Инвентаризация товарно - материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:41, дипломная работа

Описание

Поэтому целью дипломной работы является освещение вопроса укрепления и

сохранности собственности торговых организаций в условиях рынка, средством

чего и является инвентаризация.


Для достижения цели в дипломной работе освещается ряд задач:


. рассмотрение состояния сохранности собственности и необходимость её

контроля в условиях рынка;


. рассмотрение основных этапов и технологии проведения инвентаризации и её

особенностей в условиях рыночных отношений;


. проведение анализа результативности проведённых инвентаризаций и их

влияние на состояние сохранности собственности.

Содержание

Введение 6

Глава 1. Состояние сохранности собственности предприятия и необходимость её

контроля в условиях рыночных отношений 8

1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма

внутриведомственного контроля 8

1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на

предприятиях торговли и её значение. 11

1.3. Краткая экономическая характеристика универсального торгового

комплекса № 5. 12

Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью

собственности торговых организаций. Пути совершенствования

инвентаризационной работы в условиях рыночных отношений 14

2.1. планирование и организация инвентаризаций на предприятиях

розничной торговли 14

2.2. порядок проведения и документальное оформление инвентаризации

товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли 19

2.3. Определение, оформление, рассмотрение и учёт результатов

инвентаризаций и их влияние на финансовое состояние организации 22

2.4. Использование ЭВМ при проведении инвентаризации и выведении её

результатов. 28

Глава 3. Анализ инвентаризационной работы и пути её совершенствования.

34

3.1. Контроль и анализ достоверности и качества инвентаризационных

материалов. 34

3.2. Использование информации инвентаризаций для оценки

имущественного состояния 38

3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.

53

заключение 56

Список использованной литературы. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Работа состоит из  1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.doc

— 551.50 Кб (Скачать документ)

предприятие Универсальный  торговый  комплекс  №  5.  Универсальный  торговый

комплекс № 5 образован 1 ноября 1995 г., работает на хозяйственном  расчёте,

несёт ответственность  за результаты  своей  деятельности  в  соответствии  с

законодательством РБ, имеет счета в банке, печать, не  является  юридическим

лицом. В своей  деятельности руководствуется законами РБ,  постановлениями  и

распоряжениями  Кабинета Министров, решениями областного  Совета,  депутатов,

решениями областного исполнительного комитета,  приказами  и  распоряжениями

ОРП «Облторгсоюз». 

      Основные задачи: 

      Более  полное  обеспечение   населения  города  и   области   товарами,

получение прибыли. 

      Обеспечение  нормального   функционирования  зданий   и   сооружений,

холодильного и  торгового оборудования. 

      Обеспечение сохранности имущества,  эффективное использование трудовых,

материальных и  финансовых ресурсов структурного подразделения. 

      Розничный товарооборот универсального  торгового комплекса № 5 составил

на 46860000,02 тысяч  рублей больше, чем в 1996 году. 

      Удельный  вес  издержек  обращения   в  1997  году   по   отношению   к

товарообороту составил 5,1 %. 

      Внереализационные доходы составили  0,6 млн. руб. 

      Внереализационные расходы – 0,1 млн. руб. 

      Балансовая прибыль в 1997 г.  по отношению  к  товарообороту   составила

4,94 %. 

      План розничного товарооборота  в I квартале 1998 г. выполнен на 57,3 %.

К плану недополучено 76,87 млн. рублей. 

      Валовые доходы в I квартале 1998 г. составили 18,5 %  по  отношению к

товарообороту. 

      Издержки обращения в рознице  составили 2,1 % к товарообороту.  Уровень

рентабельности  составил 4,4 %. 

      Всего за 1997 год было выявлено 63 случая недостач на сумму  7280  тыс.

рублей. Недостачи  были  признаны  мелкими  и  своевременно  возмещены.  Эти

показатели характеризуют, что на предприятии проводится работа по  улучшению

сохранности собственности  торговли. 

      В  УТК  №  5  разработан  план  проведения   инвентаризаций   товарно-

материальных ценностей  на  1998  год.  Ведётся  книга  регистрации  приказов

проведения инвентаризаций. Создана постоянно действующая  инвентаризационная

комиссия. 
 
 

Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью

собственности торговых организаций. Пути совершенствования

инвентаризационной  работы в условиях рыночных отношений 
 

2.1. планирование  и организация инвентаризаций  на предприятиях розничной

торговли 

      План инвентаризаций составляется  главным бухгалтером по согласованию с

директором. Проведение инвентаризаций планируется  на  год  с  разбивкой  по

месяцам  исходя   из   сроков   и   результатов   осуществления   предыдущих

инвентаризаций  и условий работы материально  ответственных  лиц  (сезонность,

время отпусков и  т.  д.),  молодых  специалистов.  Ежемесячно  план  работы

уточняется и  при необходимости  корректируется.  При  этом  важное  значение

имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций. В  первую  очередь

переучёты должны быть у лиц, вновь  принятых  на  материально  ответственную

работу  переучёты  должны  быть  у  лиц,  вновь  принятых   на   материально

ответственную работу, а также у недостаточно  квалифицированных  работников.

При определении  очерёдности  инвентаризаций  принимают  во  внимание  факты

неритмичного  выполнения   плановых   заданий   по   объёму   товарооборота,

неудовлетворительное   качество   выпускаемой   продукции,   наличие   жалоб

покупателей на обсчёт и другие нарушения. 

