Бухгалторский учет товарных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:14, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в Горячеводском ГорПО.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
формулируется экономическая сущность товарных операций, цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций;
изучается нормативно-правовая база, применяемая в Горячеводском ГорПО;
даётся организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассматривается документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 9
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций 9
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта 15
и аудита товарных операций 15
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО 25
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 36
В ГОРЯЧЕВОДСКОМ ГОРПО 36
2.1. Документальное оформление товарных операций 36
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц 41
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций 44
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 50
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля 50
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО 53
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров 65
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 91

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность товарных операций.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)

      Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач, растрат или излишков подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

      План  инвентаризаций составляется ревизором  по согласованию с руководителем предприятия. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно план работы уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций: в первую очередь - у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников. При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты неритмичного выполнения плановых заданий, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб покупателей на обсчёт и другие нарушения.

      Основанием  проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.

      Прежде  чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей,  инвентаризационная группа обязана:

  • получить от материально ответственных лиц расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей, а также последние товарно-денежные отчёты и расписку о их сдаче, тщательно проверить их и проставить даты и подписи председателя;
  • получить от кассира  и проверить последний кассовый отчёт с выведенными в нём остатками денег в кассе;
  • снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;
  • опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
  • проверить исправность всех весоизмерительных приборов;
  • материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;
  • в местах хранения вывесить ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей.

      Проверка  фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.

      Количество  материалов и товаров, хранящихся в  неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.

      Комиссия  также должна проверить весоизмерительное  оборудование. Инвентаризация расчётов проводится путём сопоставления  выписок из лицевых счетов с бухгалтерскими записями по счетам. Кроме того, комиссия высылает дебиторам или кредиторам выписки из счетов и просит подтвердить в кратчайшие сроки.

      По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, где отмечаются фактические суммы инвентаризации и контрольной проверки и фиксируются расхождения.

      Наименования  инвентаризуемых объектов, их количество и цена показываются в инвентаризационных описях или актах (не менее чем в двух экземплярах, подписанных всеми членами комиссии и материально ответственными лицами) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение

      В случае обнаружения порчи, боя и  лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и  лиц, в ней виновных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

      Оформленные инвентаризационные описи сдают  в бухгалтерию, где их проверяют  и сравнивают фактическое наличие  средств с данными бухгалтерского учёта. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учёта и результаты сравнения – излишек или недостача.

      По  завершении инвентаризации в книге  контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам – их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.

      После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.

      Инвентаризационная  комиссия обязана выявить причины  недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения  и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учёте  (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчётности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчёте.          

        По всем недостачам, потерям и  излишкам материальных ценностей  и денежных средств инвентаризационной  комиссией должны быть получены  от материально ответственных  лиц письменные объяснения. На  основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учёта.

      Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учётной документации, представленные в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке:

      1. Излишек имущества подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (41),  с отнесением его на финансовые результаты (счет 91) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

      2. Все недостачи материальных ценностей,  денежных средств и другого  имущества, независимо от причин  возникновения, списывают с кредита  соответствующих счетов (41.) в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счёта 94 суммы недостач относят по назначению в следующем порядке:

      1. Убыль ценностей  в пределах  установленных норм естественной  убыли определяется  после зачёта  излишками по пересортице. В  том случае, если после зачёта по пересортице всё же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли применяются только по тому виду ценностей, по которому осталась недостача. При отсутствии норм естественной убыли  вся убыль рассматривается как недостача сверх нормы.

      Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки обращения.

          2. Недостачи материальных ценностей,  денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

      дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

      кредит  счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

      В тех случаях, когда виновники  не установлены или во взыскании  с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают со счёта 94 в дебет счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

      Если  при проверке выявлен слабый контроль за сохранностью товаров, то необходима сплошная инвентаризация. Если контроль осуществляется на достаточно высоком  уровне, то проводится выборочная инвентаризация.  Однако если ее результаты окажутся неудовлетворительными, то следует поставить вопрос о проведении сплошной инвентаризации. Результаты инвентаризации, проведенной с участием аудитора, а также знакомство с уровнем организации и правильности учета прошлых инвентаризаций позволяют в значительной степени определить содержание и объем аудиторских процедур на последующих этапах проверки.

