Инвентаризация товарно - материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:41, дипломная работа

Описание

Поэтому целью дипломной работы является освещение вопроса укрепления и

сохранности собственности торговых организаций в условиях рынка, средством

чего и является инвентаризация.


Для достижения цели в дипломной работе освещается ряд задач:


. рассмотрение состояния сохранности собственности и необходимость её

контроля в условиях рынка;


. рассмотрение основных этапов и технологии проведения инвентаризации и её

особенностей в условиях рыночных отношений;


. проведение анализа результативности проведённых инвентаризаций и их

влияние на состояние сохранности собственности.

Содержание

Введение 6

Глава 1. Состояние сохранности собственности предприятия и необходимость её

контроля в условиях рыночных отношений 8

1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма

внутриведомственного контроля 8

1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на

предприятиях торговли и её значение. 11

1.3. Краткая экономическая характеристика универсального торгового

комплекса № 5. 12

Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью

собственности торговых организаций. Пути совершенствования

инвентаризационной работы в условиях рыночных отношений 14

2.1. планирование и организация инвентаризаций на предприятиях

розничной торговли 14

2.2. порядок проведения и документальное оформление инвентаризации

товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли 19

2.3. Определение, оформление, рассмотрение и учёт результатов

инвентаризаций и их влияние на финансовое состояние организации 22

2.4. Использование ЭВМ при проведении инвентаризации и выведении её

результатов. 28

Глава 3. Анализ инвентаризационной работы и пути её совершенствования.

34

3.1. Контроль и анализ достоверности и качества инвентаризационных

материалов. 34

3.2. Использование информации инвентаризаций для оценки

имущественного состояния 38

3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.

53

заключение 56

Список использованной литературы. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Работа состоит из  1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.doc

— 551.50 Кб (Скачать документ)

их количество со слов материально ответственного лица  или  путём  умножения

количества ящиков на количество бутылок в одном, без  проверки содержимого  в

каждом ящике. 

      Если в момент инвентаризации  поступил товар, то комиссия  принимает его

и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается  отметка  о

том, что  товар  получен  во  время  инвентаризации.  Он  приходуется  после

инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются  не очень часто. 

      По весовым  товарам  в   таре  указывается  вес  брутто  и  вес  нетто.

Фактически оказавшуюся  в  момент  инвентаризации  тару  рассортировывают  по

качественному признаку и составляют для неё две описи  –  на  порожнюю  и  на

занятую под товарами. 

      Если на торговом предприятии  имеется остаток денег, не сданных в  банк

от  продажи  товаров,  то  этот  остаток,   проверенный   инвентаризационной

комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой  странице  описи

указывается   прописью   число   порядковых   номеров   товарно-материальных

ценностей  и  общее   количество   ценностей   в   натуральных   показателях

(безотносительно   к  их  характеру).  Такой   подход  исключает   возможность

внесения в опись  каких-либо изменений или приписок.  После  взаимной  сверки

каждая  страница  описи  подписывается  всеми   членами   инвентаризационной

комиссии   и   материально   ответственными   лицами.    В    конце    описи

инвентаризационная  комиссия  записывает  прописью   количество   порядковых

номеров и натуральных  единиц отдельно по последней странице и по всей  описи

в  целом,  а  также  суму  всех  ценностей.  На  последней  странице   описи

материально ответственное  лицо (бригадир, члены  бригады)  даёт  подписку  о

том, что все  ценности проверены комиссией  в  натуре  в  его  присутствии  и

внесены в опись. 

      На   предприятиях   с   коллективной   материальной   ответственностью

инвентаризация  может проводиться по числу материально  ответственных  лиц  с

распределением  участников  согласно  протоколу.  В  связи  с   этим   после

окончания  инвентаризации  на  основе  отдельных  инвентаризационных  описей

составляется сводная  опись фактических остатков  товаров.  В  сводной  описи

перечисляется отдельно каждая инвентаризационная  опись  с  указанием  суммы

ценностей и подсчитывается  общий  итог  всех  ценностей  по  предприятию  в

целом. 

