Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
Введение.
Глава 1. Управление денежными средствами и их эквивалентами.
1.1 Понятия оборотные активы и оборотный капитал.
1.2 Управление денежными средствами, как элементом оборотного капитала.
1.3 Прогнозный отчет о движении денежных средств.
1.4 Анализ движения денежных средств.
Глава 2. Учет денежных средств ООО «Кабира».
2.1 Порядок составления отчета о движении денежных средств.
2.2 Составление прогнозного отчета о движении денежных средств.
2.3 Фактический отчет о движении денежных средств за 1 квартал 2010 года управление денежный средство капитал.
2.4 Анализ состояния и движения денежных средств.
2.4.1 Анализ наличия денежных средств и платежеспособность предприятия.
2.4.2 Анализ динамики, структуры денежных средств и их оборачиваемости.
2.5 Рационализация управления денежными потоками.
2.5.1 Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия.
2.5.2 Методы оптимизации денежных потоков.
Заключение
Начинать прогнозные отчет следует с тех статьей доходов и расходов которые известны заранее, например, суммы выплат по договорам существующим или планируемым, приобретение основных средств с известной стоимостью и прочие. В нашем случае, у ООО «Кабира» подписан договор с «ЭСКО» ЕЭС на ежемесячную сумму 291 694 руб. до 31 декабря 2010г. Принимаем в качестве поправки предположение о том, что ООО «Кабира» добросовестно и качественно выполняет свои обязательства, и договор не будет разорван досрочно.
Далее в статье «поступления от ЗАО «ИНГЕОКОМПРОМ» ставим цифру 151 200 руб. Это расчетная цифра. На территории ЗАО «Иигеокомпром» ООО «Кабира» организовало столовую. Проведенные маркетинговые исследования показали, что на постоянной основе в столовую будут ходить 60 человек. Так как средняя стоимость обеда составляет 120 рублей и мы знаем сколько рабочих дней в каждом месяце, следовательно, при перемножении получаем сумму 158 400 руб. в январе. Можно 5% заложить на погрешности исследований договор аренды с ЗАО «Ингеокомпром» подписан на год, значит можно предполагать, что доход по этой статье сохраниться.
Статья «Столовая на Антонова» заполняется также расчетными цифрами. Начать деятельность в данной столовой предполагается с июня 2010года, на данный момент заключен предварительный договор. В данной столовой предполагается обслуживание 40 человек, расчет производится таким же образом, что и в предыдущем случае.
Статьи «Поступления по ланч-боксам» и «Поступления от проведения фуршетов» заполняются плановыми цифрами на основании стратегических планов развития компании. Руководством обычно ставятся задачи службам маркетинга и продаж, утверждаются бюджеты на рекламу, и чем конкретнее ставятся цели, чем ниже вероятность неисполнения планов и прогнозов. Задачи могут быть выражены в денежных эквивалентах либо в численных показателях. В ООО «Кабира» заложена установка руководства, чтобы каждый месяц кол-во клиентов по ланч-боксам увеличивалось минимум на 10 человек. Это более чем реальная задача, с учетом того, что политике продвижения компании прописано, что ланч-боксы доставляют в компании от 8 человек либо на минимальную сумму заказа 800 руб. Следовательно,10 человек, это одна нормальная компания в месяц, для работающего отдела продаж это должен быть минимум, а не цель. Средняя стоимость обеда при заказе ланч-боксов составляет не 120 рублей, а 140 руб. Прогноз по фуршетам составлялся с таким же подходом – минимум проведение 1 фуршета в месяц средней стоимостью 5 тыс. руб.
Теперь, когда статьи доходов заполнены, можно перейти к расходам. С ними все проще, если понимать структуру бизнеса и иметь хоть какую-то аналитику.
Продукты - это основное сырье, по заложенной изначально наценке удельный вес продуктов в выручке должен сохраняться на уровне 33-35%, от обратного заполняется строка « продукты» в отчете о движении денежных средств».
Строка «упаковка» имеет отношение исключительно к ланч-боксам и на каждые 140 руб стоимости обеда 10 руб. приходится на упаковку. Соответственно, графа упаковка заполняется расчетным путем.
