Бухгалторский учет товарных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:14, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в Горячеводском ГорПО.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
формулируется экономическая сущность товарных операций, цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций;
изучается нормативно-правовая база, применяемая в Горячеводском ГорПО;
даётся организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассматривается документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 9
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций 9
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта 15
и аудита товарных операций 15
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО 25
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 36
В ГОРЯЧЕВОДСКОМ ГОРПО 36
2.1. Документальное оформление товарных операций 36
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц 41
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций 44
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 50
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля 50
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО 53
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров 65
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 91

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность товарных операций.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)
  • эффективность использования производственных ресурсов;
  • отклонение от плановых (сметных) норм выработки продукции, работ, услуг;
  • соблюдение законности и целенаправленности всех совершенных хозяйственных операций;
  • соблюдение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, материальных ценностей, основных фондов;
  • правильность ведения бухгалтерского учёта и достоверность отчётности;
  • своевременность и правильность ведения расчетных операций (с поставщиками и покупателями, бюджетом, с подотчетными лицами, заказчиками и субподрядчиками, по оплате труда и социальному страхованию и др.);
  • законность и правильность действий должностных лиц при выполнении служебных обязанностей;
  • полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов и повышения эффективности производства;
  • выявления причин образования непроизводительных расходов и потерь и установление виновных в этом должностных лиц;
  • выполнение указаний по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.

      Среди задач аудита также оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, определение их эффективности и возможности предупреждения хозяйственных операций, способствующих и влекущих появление злоупотреблений и хищений кооперативного имущества.

      Аудит должен выявить случаи, когда сверхнормативные потери следует взыскивать с виновных лиц, а также рассмотреть меры, принятые правлением потребительских обществ, союзов к возмещению ущерба, нанесенного действиями или бездействиями должностных лиц. К таким мерам относятся; предъявление гражданского иска, возбуждение уголовного дела, ходатайство об описи имущества виновных и т.п.

      В соответствии с правилом (стандартом) «Изучение и оценка систем  бухгалтерского и внутреннего контроля» в ходе аудита на стадии предварительного планирования изучаются  система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля. Целью проверки на этом этапе является создание основы для планирования, а также для определения времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.  Следовательно, характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля состоит из трех основных элементов: контрольной среды (характеристики, определяющие благоприятные или неблагоприятные для контроля взаимоотношения в организации); системы бухгалтерского учета (учетная политика, избранная в организации, а также мероприятия, касающиеся отражения в учете совершаемых хозяйственных операций) и средств контроля (специальные проверки, выполненные персоналом клиента).

 

3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО

 

      Аудит осуществляется посредством процедур, вытекающих из приемов и методов проведения ревизий и проверок. К приемам документального контроля относятся:

      - технико-экономические расчеты;

      - нормативная проверка;

      - документальная проверка содержания  операций и процессов;

      - встречная проверка данных, отраженных  в документах;

      -хронологическая  проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств;

      - проверка правильности хозяйственных  операций подтверждением данных  о выполнении других операций, связанных с ней;

      - проверка полноты отражения хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского учёта;

      - проверка правильности отражения  хозяйственных операций по данным  документов бухгалтерского учёта;

      - проверка полноты оприходования  готовой продукции и достоверности  списания сырья и материалов  на ее производство (составление  альтернативного баланса).

      Те  или иные приемы применяются в  процессе аудита различных разделов учёта, видов хозяйственной деятельности.

      Технико-экономические  расчеты производятся в целях  установления правильности составленных смет общехозяйственных (накладных) расходов, капитального и текущего ремонта основных средств, списания строительных материалов на объем произведенной продукции, исчисления себестоимости выполненных строительно-монтажных работ, готовой продукции и оказанных услуг и др.

      Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических отчётных данных с установленными сметными нормативами и нормами, что позволяет определить их соблюдение. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению. При этом выявляются причины их возникновения и работники, виновные в этом. На основе установленного разрабатываются необходимые мероприятия по ликвидации отклонений отрицательного характера (с возмещением материального ущерба за счет виновных) и закреплению положительных результатов.

      Документальная  проверка содержания операций и процессов является ведущим приемом документального контроля. Она проводится с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных операций и процессов. На основе данных этой проверки разрабатываются конкретные мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных в этом, включая возмещение нанесенного материального ущерба, а также по мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности потребительского общества.

      Документальная  проверка производится:

      сплошным  способом;

      выборочным  способом;

      в хронологическом порядке;

      в систематизированном порядке.

      При сплошном способе за аудируемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчётах, и правильность их отражения на счетах бухгалтерского учёта. Этот способ проверки совершившихся операций весьма трудоемок и применяется на тех участках деятельности предприятия, где вскрыты злоупотребления и необходимо установить полную сумму нанесенного материального ущерба, а также на некоторых участках деятельности, связанных с движением денежных средств, ОС и других активов и пассивов предприятия в соответствии с заданием, указанным в программе аудита.