      Один экземпляр  плана  инвентаризационной  работы  представляется  для

утверждения контрольно-ревизионному отделу потребительского общества. 

      Кроме того, составляется  график  проведения  инвентаризаций  товарно-

материальных ценностей  и контрольных проверок должностными  лицами  аппарата

управления на год в разрезе каждого месяца. В нём предусматривается  участие

в инвентаризациях  и контрольных проверках специалистов (не менее 4-7  раз  в

год). 

      Кроме проведения инвентаризаций  в установленные сроки, в планах  могут

предусматриваться  внезапные  сплошные  инвентаризации,   охватывающие   все

торговые предприятия. 

      Контроль   за   выполнением   плана   инвентаризаций,   как   правило,

осуществляется  главным  бухгалтером,  а  учёт  и   проверка   качества   их

проведения  –  чаще  всего   начальником.   В   журнале   учёта   проведения

инвентаризаций,  центрируются  данные  по   каждому   магазину   о   времени

проведения инвентаризаций и составе  комиссий,  даже  контрольных  проверок,

результатах инвентаризаций,  сведения  о  результатах  инвентаризаций  и  их

качестве. Могут  также указываться данные  о  соблюдении  норматива  товарных

запасов и о  неполноценных товарах. 

      Организация инвентаризации  ценностей   имеет  большое  и  возрастающее

значение как  в борьбе за сохранность собственности, так и в деле  управления

хозяйственной деятельности предприятий, так как  даёт  возможность  получить

точную и  достоверную  информацию  о  состоянии  товарных  запасов,  выявить

неполноценные товары,  осуществить  контроль  за  деятельностью  материально

ответственных  лиц,  определение  суммы   недостач   и   излишков   товарно-

материальных  ценностей,  влияющие  на  финансовые  результаты  деятельности

торговых предприятий. Что имеет немаловажное значение  в  условиях  создания

рыночных структур в стране. 

      Организационная  сторона   инвентаризации   предусматривает   различные

нарушения, например,  в  состав  комиссий  нередко  назначаются  малоопытные

продавцы, которые  ограничиваются составлением описей без  личной  фактической

проверки  и  подсчёта  ценностей.  Положение   об   участии   в   проведении

инвентаризации  представителей общественности нередко  не выполняются, а  если

и  выполняются,  то  носит  лишь  формальный  характер.  Иногда  в  качестве

представителей  общественности  включаются   сторожа,   подсобные   рабочие,

уборщицы. 

      Также  должна  осуществляться  совершенная  организация   деятельности

инвентаризационной  комиссии, которая недостаточно освещена  в  экономической

литературе   и   практически   не   отражена   в   нормативных   документах.

Организационная деятельность инвентаризационной комиссии включает  получение

распоряжение  на   проведение   инвентаризации,   инструктаж,   изучение   и

соблюдение своих  обязанностей,  прав  и  ответственности  и  порядок  оплаты

труда за выполненную  работу. Документом на право  проведения  инвентаризации

для инвентаризационной комиссии должно  служить  распоряжение,  выданное  на

основании, по разработанной  форме (см. Приложение 2). 

      Выдача такого распоряжения  вызвана  необходимостью  обеспечить  право

комиссии на проведение инвентаризации и соблюдение принципа внезапности. 

      До начала инвентаризации главный  бухгалтер  с  участием  руководителя,

специалистов и  представителя  инвентаризационной  комиссии  обязан  провести

инструктаж о  порядке и технике проведения инвентаризационной работы[2]. 

      Например, изложение общих правил  и специфических особенностей  методики

инвентаризации  конкретных объектов, определение круга  вопросов,  на  которые

необходимо  обратить  более  пристальное   внимание,   разъяснение   порядка

принятия решений  по результатам проведённых инвентаризаций. 

      Распоряжение является единым  документом, который в  комплексе   отразит

организацию  предварительной  инвентаризационной  работы.   Распоряжение   о

проведении   инвентаризации   регистрируется   в   книге   учёта    выданных

распоряжений. 

      После   регистрации   и   получения   распоряжения    о    проведении,

инвентаризационная  комиссия непосредственно приступает к её выполнению. 

      Последовательность   осуществления   этапов,   из   которых    состоит

инвентаризация  отражается в  сетевом  графике  проведения  инвентаризаций  в

розничной торговле, который показывает, что делается в  определённый  момент

инвентаризации, кем, в каком порядке  и  как.  Сетевой  график  представляет

собой  графическую  модель,  наглядно  изображающую  технологию   проведения

инвентаризационной  работы. Работы на сетевом графике  изображены  стрелками,

а их результаты кружками, направление стрелки показывает порядок  следования

событий (см. схема  № 1). 
 
 

                                              Схема 1. 
 
 

      Процесс  указания  выполняемых   процедур приводится в таблице  2.1. 
 
 

                                                                Таблица 2.1. 

      Содержание работ, выполняемых  при проведении инвентаризации[3] 
 
 

|Номе|Содержание  работ                                          |Код   |

|р   |                                                          |работ |

|п/п |                                                          |      |

|1   |Оформление  распоряжения о проведении инвентаризации       |1-2   |

|    |ценностей  и его вручению председателю  комиссии. Проведение|      |

|    |инструктажа  членов комиссии.                              |      |

|2   |Вручение  распоряжения администрации предприятия,          |2-3   |

|    |оповещение  об инвентаризации материально  ответственных    |      |

|    |лиц.                                                      |      |

Информация о работе Инвентаризация товарно - материальных ценностей