Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:41, дипломная работа

Описание

Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую
очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход
предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального
стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.docx

— 99.07 Кб (Скачать документ)

отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от  29  июля  1998г

№34 Н);

       -ПБУ  1/98 «Учетная политика организации»

       (приказ  Минфина России от 09 декабря 1998г  №60 Н);

       -ПБУ  5/98 «Учет материально-производственных  запасов»

       (приказ  Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);

       -ПБУ  9/99 «Доходы организации»

       (приказ  Минфина России от 6 мая 1999г  №32  Н)  –  в  части   признания

доходов от предпринимательской  и иной деятельности;

       -ПБУ  10/99 «Расходы организации»

       (приказ  Минфина России от6 мая 1999г   №33  Н)  –  в  части   признания

расходов по предпринимательской  и иной деятельности.

       Одновременно  с новой Инструкцией по бухгалтерскому  учету в  бюджетных

учреждениях приказом Минфина  России от  30  декабря  1999г  №107Н  утвержден

перечень изменений  и  дополнений,  вносимых  в  нормативные  правовые  акты

Минфина России.

       На основании   этого  документа  бюджетные   учреждения  и  организации

исключены  из  сферы   действия   вышеуказанных   положений   и   стандартов

бухгалтерского учета. Тем  не менее, многие нормы Инструкции  №107  повторяют

формулировки ранее принятых нормативных актов Минфина России.

        В  частности, и в пункте 7 Инструкции  №107  по бухгалтерскому учету  в

бюджетных учреждениях, и  в пункте 10  Положения  по  ведению  бухгалтерского

учета  и  бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации  говорится   о

необходимости ведения документации на русском языке.

       В пункте 8 Инструкции №107 и пунктах  6,  101  Положения  по  ведению

бухгалтерского учета  и  бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации

установлено,  что  ответственность  за  организацию  бухгалтерского   учета,

соблюдение  законодательства  и  хранение   бухгалтерской   документации   в

бюджетных  организациях  несет  не   главный   бухгалтер,   а   руководитель

учреждения.

       Пункт  10  Инструкции  №107  по  бухгалтерскому  учету  в   бюджетных

учреждениях  повторяет  формулировку  пункта   12   Положения   по   ведению

бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации. И  в

том, и в другом документе  говорится, что все работники  бюджетных  учреждений

должны  исполнять  требования  главного   бухгалтера,   касающиеся   порядка

оформления и представления  в бухгалтерию документов и сведений.

       Кроме  того, способы оценки материальных  запасов, изложенные в  пункте

59 Инструкции №107, в целом  повторяют правила оценки пунктов  5 и 6 ПБУ  5/98

«Учет материально-производственных запасов».

       В   то  же  время  Инструкция  №107  внесла   и   ряд   принципиальных

нововведений. Например, пункт 7 обязывает бюджетные учреждения вести учет  в

рублях и копейках и  не допускает  округлений  до  целых  рублей,  тогда  как

пункт  25  Положения  по  ведению  бухгалтерского  учета   и   бухгалтерской

отчетности в Российской Федерации разрешает остальным  организациям  выбирать

валюту учета.

       Необходимо  подчеркнуть,  что  установление  единых   унифицированных

правил ведения бухгалтерского учета (включая корреспонденцию  счетов)  делает

возможным применение к бюджетным  учреждениям  налоговых  санкций  по  статье

120 Налогового кодекса  РФ.  Эти  санкции  применяются   за  грубое  нарушение

правил учета доходов, а также объектов налогообложения.

       Оценка  имущества и  обязательств  производится  организацией  для   их

отражения в  бухгалтерском  учете  и  бухгалтерской  отчетности  в  денежном

выражении.

       Оценка  имущества,  приобретенного  за  плату,  осуществляется  путем

суммирования фактически произведенных расходов  на  его  покупку;  имущества

полученного безвозмездно –  по  рыночной  стоимости  на  дату  оприходования;

имущества  произведенного  в  самой  организации,   -   по   стоимости   его

изготовления.

       Начисление  амортизации основных   средств   и  нематериальных  активов

производится   независимо   от   результатов   хозяйственной    деятельности

организаций в отчетном периоде.

