. Книги применяются для
синтетического и
Карточки из плотной бумаги или не плотного картона не скрепляются
между собой. Их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки (кроме
карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек (ф.279),
который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных
средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных
средств (Ф.ОС – 10).
Свободные листы (ведомости) отличаются от карточек тем, что они
изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат. Хранят их в
особых папках – регистраторах; заводятся они как правило на месяц или
квартал.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности
является коммерческой тайной.
Для учреждений
непроизводственной сферой
бухгалтерского учета по мемориально – ордерной и журнально - ордерной
формам учета. В связи с этим, нами были изучены особенности каждой из
названных форм.
2. Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета
Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета определяется
следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных
регистров, последовательностью связей между документами и регистрами, а
также между самими регистрами и способом записи в них, то есть
использованием тех или иных технических средств. Бухгалтерский учет
исполнения смет расходов осуществляется по мемориально – ордерной форме
бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
Состав учетных регистров и последовательность записи в них при
мемориально – ордерной форме учета представлены на рисунке 1.
Условные обозначения:
Рис. 1. Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета.
При мемориально
– ордерной форме учета
документы систематизируются по датам совершения операций и оформляются
мемориальными ордерами – накопительными ведомостями, которым присваиваются
следующие постоянные номера:
мемориальный ордер 1- накопительная ведомость по кассовым операциям
(Ф.381);
мемориальный ордер 2 – накопительная ведомость по движению средств на
бюджетных текущих счетах (Ф.381);
мемориальный ордер 3 – накопительная ведомость по движению средств на
текущих счетах по внебюджетным средствам (Ф381);
мемориальный ордер 4 – накопительная ведомость по расчетам чеками из
лимитированных книжек (Ф.323);
мемориальный ордер 5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и
стипендиям (Ф.405);
мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с разными
учреждениями и организациями (Ф.408);
мемориальный ордер 7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке
плановых платежей (Ф.408);
мемориальный ордер 8 – накопительная ведомость по расчетам с
подотчетными лицами (Ф.386);
мемориальный ордер 9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению
основных средств (Ф.438);
мемориальный ордер 10 – накопительная ведомость по выбытию и
перемещению материальных и быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);
мемориальный ордер 11 – свод накопительных ведомостей по приходу
продуктов питания (Ф.398);
мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу
продуктов питания (Ф.411);
мемориальный ордер 13 – накопительная ведомость по расходу материалов
(Ф.396);
мемориальный ордер 14 – накопительная ведомость начисления доходов по
специальным средствам (Ф.409);
мемориальный ордер 15 – свод ведомостей по расчетам с родителями за
содержание детей (Ф.406);
По остальным операциям составляются отдельные мемориальные ордера
ф.274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.
Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его
заместителем и исполнителем, все мемориальные ордера регистрируются в книге
«Журнал - главная» (ф.308). Учет в книге «Журнал - главная», как правило,
ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по
счетам.
Книга «Журнал - главная» открывается записями сумм остатков на начало
года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней
производятся по мере составления мемориальных ордеров и накопительных
ведомостей – один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается
сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих
субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и
по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой
после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по
каждому субсчету.
Аналитический
учет ведется в учетных
накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах
учета изложен в соответствующих разделах Инструкции №107. Формы регистров
приведены в альбоме форм бухгалтерской документации для учреждений и
организаций, состоящих на бюджете.
Мемориально – ордерная форма учета отличается строгой
последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной
техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических
регистров, счетные машины.
Недостатками мемориально
– ордерной формы учета
трудоемкость учета, отрыв аналитического учета от синтетического,
громоздкость аналитического учета, формы регистров порой не содержат
Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных организациях