Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:14, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в Горячеводском ГорПО.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
формулируется экономическая сущность товарных операций, цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций;
изучается нормативно-правовая база, применяемая в Горячеводском ГорПО;
даётся организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассматривается документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 9
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций 9
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта 15
и аудита товарных операций 15
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО 25
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 36
В ГОРЯЧЕВОДСКОМ ГОРПО 36
2.1. Документальное оформление товарных операций 36
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц 41
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций 44
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ 50
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля 50
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО 53
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров 65
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Ревизионная
комиссия (ревизор) осуществляет проверку
по утвержденному плану на календарный
год. Планы работы ревизоров должны
быть целенаправленными, реальными и конкретными,
обеспечивающими своевременность, высокое
качество и эффективность проводимых
ревизий и тематических проверок. Основной
обязанностью ревизора является проведение
аудита хозяйственной и социальной деятельности
за отчётный год в соответствии с программой,
утвержденной председателем потребительского
общества (Таблица 3.1).
Таблица 3.1
Программа аудита хозяйственно-финансовой деятельности
№ | Объекты аудита | Способ проверки | Приемы (методы) проверки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 |
Аудит денежных средств кассовых операций | сплошной | Инвентаризация, встречная проверка документов, хронологическая проверка |
|
операции по счетам в банках | -II- | встречная проверка, хронологическая проверка |
|
денежных документов | -II- | -II- |
|
и переводов в пути краткосрочных финансовых вложений | -II-
-II- |
-II-инвентаризация, встречная проверка, хронологическая проверка |
|
долгосрочных финансовых вложений | -II- | -II- |
2 | Аудит товарных операций: соблюдение условий, обеспечивающих сохранность материальных ценностей; реализация | выборочный | Инвентаризация, проверка качества, нормативная проверка, встречная проверка документов хронологическая проверка. |
3 | Аудит операций с материальными ценностями: соблюдение условий, обеспечивающих сохранность материальных ценностей, приобретение и отпуск материальных ценностей; | выборочный | |
|
реализация прочих активов | -II- | -II- |
4 | Аудит расчетов: с поставщиками и подрядчиками; | выборочный | инвентаризация, встречная проверка документов, проверка полноты оприходования товарно-материальных ценностей. |
|
с внебюджетными фондами; | сплошной | документальная проверка. |
|
с бюджетом; | сплошной | -II- |
|
с подотчетными лицами; | сплошной | -II- |
|
с разными дебиторами и кредиторами; | выборочный | -II- |
|
по претензиям и возмещению материального ущерба. | выборочный | -II- |
5 | Аудит движения
основных средств: соблюдение условий,
обеспечивающих сохранность основных
средств и оборудования к установке, поступление
и выбытие собственных и долгосрочных
арендуемых основных средств.
и нематериальных активов; правильность начисления износа |
выборочный
|
инвентаризация,
встречная проверка, документальная
проверка содержания операций, нормативная
проверка технико-экономические расчеты.
|
затраты на ремонт основных средств; | выборочный | документальная проверка | |
движение оборудования к установке; | сплошной | документальная проверка | |
затраты на капитальные вложения. | сплошной | контрольный обмер, документальная проверка, нормативная проверка | |
6 | аудит выполнения показателей по труду, расчетов по оплате труда и социальному страхованию |
выборочный |
нормативная проверка, встречная проверка документов |
выполнение заданий по росту производительности труда |
выборочный |
технико-экономические расчеты | |
использование фонда заработной платы и правильности расчетов по оплате труда |
выборочный |
нормативная проверка, встречная проверка документов | |
7 | аудит издержек обращения | выборочный | нормативная проверка, встречная проверка |
8 | аудит расчетов с покупателями, заказчиками | выборочный | инвентаризация, встречная проверка, хронологическая проверка |
9 | аудит финансовых результатов | выборочный | нормативная проверка |
10 | аудит фондов и резервов | сплошной | нормативная проверка |
Аудит документального оформления движения товаров состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проверяется наличие документов на поставку товаров. Основными документами, регулирующими поступление товаров в розничную торговую сеть, являются договоры купли-продажи, которые заключаются розничными торговыми организациями с предприятиями оптовой торговли или непосредственно с изготовителями продукции.
