Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:14, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в Горячеводском ГорПО.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
формулируется экономическая сущность товарных операций, цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций;
изучается нормативно-правовая база, применяемая в Горячеводском ГорПО;
даётся организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассматривается документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 9
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций 9
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта 15
и аудита товарных операций 15
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО 25
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 36
В ГОРЯЧЕВОДСКОМ ГОРПО 36
2.1. Документальное оформление товарных операций 36
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц 41
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций 44
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 50
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля 50
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО 53
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров 65
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Среди задач аудита также оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, определение их эффективности и возможности предупреждения хозяйственных операций, способствующих и влекущих появление злоупотреблений и хищений кооперативного имущества.
Аудит должен выявить случаи, когда сверхнормативные потери следует взыскивать с виновных лиц, а также рассмотреть меры, принятые правлением потребительских обществ, союзов к возмещению ущерба, нанесенного действиями или бездействиями должностных лиц. К таким мерам относятся; предъявление гражданского иска, возбуждение уголовного дела, ходатайство об описи имущества виновных и т.п.
В соответствии с правилом (стандартом) «Изучение и оценка систем бухгалтерского и внутреннего контроля» в ходе аудита на стадии предварительного планирования изучаются система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля. Целью проверки на этом этапе является создание основы для планирования, а также для определения времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Следовательно, характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля состоит из трех основных элементов: контрольной среды (характеристики, определяющие благоприятные или неблагоприятные для контроля взаимоотношения в организации); системы бухгалтерского учета (учетная политика, избранная в организации, а также мероприятия, касающиеся отражения в учете совершаемых хозяйственных операций) и средств контроля (специальные проверки, выполненные персоналом клиента).
Аудит осуществляется посредством процедур, вытекающих из приемов и методов проведения ревизий и проверок. К приемам документального контроля относятся:
- технико-экономические расчеты;
- нормативная проверка;
-
документальная проверка
- встречная проверка данных, отраженных в документах;
-хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств;
-
проверка правильности
-
проверка полноты отражения
-
проверка правильности
-
проверка полноты
Те или иные приемы применяются в процессе аудита различных разделов учёта, видов хозяйственной деятельности.
Технико-экономические расчеты производятся в целях установления правильности составленных смет общехозяйственных (накладных) расходов, капитального и текущего ремонта основных средств, списания строительных материалов на объем произведенной продукции, исчисления себестоимости выполненных строительно-монтажных работ, готовой продукции и оказанных услуг и др.
Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических отчётных данных с установленными сметными нормативами и нормами, что позволяет определить их соблюдение. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению. При этом выявляются причины их возникновения и работники, виновные в этом. На основе установленного разрабатываются необходимые мероприятия по ликвидации отклонений отрицательного характера (с возмещением материального ущерба за счет виновных) и закреплению положительных результатов.
Документальная проверка содержания операций и процессов является ведущим приемом документального контроля. Она проводится с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных операций и процессов. На основе данных этой проверки разрабатываются конкретные мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных в этом, включая возмещение нанесенного материального ущерба, а также по мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности потребительского общества.
Документальная проверка производится:
сплошным способом;
выборочным способом;
в хронологическом порядке;
в систематизированном порядке.
При сплошном способе за аудируемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчётах, и правильность их отражения на счетах бухгалтерского учёта. Этот способ проверки совершившихся операций весьма трудоемок и применяется на тех участках деятельности предприятия, где вскрыты злоупотребления и необходимо установить полную сумму нанесенного материального ущерба, а также на некоторых участках деятельности, связанных с движением денежных средств, ОС и других активов и пассивов предприятия в соответствии с заданием, указанным в программе аудита.
При выборочном способе проверяется содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчётах аудируемого периода, по усмотрению ревизора. Если будут установлены злоупотребления, то на этом участке следует перейти на сплошной метод проверки, обеспечивающий выявление полного размера нанесенного ущерба.
Исследование операций в систематизированном порядке является рациональным и экономичным. При нем ревизуются однородные операции за определенный период. Это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Так проверяются кассовые операции, операции по счетам в банках, расчеты с подотчетными лицами, движение основных средств и товарно-материальных ценностей, издержки производства и обращения.
При проверке содержания операций, отраженных в документах, ревизор устанавливает их законность, целесообразность, достоверность. Операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству и нормативным документам. Целесообразность операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед предприятием при соблюдении законности. Например, приобретены материалы, имеющиеся в наличии сверх нормы запаса. Операция законна, но не целесообразна. При выявлении незаконных и нецелесообразных операций ревизор должен изучить их характер, установить, кто и по чьему распоряжению осуществил эти операции, определить их последствия.
Достоверность хозяйственной операции устанавливается при формальной арифметической проверке документов. При формальной проверке определяются полнота и правильность заполнения реквизитов, характеризующих операцию, а также выявляются неоговоренные исправления, подчистки, дописки текста и цифр, подлинность подписей соответствующих работников.
Арифметическая проверка позволяет установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями (например, неправильно показанные итоги в кассовых отчётах, в платежных ведомостях на выплату зарплаты и др.)
Встречная проверка данных , отраженных в документах, заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяются путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Она может производиться по документам, находящимся в делах организаций, с которыми предприятие вступало в хозяйственную связь. Этот прием применяется, например, при установлении полноты и своевременности оприходования полученных в банке наличных денег в кассу путем сопоставления данных приходных кассовых ордеров с соответствующими данными выписок со счетов в банке.
Хронологическая проверка движения материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда имеются данные о хищениях материальных ценностей и денежных средств, а проведенные инвентаризации расхождений (недостач или излишков) не установили. Например, при сопоставлении данных об остатке и оприходовании готовой продукции с ежедневными данными о выработке продукции по технологическим процессам производства и ее отпуске устанавливают превышение в отдельные дни отпуска продукции против ее изготовления, оприходование продукции при невыполнении производственных операций в необходимом количестве, оприходование готовой продукции до полного ее изготовления (в периодической отчётности эти показатели будут взаимосвязаны).
Проверка правильности хозяйственной операции по данным о выполнении других операций, связанных с ней, состоит в выявлении и сопоставлении соответствующих данных по документам. Например, данные о поступлении материалов сопоставляются с данными, имеющимися в документах по их перевозке; списание спецодежды, постельных принадлежностей, инструмента сопоставляются с данными накладной об оприходовании полученных при этом ветоши, лома; и др.
Проверка объективной возможности выполнения оплаченных и оформленных работ осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах выполненных и оплаченных работ.
Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов в бухгалтерском учёте содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но не правильно отраженным в бухгалтерском учёте документам.
Полноту оприходованной продукции возможно установить посредством составления альтернативного баланса.
К приемам фактического контроля относятся:
- инвентаризация;
- контрольный обмер;
- обследование;
- проверка качества сырья и материалов;
- экспертная оценка.
Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. В процессе инвентаризации выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентаризационных описях, на основе которых составляются сличительные ведомости.
Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и как прием аудита представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяются правильность и достоверность отчётных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. Контрольные замеры работ могут осуществляться выборочно или сплошным методом. Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.
Обследование на месте проводится при проверках готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений; установлении степени изношенности ОС, временных нетитульных сооружений и приспособлений, МБП; при проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей; организации производства и труда на предприятии.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверить правильность применяемых в ревизуемом периоде производственных норм расхода строительных материалов и расхода сырья и материалов на изготовление продукции основными и вспомогательными цехами.
Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества выполненных строительных работ, качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.
Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления ревизор систематизирует по участкам контролируемой деятельности, видам операций и другими признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учётных регистрах и другие источники. Накопленные данные используются им при составлении соответствующих разделов основного акта аудита.