       Хозяйственные   операции  отражаются  на  бумажных  и   машиночитаемых

носителях  информации.  Следовательно,  бухгалтерский   документ   –   любой

носитель информации, с  помощью которого хозяйственные  операции  подвергаются

первичной регистрации.

       Бухгалтерскими  документами оформляются любые  хозяйственные операции в

той  последовательности  в  которой  они   совершаются.   Это   обеспечивает

сплошной, непрерывный учет  всех  объектов  учета;  юридическое  обоснование

бухгалтерских записей,  которые  делают  на  основании  документов,  имеющих

доказательную  силу;  использование  документов  для  текущего  контроля   и

оперативного руководства  хозяйственной деятельностью  организации;  контроль

за  сохранностью   собственности,   так   как   документами   подтверждается

материальная  ответственность  работников   за   доверенные   им   ценности;

укрепление законности,  поскольку  документы  служат  основными  источниками

сведений  для  последующего  контроля   правильности,   целесообразности   и

законности каждой хозяйственной  операции при документальных ревизиях.

       Первичные   документы  должны  быть  составлены  в  момент  совершения

операции, а если это не представляется  возможным  –  непосредственно  после

окончания операции.  В  учреждениях все бухгалтерские  документы, связанные  с

исполнением смет расходов по  бюджету,  специальным  и  другим  внебюджетным

средством, подписываются  руководителем организации или  его  заместителем  и

главным бухгалтером или  его заместителем.

       Своевременное  и достоверное создание первичных   документов,  передача

их в установленном  порядке и  сроке  для  отражения  в  бухгалтерском  учете

производится  в  соответствии  с   утвержденным   в   организации   графиком

документооборота. Документы  следуют  составлять  на  бланках  установленной

формы  с  заполнением  всех  реквизитов,  причем  в  некоторых   документах,

например, приходных и  расходных  кассовых  ордерах,  исправления  делать  не

разрешается.  Проверенные  и  принятые  бухгалтерией  документы   подвергают

бухгалтерской  обработке,  под  которой  понимают  расценку,  группировку  и

разметку. Пройдя обработку, документация группируется по периодам  –  месяц,

квартал, год и формируется  в дела, содержащие обычно до 250 листов.

       Согласно  первичных документов производится  запись операции на счетах.

Записать  операцию  на  счетах  –  это  значит  отразить  её  содержание   в

бухгалтерских книгах, карточках  или свободных  листах,  являющихся  учетными

регистрами.

       В бухгалтерских  книгах  все  страницы  пронумерованы   и  заключены  в

переплет. На последней  странице  указывается  общее  число  пронумерованных

страниц   за   подписью   главного   бухгалтера.   Книги   применяются   для

синтетического и аналитического учета.

        Карточки  из плотной бумаги или не  плотного  картона  не  скрепляются

между собой. Их хранят в специальных  ящиках –  картотеках.  Карточки  (кроме

карточек по основным средствам) регистрируются в реестре  карточек  (ф.279),

который ведется для каждого  счета  отдельно.  Карточки  для  учета  основных

средств регистрируются  в  описи  инвентарных  карточек  по  учету  основных

средств (Ф.ОС – 10).

       Свободные  листы (ведомости)  отличаются  от  карточек  тем,  что  они

изготавливаются из менее  плотной бумаги, имеют большой  формат. Хранят  их  в

особых папках – регистраторах;  заводятся  они  как  правило  на  месяц  или

квартал.

       Содержание  регистров бухгалтерского  учета   и  внутренней  отчетности

является коммерческой тайной.

       Для учреждений  непроизводственной сферой наиболее  характерно  ведение

бухгалтерского учета  по  мемориально  –  ордерной  и  журнально  -  ордерной

формам учета. В связи  с  этим,  нами  были  изучены  особенности  каждой  из

названных форм.

 

 

            2. Мемориально – ордерная форма  бухгалтерского учета

 

 

      Мемориально   –  ордерная  форма  бухгалтерского   учета   определяется

следующими признаками:  количеством,  структурой  и  внешним  видом  учетных

регистров, последовательностью  связей  между  документами  и  регистрами,  а

также  между  самими  регистрами  и  способом  записи   в   них,   то   есть

использованием  тех  или  иных  технических  средств.   Бухгалтерский   учет

исполнения смет расходов осуществляется  по  мемориально  –  ордерной  форме

бухгалтерского учета  в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету  в

учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

      Состав  учетных  регистров  и   последовательность  записи  в   них  при

мемориально – ордерной форме  учета представлены на рисунке 1.