Со статьей «Транспортные расходы» ситуация сложнее. На предприятии работает 2 водителя, каждый ежедневно совершает свой маршрут. Управляющий каждый месяц составляет бюджет на бензин из расчета реальной потребности каждого водителя (расход топлива автомобиля*расстояние в день). За декабрь 2009года всего на транспортные расходы потратили 10000 руб.
Расходы на аренду известные заранее по тем договорам аренды, которые существуют на 1.01.2010. В течение 2010 года новые договора заключать не планируется.
Статья
«Расходы на оплату труда» одна из самых
проблемных в данной сфере бизнеса.
На предприятии разработана
Общехозяйственный
расходы на предстоящий год запланированы
по статьям « проведение медосмотров»
и «Сертификация и
Бюджет на приобретение хоз.средств составляет 5 000 руб. в месяц. Также в первом квартале планируется погасить задолженность по выставленным счета за интернет и телефон. В дальнейшем услуги интернета в офисе будут бесплатными, расходы на телефон составят 20 тыс руб. ежемесячно.
Бюджет на рекламу составляет 15000 рублей в месяц. По статье «расходы на текущий ремонт» заложена сумма 5000 руб. в месяц. В идеале необходимо проводить осмотр основных средств заранее и составлять список оборудования, требующего ремонта м примерные сметы на ремонт. Но на практике такой отлаженной схемы не получается.
В связи с тем, что в июне предполагается открытие новой столовой, в мае необходимо заложить 5000 руб. на поиск персонала. Также известно, что РКО стоит 3 000 руб. в месяц.
После того как основные статьи расходов и доходов спрогнозированы, есть возможность подвести итоги по текущей деятельности предприятия. Как мы можем видеть, чистый денежный поток по текущей деятельности отрицательный. Это значит, что структура еще не вышла на самоокупаемость и требуются дополнительные вложения. Руководство компании отмечает, что убытки первые 2 года были ожидаемыми и предполагается целевое финансирование за счет собственных средств учредителей. Тем не менее, спокойствия это не прибавляет, в данной ситуации необходимо очень четко отслеживать все совершаемые расходы и контролировать сумму убытков на соответствие плановым показателям. В случае перспективы превышения убытков над плановыми цифрами финансовому директору нужно незамедлительно сообщать учредителям о сумме дополнительных вложений.
По инвестиционному разделу отчета о движении денежных средств ООО « Кабира» предполагается ставиться суммы, вложенные в покупку Основных средств, ценных бумаг и прочие инвестиции.
По финансовому разделу отчета отражаются займы и суммы целевого финансирования на покрытие убытков.
Руководство ООО «Кабира» объясняет сложившуюся ситуацию тем, что, как и любое другое производство, пищевое производство требует немалых первоначальных вложений и период преодоления точки безубыточности больше, чем, например, в торговле. Работающий на данный момент производственный цех имеет возможность увеличения производственных мощностей в 5 раз, соответственно, при ежедневном обслуживании 1500 человек ООО «Кабира» будет получать прибыль порядка 200-300 тыс. руб.
2.3 Фактический отчет о движении денежных средств за 1 квартал 2010 года управление денежный средство капитал.
Каждую неделю на основании финансового отчет управляющего финансовый директор разносит расходы по статьям, также каждую неделю на основании данных бухгалтерии разносятся расходы, совершенные по безналу. Потом все расходы за несколько недель консолидируются в месяц. По окончанию каждого квартала финансовый директор составляет фактический отчет о движении денежных средств (см. приложение).
Составив таблицу отклонения факта от плана, можно видеть, что есть статьи, по которым показатели расходятся с плановыми. Необходимо выделить положительные и отрицательные тенденции, разобрать и устранить причины последних. К наиболее негативному моменту можно отнести снижение выручки, как в динамике, так и отклонение от плановых показателей. Это означает, что, во-первых, службы продаж работают менее эффективно, во-вторых, возможны проблемы с качеством предоставляемых услуг либо завышенной ценой. Необходимо проверить и разобрать оба пункта и принять меры.
Расходы также не соответствуют плановым цифрам, в частности в феврале расходы меньше прогнозов на 18%. Такому снижению поспособствовало ужесточение системы контроля за расходование средств на хозяйственные средства, упаковку и текущий ремонт, хотя сокращение расходов на рекламу не совсем оправданно.
Можно заметить, что в феврале целевое финансирование составило всего 51% от прогнозных цифр, а в марте выросло всего на 9 %. Это означает, что убыток по чистым денежным потокам по текущей деятельности сократился.
