Формирование учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта на исследуемом предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Обосновать теоретически порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
2. Рассмотреть порядок изменения учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
3. Дать экономическую и финансовую характеристику исследуемого предприятия;

Содержание

Введение
Российская система бухгалтерского учета и организация бухгалтерского учета.
1.1.Теоретические основы формирования учетной политики
Понятие и различные подходы к учетной политике
Документальное отражение учетной политики
Организация бухгалтерского учета, методические и технические аспекты учетной политики.
Характеристика финансового и экономического состояния предприятия
Местонахождение организации, виды и условия деятельности
Структура управления предприятием, его размеры
Анализ экономического состояния
Основные финансовые показатели работы предприятия
Общая оценка финансового состояния организации по аналитическому балансу
Оценка динамики финансовых результатов и основных причин их изменения
Выводы о степени финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности
Анализ рентабельности и деловой активности
Организация учета на предприятии
Формирование учетной политики в ЗАО «Ххх»
Учетная политика на предприятии в целях бухгалтерского учета
Учетная политика на предприятии в целях налогообложения
Пути совершенствования учетной политики в ЗАО «Ххх»
Выводы и предложения
Список литературных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по бухгалтерскому финансовому учету..docx

— 182.56 Кб (Скачать документ)

Профессор Ю.А. Бабаев попытался соединить  два подхода к учетной политике в один: «Учетная политика – это уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами» [4 ]. Я придерживаюсь последнего из представленных определений, так как оно, по моему мнению, наиболее ярко раскрывает сущность учетной политики во всех аспектах.

На  выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

  • отраслевая принадлежность и вид деятельности;
  • объем производства и реализации продукции, численность рабочих, стоимость имущества организации;
  • управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);
  • степень развития информационной системы в организации;
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д. );
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров;

- другие [ 1 ].

Возникновение специфических правил и условий  ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике конкретной организации, зависит от ряда причин.

Во–первых, от выбранного варианта ведения учета, если нормативная база предлагает вариантность.

Во-вторых, от наличия хозяйственных операций и объектов, порядок учета которых  не регламентирован вообще или по большей части.

В-третьих, от наличия хозяйственных операций или объектов, по которым в нормативной  базе существуют противоречия.

В-четвертых, от попыток максимального сближения  бухгалтерского и налогового учета  через учетную политику [16 ].

Однако следует помнить, что ПБУ 1/98 – основополагающий, но не единственный нормативный документ, которым следует руководствоваться  организации при формировании и  раскрытии учетной политики. Нормы  в отношении учетной политики содержаться в документах всех уровней системы нормативного регулирования в Российской Федерации.

Согласно  п.3 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996, представляющего первый уровень  регулирования, « организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, … самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности» [34].

Второй  уровень системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета – это Положения  по бухгалтерскому учету. Практически  в каждом стандарте, начиная с  первого стандарта « Учетная  политика организации» ( ПБУ 1/98), утвержденном Приказом Минфина России от 09. 12. 98 № 60н и заканчивая двадцатым стандартом ПБУ 20/03 « Информация об участии в совместной деятельности», утвержденном Приказом Минфина России от 24. 11. 03 № 105н, содержатся какие-то варианты отражения тех или иных операций в бухгалтерском учете, упоминания об учетной политике [ 35 ].

Третий  уровень системы нормативного регулирования  также регулирует методологические элементы учетной политики и их формирование[ 12].

Четвертый уровень, представленный, в том числе, непосредственно самой учетной  политикой, должен учитывать принципы и положения, заложенные в документах предыдущих трех уровней, то есть должен соблюдаться принцип иерархии. Многие предприятия при формировании учетной  политики сталкиваются с этой проблемой. Министерство финансов России комментирует принцип иерархии документов одного уровня так: если в документах одного уровня нормативного регулирования  есть противоречия, то организация  должна руководствоваться теми документами, которые вышли позже. Например, есть нормы, которые изложены в ПБУ 6/01 « Учёт основных средств» и в ПБУ 15/01 « Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» по – разному. В первую очередь это касается отражения в учете процентов по кредитам и займам на приобретение основных средств. ПБУ 15/01 вышло позже, чем ПБУ 6/01. При таком подходе в этом случае необходимо пользоваться нормами  ПБУ 15/01[ 24,30 ]. Вместе с тем при организации учетного процесса иногда возникают противоречия между документами второго и третьего уровня системы нормативного регулирования. Это ещё одна проблема для предприятий. Например, есть противоречия между Положением по бухгалтерскому учету основных средств и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, которые утверждены Приказами Минфина России от 30. 03. 01 № 26н и от 13. 10. 03 № 91н соответственно. То есть, и то и другое утверждены Приказами Министерства Финансов, и сточки зрения теории права нельзя сказать, что это два разных уровня. Следовательно, нельзя с уверенностью говорить о приоритете стандартов над методическими указаниями. Кроме того, выход новых законов с более поздней датой не всегда означает прекращение действия норм более ранних законов. Возникает противоречие в законодательстве. Возникшие противоречия должны разбираться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств конкретного дела[36].

