Инвентаризация товарно - материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:41, дипломная работа

Описание

Поэтому целью дипломной работы является освещение вопроса укрепления и

сохранности собственности торговых организаций в условиях рынка, средством

чего и является инвентаризация.


Для достижения цели в дипломной работе освещается ряд задач:


. рассмотрение состояния сохранности собственности и необходимость её

контроля в условиях рынка;


. рассмотрение основных этапов и технологии проведения инвентаризации и её

особенностей в условиях рыночных отношений;


. проведение анализа результативности проведённых инвентаризаций и их

влияние на состояние сохранности собственности.

Содержание

Введение 6

Глава 1. Состояние сохранности собственности предприятия и необходимость её

контроля в условиях рыночных отношений 8

1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма

внутриведомственного контроля 8

1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на

предприятиях торговли и её значение. 11

1.3. Краткая экономическая характеристика универсального торгового

комплекса № 5. 12

Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью

собственности торговых организаций. Пути совершенствования

инвентаризационной работы в условиях рыночных отношений 14

2.1. планирование и организация инвентаризаций на предприятиях

розничной торговли 14

2.2. порядок проведения и документальное оформление инвентаризации

товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли 19

2.3. Определение, оформление, рассмотрение и учёт результатов

инвентаризаций и их влияние на финансовое состояние организации 22

2.4. Использование ЭВМ при проведении инвентаризации и выведении её

результатов. 28

Глава 3. Анализ инвентаризационной работы и пути её совершенствования.

34

3.1. Контроль и анализ достоверности и качества инвентаризационных

материалов. 34

3.2. Использование информации инвентаризаций для оценки

имущественного состояния 38

3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.

53

заключение 56

Список использованной литературы. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Работа состоит из  1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.doc

— 551.50 Кб (Скачать документ)

      Существует ещё один способ  выявления различных негативных  явлений  при

проведении  инвентаризации.  Это  проведение  контрольной   проверки   после

проведения  инвентаризации. Контрольная проверка   оформляется   актом   о

контрольной проверке инвентаризации ценностей (см. Приложение 5). 

      К проверкам качества проведённых  инвентаризаций  привлекаются  опытные

работники  и  специалисты  в  совершенстве  знающие  организацию  проведения

инвентаризаций. Однако на практике контрольные  проверки  проводятся  редко.

Такая тенденция  имеет  место  из-за  загруженности  работой  бухгалтеров  и

нехваткой достаточного количества необходимых счётных  работников. 

      В настоящее время  количество  проверяемых  при  контрольной  проверке

ценностей определяется работником её проводящим. 

      В  акте  контрольной  проверки  сопоставляется,  что  при   фактическом

пересчёте и что  значится по описи. Акт  подписывается  проводившим  проверку

председателем  инвентаризационной  комиссии  и   материально   ответственным

лицом. 

      Контрольные    проверки    проводятся     в     присутствии     членов

инвентаризационной  комиссии не только после окончания  инвентаризации,  но  и

в процессе её проведения. 

      Результаты инвентаризации выявляются  на основе сопоставления  остатков

товаров, тары  и  других  ценностей  по  учётным  данным  с  фактическим  их

наличием  по  инвентаризационным  описям.  Для  установления   окончательных

результатов инвентаризации  ценностей бухгалтерия составляет  сличительную

ведомость о ф. № инв-21 – для розничной торговли (см. Приложение 6).  В  ней

указываются остатки  товарно-материальных ценностей по  бухгалтерским  данным

на  момент  проведения  инвентаризации,  которые  сличаются  ф  фактическими

остатками согласно описи. 

      При количественно-суммовом учёте  сличительная  ведомость  составляется

по тем позициям товаров,  по  которым  установлены  расхождения  с  учётными

данными. Ценности, по которым расхождения  не  установлены,  в  сличительную

ведомость включаются общим итогом. 

      Пересортица товаров, которая  может быть  вскрыта  при   инвентаризации,

означает излишек  одного и недостачу другого товара.  Она  образуется  в  тех

случаях, когда  по документам  числится  оприходование  или  списание  одного

товара, а фактически был  оприходован  или  списан  другой  товар.  Взаимный

зачёт излишков и  недостач в результате пересортицы  может  быть  допущен  как

исключение только в отношении товарно-материальных ценностей одного  и  того

же наименования, за один и тот же проверяемый период и у одного  и  того  же

проверяемого лица при условии, что недостачи и  излишки  явились  результатом

ошибки или просчёта. Допускаются также в виде исключения  производить  зачёт

излишков и недостач товаров в результате пересортицы, происшедшей в одной  и

той же группе товаров, если входящие в её состав товары  имеют  сходство  по

внешнему виду или упакованы в одинаковую тару. Если при  зачёта  излишков  и

недостач  от  пересортицы  товаров  стоимость  недостающих  ценностей   выше

оказавшихся  в  излишке,  то  разница  относится  на  виновных  лиц.   Кроме

пересортицы, могут  образовываться так называемые «суммовые  разницы»,  когда

товар отпускается  по повышенной или пониженной цене.  Зачёт в этом  случае

производится аналогично. О допущенной пересортице материально  ответственные

лица дают письменное объяснения. На лиц,  виновных  в  пересортице  товаров,

могут  налагаться  дисциплинарные  взыскания,  а  при  умышленном   внесении

путаницы  в  первичные  документы  и   учёт   их   привлекают   к   судебной

ответственности. 