 

 

 

Условные обозначения:                   запись

                                                            сверка записи

 

Рис. 1. Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета.

 

    При мемориально  – ордерной форме учета проверенные  и принятые  к  учету

документы систематизируются  по  датам  совершения  операций  и  оформляются

мемориальными ордерами –  накопительными ведомостями,  которым  присваиваются

следующие постоянные номера:

    мемориальный ордер  1- накопительная  ведомость   по  кассовым  операциям

(Ф.381);

    мемориальный ордер  2 – накопительная ведомость по  движению  средств  на

бюджетных текущих счетах (Ф.381);

    мемориальный ордер  3 – накопительная ведомость по  движению  средств  на

текущих счетах по внебюджетным средствам (Ф381);

    мемориальный ордер  4 – накопительная ведомость по  расчетам  чеками  из

лимитированных книжек (Ф.323);

    мемориальный ордер  5 – свод расчетных ведомостей  по заработной плате  и

стипендиям (Ф.405);

    мемориальный ордер  6 – накопительная ведомость по  расчетам  с  разными

учреждениями  и организациями (Ф.408);

    мемориальный ордер  7 – накопительная ведомость по  расчетам  в  порядке

плановых платежей (Ф.408);

    мемориальный  ордер  8  –  накопительная   ведомость   по   расчетам   с

подотчетными лицами (Ф.386);

    мемориальный ордер  9 – накопительная ведомость по  выбытию и перемещению

основных средств (Ф.438);

    мемориальный  ордер  10  –  накопительная   ведомость   по   выбытию   и

перемещению материальных и  быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);

    мемориальный ордер  11  –  свод  накопительных   ведомостей  по  приходу

продуктов питания (Ф.398);

    мемориальный ордер  12  -  свод  накопительных   ведомостей  по  расходу

продуктов питания (Ф.411);

    мемориальный ордер  13 – накопительная ведомость  по  расходу  материалов

(Ф.396);

    мемориальный ордер  14 – накопительная ведомость  начисления  доходов  по

специальным средствам (Ф.409);

    мемориальный ордер  15 – свод ведомостей по  расчетам  с  родителями  за

содержание детей (Ф.406);

 

 

    По  остальным   операциям  составляются  отдельные   мемориальные  ордера

ф.274, которые нумеруются начиная  с 16 за каждый месяц в отдельности.

    Мемориальные  ордера  подписываются   главным   бухгалтером   или   его

заместителем и исполнителем, все мемориальные ордера регистрируются в  книге

«Журнал - главная» (ф.308). Учет в книге «Журнал -  главная»,  как  правило,

ведется по субсчетам, а по решению  главного  бухгалтера  может  вестись  по

счетам.

    Книга «Журнал  - главная» открывается записями  сумм остатков  на  начало

года в соответствии с  заключительным балансом за истекший год. Записи в  ней

производятся  по  мере  составления  мемориальных  ордеров  и  накопительных

ведомостей – один раз  в  месяц.  Сумма  мемориального  ордера  записывается

сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет  и кредит  соответствующих

субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как  по  дебету,  так  и

по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру».  Второй  строкой

после оборотов за месяц выводится  остаток на  начало  следующего  месяца  по

каждому субсчету.

    Аналитический  учет ведется в учетных регистрах  (в  книгах,  карточках,

накопительных ведомостях, машинограммах  и др.). Порядок записей в  регистрах

учета изложен в соответствующих  разделах Инструкции  №107.  Формы  регистров

приведены  в  альбоме  форм  бухгалтерской  документации  для  учреждений  и

организаций, состоящих на бюджете.

        Мемориально   –   ордерная   форма   учета    отличается    строгой

последовательностью учетного  процесса,  простотой  и  доступностью  учетной

техники,  при  ней  широко  используются  стандартные  формы   аналитических

регистров, счетные машины.

    Недостатками мемориально  – ордерной формы учета являются:

    трудоемкость  учета,  отрыв  аналитического  учета  от  синтетического,

громоздкость  аналитического  учета,  формы  регистров  порой  не   содержат

Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных организациях