Конечно, не стоит забывать, что объем представленных данных не великий и сделать объективные выводы крайне сложно, но указать принцип выявления «слабых мест» вполне возможно.
Теперь проанализируем движение наличных денежных средств. В оборотные активы включены запасы сырья (продукты, упаковка, дебиторская задолженность). В целях оптимизации денежных потоков на предприятии ООО «Кабира» действует принцип «не складирования запасов», таким образов все необходимо для бесперебойной работы производственного цеха закупается раз в неделю заранее. Товарно-материальных запасов практически не остается, в силу специфики хранения продуктов.
Основная
проблема заключается в следующем:
основная часть выручки поступает
по пятницам днем, а продукты необходимо
закупать в пятницу утром на следующую
неделю. Соответственно в кассе предприятия
всегда должен находится определенный
запас наличных средств для покрытия
кассового разрыва. Но очень часто, происходит
такая ситуация, что наличных средств
внезапно не хватает, поэтому задача финансового
менеджера максимально точно предвидеть
такие ситуации. Разберем на примере ООО
«Кабира»
Неделя 1 Неделя 2 Неделя 3 Неделя 4
Остаток на начало недели 23 705 27 296 30 776 50 567
Всего доходов 60 721 59 229 67 796 61 656
Доходов за минусом ЛБ 32 216 30 221 29 987 25 958
Итого наличных средств по факту 1 55 921 58 726 60 763 76 525
Всего расходов 57 130 55 749 48 005 47 060
Сальдо -1 209 2 977 12 758 29 465
Дополнительное финансирование 1 209
выручка по ланч-боксам (ЛБ) 28 505 29 008 37 809 35 698
Итого
наличных средств на конец недели 29
714 29 008 37 809 35 698
В приложении есть документ «февраль наличные» в котором отражены по дням все расходы, совершаемые наличными деньгами. Это не все оборотные средства, так как часть выручки поступает по безналу, но с общими потоками по текущей деятельности проблем не возникает, а вот с кассовыми разрывами в обращении наличных денежных средств регулярно. Если смотреть на картину в общем, то проблем не видно: чистые денежные средства положительные, кассовых разрывов не наблюдается. Но основная беда состоит в том, что выручка по ланч-боксам за неделю поступает после совершения всех расходов за ту же неделю (фактически в пятницу после обеда) в результате чего возможно возникновение кассового разрыва. Для этого мы постоим другую таблицу ниже.
Проанализировав, данную таблицу, мы видим, что на первой неделе количество расходов превышает количество фактически находящихся средств в кассе, т.е. возникает разрыв. Безусловно, что разрыв такой небольшой суммы будет покрыт, но если суммы значительно выше, то лучше бы знать о такой ситуации заранее. Более наглядно разрыв будет виден на дневном отчете о движении денежных средств.
2.4 Анализ состояния и движения денежных средств.
2.4.1 Анализ наличия денежных средств и платежеспособность предприятия.
Снижение или увеличение остатков денежных средств в кассе либо на банковском счете свидетельствует о снижении обеспеченности предприятия наиболее ликвидными средствами платежа – денежными средствами либо наоборот. Соответственно анализ структуры оборотных средств имеет немаловажное значение. Следить за структурой – значит систематически следить за изменениями удельных весов основных компонентов оборотных средств. Любые изменения отражаются на платежеспособности предприятия.
Наиболее наглядно это можно проследить при анализе платежного излишка (недостатка). Сущность данной методики заключается в сравнении активов, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, расположенными по срокам их погашения.
Баланс является ликвидным, если предприятие в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя (обращая) текущие активы и если выполняются следующие неравенства:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 < П4
Анализ
ликвидности баланса
Расчет платежного излишка (недостатка) текущих активов (пример)
Активы 2003г. 2004г.
S 18094 21636 5436 Rp
Ra 50787 95292 177643 Kt
Z 64633 85446 19805 Kd -
F 2163 3796 - Ec (7174) (
Таким образом, можно сделать вывод, что за анализируемый период ситуация не изменилась, т.к. на протяжении анализируемого периода не выполняются первое и четвертое неравенства, т.е. предприятие испытывает недостаток абсолютно ликвидных активов для покрытия обязательств. Следует отметить снижение наиболее ликвидных денежных средств.