В июле 2004 года Приказом Министерства финансов РФ от 01. 07. 04 № 180н была принята Концепция  развития бухгалтерского учета и  отчетности в РФ. Основным направлением развития бухгалтерского учета в  Российской Федерации было заявлено ведение бухгалтерского учета и  составление индивидуальной бухгалтерской  отчетности на базе российских стандартов ( ПБУ), но с учетом требований и положений МСФО[ 19]. Анализ действующих документов нормативной системы регулирования бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что многие принципы и положения МСФО уже заложены в них, но не были востребованы. Поэтому при разработке учетной политики необходимо обратить внимание на требования, заложенные во всех ПБУ действующей системы регулирования, раскрыть новые элементы учетной политики, возникающие в связи со сближением с международными стандартами финансовой отчетности.

Хочется отметить также то, что нормативные  документы, не задавая правил учета  и отражения в отчетности для  всех конкретных практических случаев, оставляют место для вынесения  бухгалтером по ряду моментов своего профессионального суждения. Это в свою очередь увеличивает потенциальную возможность для проявления субъективности. В свете этого значение учетной политики состоит в том, что она ограничивает область применения субъективного подхода и обеспечивает проверку произвольного и неоправданного использования методов бухгалтерского учета[6 ].

 

1.2 Документальное отражение  учетной политики

Учетная политика, избранная  предприятием, подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать  составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности  точную реализацию их в практике предприятия  всеми структурными подразделениями  и каждым исполнителем. Необходимость  в этом обуславливается двумя  факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности  его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет, во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих  учетную политику, относятся приказы  и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения  собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного  типа документа зависит от внутреннего  распорядка предприятия и характера  учетной политики.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного  рода проектные материалы по организации  бухгалтерского учета. Среди них  — графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного  ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания — оформить порядок  применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует  отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий  основы построения всей хозяйственной  и управленческой системы предприятия.

Различные составляющие учетной  политики оформляются документами  разного уровня. Методические, организационные  и, вероятно, отдельные технические  способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы  в приказах и распоряжениях руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности  за организацию бухгалтерского учета  и создание необходимых условий  для правильного его ведения. Большая же часть технических  способов ведения учета может  регламентироваться инструкциями и  правилами, установленными главным  бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета  на предприятии.

Способы ведения учета, избранные  предприятием, должны применяться, как  правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного  способов.

Создаваемые предприятия  должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия  при не укомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты  не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

На протяжении года предприятие  должно строго следовать принятой учетной  политики. При необходимости можно  внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного  года, о чем обязательно указывается  в пояснительной записке к  годовому отчету за предыдущий год. В  течение отчетного года учетная  политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

Структуру учетной политики можно представить  с помощью следующей схемы. (Рис.1)

 


Рис. 1

Учетная политика организации раскрывается и формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета[ 3].

Путем формирования и раскрытия своей  учетной политики организации реализуют  своё право в выборе правил учета  и составления отчетности; объясняют  её пользователям порядок получения  данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий  деятельности и своевременно узнать об изменениях в них. Также посредством  учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от принципов, сформулированных в Положении[ 10 ].

 

1.3 Организация бухгалтерского учета, методические и технические аспекты учетной политики

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному  направлению (вопросу) ведения и  организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими  в систему нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает  варианты ведения бухгалтерского учета  по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает применение избранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность  системы бухгалтерского учета. Поэтому  она должна охватывать все аспекты  учетного процесса: методический, технический  и организационный (см. приложение 1).

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения  предметов к основным средствам  и МБП.

2. Способ погашения стоимости  находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления  износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления  амортизации по нематериальным  активам.

5. Порядок финансирования  ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья,  материалов и других ценностей  (производственных запасов).

7. Формирование учетных  групп материальных ценностей.

8. Способ отражения на  счетах операций заготовления  и приобретения материальных  ценностей.

9. Способ учета выпуска  продукции,

10.Сроки погашения расходов  будущих периодов.

Информация о работе Формирование учетной политики предприятия