      При выборочном способе проверяется  содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчётах аудируемого периода, по усмотрению ревизора. Если будут установлены злоупотребления, то на этом участке следует перейти на сплошной метод проверки, обеспечивающий выявление полного размера нанесенного ущерба.

      Исследование  операций в систематизированном  порядке является рациональным и экономичным. При нем ревизуются однородные операции за определенный период. Это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Так проверяются кассовые операции, операции по счетам в банках, расчеты с подотчетными лицами, движение основных средств и товарно-материальных ценностей, издержки производства и обращения.

      При проверке содержания операций, отраженных в документах, ревизор устанавливает  их законность, целесообразность, достоверность. Операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству и нормативным документам. Целесообразность операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед предприятием при соблюдении законности. Например, приобретены материалы, имеющиеся в наличии сверх нормы запаса. Операция законна, но не целесообразна. При выявлении незаконных и нецелесообразных операций ревизор должен изучить их характер, установить, кто и по чьему распоряжению осуществил эти операции, определить их последствия.

      Достоверность хозяйственной операции устанавливается  при формальной арифметической проверке документов. При формальной проверке определяются полнота и правильность заполнения реквизитов, характеризующих операцию, а также выявляются неоговоренные исправления, подчистки, дописки текста и цифр, подлинность подписей соответствующих работников.

      Арифметическая  проверка позволяет установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями (например, неправильно показанные итоги в кассовых отчётах, в платежных ведомостях на выплату зарплаты и др.)

      Встречная проверка данных , отраженных в документах, заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяются путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Она может производиться по документам, находящимся в делах организаций, с которыми предприятие вступало в хозяйственную связь. Этот прием применяется, например, при установлении полноты и своевременности оприходования полученных в банке наличных денег в кассу путем сопоставления данных приходных кассовых ордеров с соответствующими данными выписок со счетов в банке.

      Хронологическая проверка движения материальных ценностей  и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда имеются данные о хищениях материальных ценностей и денежных средств, а проведенные инвентаризации расхождений (недостач или излишков) не установили. Например, при сопоставлении данных об остатке и оприходовании готовой продукции с ежедневными данными о выработке продукции по технологическим процессам производства и ее отпуске устанавливают превышение в отдельные дни отпуска продукции против ее изготовления, оприходование продукции при невыполнении производственных операций в необходимом количестве, оприходование готовой продукции до полного ее изготовления (в периодической отчётности эти показатели будут взаимосвязаны).

      Проверка  правильности хозяйственной операции по данным о выполнении других операций, связанных с ней, состоит в выявлении и сопоставлении соответствующих данных по документам. Например, данные о поступлении материалов сопоставляются с данными, имеющимися в документах по их перевозке; списание спецодежды, постельных принадлежностей, инструмента сопоставляются с данными накладной об оприходовании полученных при этом ветоши, лома; и др.

      Проверка  объективной возможности выполнения оплаченных и оформленных работ осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах выполненных и оплаченных работ.

      Проверка  правильности отражения хозяйственных  операций по данным документов в бухгалтерском учёте содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но не правильно отраженным в бухгалтерском учёте документам. 

      Полноту оприходованной продукции возможно установить посредством составления  альтернативного баланса.

      К приемам фактического контроля относятся:

      - инвентаризация;

      - контрольный обмер;

      - обследование;

      - проверка качества сырья и  материалов;

      - экспертная оценка.

      Инвентаризация - проверка наличия и состояния  материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. В процессе инвентаризации выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентаризационных описях, на основе которых составляются сличительные ведомости.

      Контрольный обмер производится с участием соответствующих  специалистов и как прием аудита представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяются правильность и достоверность отчётных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. Контрольные замеры работ могут осуществляться выборочно или сплошным методом. Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.

      Обследование  на месте проводится при проверках готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений; установлении степени изношенности ОС, временных нетитульных сооружений и приспособлений, МБП; при проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей; организации производства и труда на предприятии.

      Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверить  правильность применяемых в ревизуемом периоде производственных норм расхода  строительных материалов и расхода сырья и материалов на изготовление продукции основными и вспомогательными цехами.

      Проверка  качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого  качества выполненных строительных работ, качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.

      Выявленные  перечисленными приемами документального  и фактического контроля нарушения и злоупотребления ревизор систематизирует по участкам контролируемой деятельности, видам операций и другими признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учётных регистрах и другие источники. Накопленные данные используются им при составлении соответствующих разделов основного акта аудита.

Информация о работе Бухгалторский учет товарных операций