При проверке договоров устанавливают по каждому договору наличие всех реквизитов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных договоров действующим положениям.
Отпуск или отгрузка товаров торговым организациям сопровождается оформлением документов поставщиком. Виды, форма таких документов, порядок и сроки их представления покупателю устанавливаются условиями заключенного договора.
Основными
документами при таких
При проверке документации особое внимание следует уделить первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые составляются в организации при приемке и реализации товара. Аудитор устанавливает:
Аудитор проверяет составление таких документов, как:
Проверка документов может быть формальной или арифметической.
Документы, вызывающие сомнение у аудитора, проверяются с особой тщательностью. Ксерокопии таких документов могут быть приложены к рабочему документу «Проверка первичных учетных документов».
Проверенные
аудитором документы
а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) по которым у аудитора возникли сомнения и вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;
б) документы, по которым не выявлены нарушения и (или) по которым у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. Аудитору также следует выборочно просмотреть сопроводительные документы поставщиков и сличить их с накладными, коммерческими актами, актами расхождений по качеству и количеству. При проверке этих документов выясняют, не нарушался ли установленный порядок актирования. Выборочно проверяют правильность оформления акта на несоответствие товаров данным транспортных документов.
Контролируя соблюдение правил количественной и качественной приемки товаров, проверяют правильность и своевременность оформления актов на количественные и качественные расхождения.
Сличая реквизиты на сопроводительных документах с записями в отчетах материально ответственных лиц, устанавливают своевременность и правильность оприходования поступивших товаров. В процессе проверки аудитору целесообразно провести встречную проверку счетов-фактур и отгрузочных документов поставщиков, сопоставляя их с записями в оперативных и учетных регистрах.
Своевременность
оприходования поступивших
Для
выявления фактов несвоевременного
и неполного оприходования
Действительность
получения товаров
При реализации и прочем выбытии товаров, аудитор аналогично проверяет наличие и правильность оформления всех документов в момент совершения операции. Это:
контрольные ленты, копии чеков и другие документы, подтверждающие суммы принятых наличных денег (должны храниться в организации в упакованном виде в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации);
договоры, накладные, счета и счета-фактуры при реализации.
Нарушения, которые могут возникнуть на данном этапе проверки, отражены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Основание | Характер возможных нарушений | Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства |
1 | 2 | 3 |
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ; ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. МФ РФ от 09.12.98 г. №60н) | В учетной политике не отражен способ учета товаров. В организации применяется способ учета товаров, отлчный от учетной политики | Низкий уровень
внутреннего контроля, применяемый
в организации, способ учета товаров
документально не зафиксирован. Невозможно
подтвердить достоверность |
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ; ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 г. №60н) | В течение отчетного
периода изменялся порядок |
Низкий уровень внутреннего контроля в организации, нарушений принятой учетной политики. Возможность постановки вопроса о достоверности учета товаров, и, как следствие, о достоверности объема их реализации, себестоимости и прибыли, подлежащей налогообложению |
В процессе проверки составляют рабочий документ аудитора «Проверка правильности отражения в учетной политике принятого организацией варианта учета товаров». Выявленные в ходе проверки нарушения из рабочих документов переносятся в отчетный документ аудитора.
Проверку полноты оприходования товаров следует проводить одновременно с проверкой торговых наценок, которые являются составной частью розничной цены товаров.
Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Кроме того, в межинвентаризационный период проверки и выборочные инвентаризации осуществляются работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия. Персональный состав инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя предприятия.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:
Для непосредственного проведения инвентаризаций (при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:
В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей: управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов; службы внутреннего аудита организации; независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.