     При установлении факта недостачи товаров бухгалтерия производит расчёт

их естественной убыли (см. Приложение 7).  Определяется  естественная  убыль

на  основе  установленных  норм  после  инвентаризации,  если  вскрыт   факт

недостачи товаров. В норму убыли не включаются  потери  товаров,  внутренняя

их переброска, списания по актам. Утверждённые нормы  являются предельными  и

не распространяются на штучные, фасованные и транзитные товары. 

      При   количественно-суммовом   учёте   естественная   убыль    товаров

исчисляется отдельно по каждому виду. Нормы естественной 

      Руководители организаций и предприятий  обязаны определить  и  относить

недостачу  к  мелкой  или  к  крупной,  а  также  уведомлять   прокурора   о

недостачах,   не   переданным   следственным   органам   и   погашаемых    в

общегражданском порядке.

      Мелкие недостачи должны немедленно  погашаться, и лишь  в  определённых

случаях допускается  получение от работника обязательства  с указанием  сроков

погашения (как  правило 2-3 месяца).

      По недостачам и растратам,  явившимся следствием злоупотреблений,  дела

направляются в  судебно-следственные органы  не  позднее  5  дней  с  момента

установления недостачи, а также  принимаются  неотложные  меры  к  наложению

ареста на имущество  обвиняемых и возмещению материального ущерба.

      Для записей результатов инвентаризации  товаров и тары  в  предприятиях

розничной торговли используют журнал  К-3,  отводится  отдельная  строка  по

каждому лицевому счёту  материально  ответственного  лица, у которого  она

проводилась (см. Приложение 8).

      Результаты инвентаризации отражаются  в  том  месяце,  в  котором   она

проводилась с  соответствующим отражением  на  счетах  бухгалтерского  учёта.

При этом делаются следующие проводки (цифровой материал взят с приложения  №

6[6]).

|Дебет         |Кредит        |(                                      |

|841           |412           |217272                                 |

|442           |841           |51206, 4 (73152-21945,6)               |

|423           |841           |21945,6 (73152х30 %)                   |

|              |              |72152                                  |

|733           |841           |144120 (217272-73152)                  |

|423           |833           |43236 (114120х30 %)                    |

|50            |733           |144120                                 |

|833           |801           |43236                                  | 

. если зачитывается  пересортица по однообразным  товарам: 

|412            |412           |Зачёт пересортицы                      |

|412            |81            |Оприходование излишков                 |

|412            |423           |увеличение  торговой наценки за счёт    |

|               |              |излишков                               |

|841            |412           |списание  естественной убыли            |

|442            |841           |на  издержки за минусом скидки          |

|423            |841           |уменьшение  торговой наценки            | 
 

. взыскание недостач  с  применением  коэффициента  по  молочным  и  мясным

   продуктам: 
 
 

|841            |412           |отражение  недостачи по учётной цене    |

|731            |841           |за  счёт материально ответственного  лица|

|               |              |по учётным ценам                       |

|731            |832           |взыскание  суммы с применением          |

|               |              |коэффициента                           |

|423            |833           |уменьшение  набавки                     |

|50             |731           |погашение недостачи в кассу            |

|832            |683           |перечисление  в бюджет                  |

|833            |801           |перечисление  надбавки на прибыль       | 
 

. оприходование  излишков 
 
 

|412            |801           |На сумму излишков за минусом торговой  |

|               |              |надбавки                               |

|412            |423           |На  сумму торговой надбавки             | 
 

      Используя материалы инвентаризации, можно выявить влияние  результатов

инвентаризации  на финансовое состояние организации. 

      В 1997 году сумма выявленных  недостач  составила  7280  тыс.  р.,   а

процент взыскания  недостач – 78,55 %. Если  принять  за  100  %  сумму  всех

взысканных недостач из выявленных, то 100–78,55=21,45%. 

      Процент  невзысканных недостач  от 7280 тыс. рублей составляет  1561,56

тыс. рублей. Это  означает, предприятие недополучило доходов на сумму  374,78

тыс.  рублей  (24%  от  1561,56  тыс.  рублей),  24%   -   средний   процент

реализованных торговых надбавок в данном периоде  в  УТК  №5.  Недополучение

доходов  влечёт  за   собой   уменьшение   собственных   оборотных   средств

предприятия. 

      Для   восполнения   оборотных   средств   предприятие   прибегает    к

использованию заемных  средств. А так как процентная ставка за  использование

кредитом банка  составила 120 %, то можно рассчитать дополнительные  расходы,

понесённые предприятием 

      [pic] 

      Итого расходы составят 824,52 тыс.  рублей  (процент  за  кредит  плюс

возвращённая сумма), что незамедлительно скажется на  финансовом  состоянии.

А  ведь  при  должной  сохранности  средств  этих  расходов  можно  было  бы

избежать. 
 

2.4. Использование  ЭВМ при проведении инвентаризации  и выведении её

результатов. 

      В   настоящее   время   широкое    распространение    при    обработке

инвентаризационных  документов   получили   самые   разнообразные   средства

вычислительной  и  организационной  техники.  Объясняется  это  прежде  всего

большим объёмом  счётной технической работы, которую необходимо  выполнить  в

сжатые сроки  с наименьшими трудовыми запасами. 

Информация о работе Инвентаризация товарно - материальных ценностей