      При проверке результатов ранее проведенных  инвентаризаций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты. По инвентаризационным описям проверить состав инвентаризационных комиссий с точки зрения их полноты и компетентности. Особое внимание следует обратить на то, чтобы один и тот же работник не назначался председателем комиссии два раза подряд. Необходимость тщательного анализа состава инвентаризационных комиссий обусловлена тем, что от него в значительной степени зависит качество инвентаризации. Далее аудитор должен проверить: наличие и содержание расписок, полученных от материально ответственного лица до начала каждой инвентаризации; оформление каждой страницы инвентаризационной описи;  правильное и полное наименование каждого товара, другие данные, необходимые для проверки цен; указано ли прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества натуральных показателей; указана ли общая стоимость товаров; подписана ли каждая страница всеми членами комиссии. Аудитор также должен проверить, нет ли в описях подчисток, исправлений количества товаров и их цены, не заверенных подписями всех членов комиссии. Кроме того, проверяется наличие на  последней  странице  инвентаризационной  описи  отметок  о  проверке  цен, таксировки и подсчетов итогов за подписями лиц, проводивших эти проверки. Аудитор, изучая содержание инвентаризационных описей, а также по материалам личных бесед с членами инвентаризационных комиссий, выясняет, не было ли случаев, когда комиссия записывала в опись данные о количестве товаров со слов материально ответственного лица, без проверки их наличия. По актам результатов проверки ценностей аудитор проверяет правильность перенесения в них учетных и фактических остатков, определения окончательных результатов инвентаризации, правильность их оформления, своевременность составления. По рассматриваемым материалам устанавливается, всегда ли обеспечивалась внезапность каждой инвентаризации (за исключением смены материально-ответственных лиц).

      Кроме того, аудитор должен проверить, не совершались ли в инвентаризационных описях приписки не имевшихся в наличии товаров. Если такие приписки были, то их можно выявить путем контрольного сличения. Из проверяемой описи выбираются для сличения товары с наибольшей суммой и товары одного и того же наименования с одинаковыми признаками, записанные в  разных местах описи. Затем по описи предыдущей инвентаризации и документам, приложенным к товарно-денежным отчетам, устанавливается, сколько таких товаров было на день предыдущей инвентаризации, каков приход и документированный расход их за межинвентаризационный период и сколько, исходя из этих данных, должно быть таких товаров в остатке на проверяемую дату без учета реализации за наличный расчет. Полученный результат сравнивается с данными проверяемой описи, и делаются соответствующие выводы.

 

      

3.4. Аудит товарных  операций в Горячеводском ГорПО

 

      Целью аудита товарных операций на  розничных предприятиях является установление соответствия применяемой организацией методики учёта приобретения, движения и реализации приобретенного товара соответствующим нормативным документам Российской Федерации.

      Основными задачами аудита для достижения вышеуказанной цели являются:

      - оценка состояния синтетического  и аналитического учёта товаров в организации;

      - оценка полноты отражения хозяйственных  операций в бухгалтерском учёте и отчётности;

      - проверка соблюдения организаций налогового законодательства по операциям, связанным с учётом движения приобретенного товара.

      Аудит торговой деятельности розничного предприятия представляет собой комплекс проверочных и контрольных процедур для получения необходимых сведений, характеризующих законность и обоснованность хозяйственных операций по приобретению и реализации товаров народного потребления.

      Наиболее  общими для всех типов розничных  предприятий является следующий  перечень проверочных процедур, проводимых при аудита:

  • одновременная инвентаризация товарно-материальных ценностей и кассы контрольно-кассовой машины торгового предприятия;
  • проверка правильности оформления первичных документов по приемке и отпуску товарно-материальных ценностей, своевременности сдачи и правильность оформления товарно-кассовых отчётов материально ответственными лицами;
  • проверка правильности оформления и отражения в учёте потерь от недостач, порчи, естественной убыли и переоценки товарно-материальных ценностей;
  • проверка тождественности данных товарно-кассовых отчётов с регистрами синтетического и аналитического учёта;
  • проверка правильности организации реализации товаров в розничном торговом предприятии, оформления ценников и использования ККМ.

Информация о работе Бухгалторский учет товарных операций