      После  окончания  инвентаризации  председатель  комиссии  представляет

описи в следующем  порядке: 

. первый экземпляр  описи, заполненный членами комиссии, а так же экземпляр,

   заполненный материально ответственным лицом, – в бухгалтерию организации,

   где ведётся  учёт ценностей; 

. второй  экземпляр   описи,  заполненный  членом  комиссии,  -  материально

   ответственному  лицу. 

      На инвентаризационные описи  составляется перечень в двух экземплярах и

под  расписку  передаётся  главному  бухгалтеру.   Сданные   в   бухгалтерию

инвентаризационные  описи  должны  тщательно  проверяться  и   затем   после

проверки выводится  результат инвентаризации. 

      Исследования, произведённые в универсальном  торговом  комплексе  №  5

показали, что документальное оформление инвентаризации  товарно-материальных

ценностей находится  не на должном уровне, совершаются  такие  нарушения  как

подтирки и подчистки, записи не всегда производятся ясно и чётко. 

      Не выполняется методика составления  инвентаризационных описей, то есть

не ведётся отдельно инвентаризационная опись по таре, а вносится в опись  по

товарам (см. Приложение 4). 
 

2.3. Определение,  оформление, рассмотрение и учёт  результатов

инвентаризаций  и их влияние на финансовое состояние  организации 

      Выявление результатов инвентаризаций  включает два этапа. 

      Первый этап – подведение предварительных   результатов  инвентаризации,

которые определяются немедленно после  её  окончания.  Точность  и  быстрота

выявления предварительных  результатов инвентаризации  определяет  во  многом

успех борьбы с  недостачами, хищениями и товарными  потерями. 

      Имея эту оперативную информацию, председатель и члены  комиссии  сразу

на месте могли  бы  решать  вопрос  о дальнейшей  деятельности  материально

ответственного  лица, особенно это важно  в  настоящее  время,  когда  каждая

недостача вливается  в  миллионную  сумму.  Председатель  инвентаризационной

комиссии докладывает  о предварительных результатах инвентаризации  ценностей

руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в  случае  выявления

крупной  недостачи,   материально   ответственное   лицо   отстраняется   от

занимаемой должности  до получения окончательных результатов. 

      Второй этап – определение окончательных результатов инвентаризации.

Оно осуществляется бухгалтерией после тщательной проверки и  обработки  всех

документов в  следующие сроки: 

  . по мелкой  рознице (ларьки, киоски, палатки)  – в этот же день; 

  . по магазинам – не позднее двух дней[4]. 

      Необходимые  подготовительные   работы   для   выведения   результатов

инвентаризации  в бухгалтерии включают: проверку  последних  товарно-денежных

отчётов, завизированных председателем  инвентаризационной  комиссии,  записи

данных по ним  в учётные  регистры,  подсчёт  итогов  в  журналах  для  учёта

товарно-материальных   ценностей,    сверку    данных    синтетического    и

аналитического  учёта, взаимную сверку учётных  регистров,  проверку  полноты

поступления  ценностей по  встречным (внешним и внутренним)  документам,

выведение остатков  ценностей  у  отдельных  материально  ответственных  лиц

(бригад)  к   началу  инвентаризации.  Особое  значение  имеет  сверка  сумм,

списанных в  расход,  и  реализованных  товаров  с  выручкой  кассы,  анализ

внутреннего перемещения  товаров из одного  магазина  в  другой,  проверка  и

оформление бухгалтерскими записями не отражённых ранее  в  отчётах  актов  о

списании боя, порчи  товаров и т. д. 

      Не менее тщательно проверке подвергаются данные  в инвентаризационных

описях.   Все   нарушения   заполнения   инвентаризационной   описи    могут

свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся: 

. неоговоренные  исправления цен, количества и  сумму определённых товаров; 

. подчистки записей,  добавления и дописки цифр; 

.  неправильное  сбалансирование  единиц  товаров   по   страницам   описи,

   количеству  указанному комиссией; 

. указанные в  описи завышение остатков отдельных  товаров (особенно в  конце

   описи); 

. указанные в  описи превышающий лимит остатков  и сумм, не сданной  денежной

   выручки; 

. наличие в  описи товаров, которых  не  было  в  записях  о   поступлении  и

   начальном  остатке товаров; 

. несоответствие  документальных  данных  о   таре  данным  о  перемещении  и

   фактическом  наличии товаров. 

      Для выявления хищений, которые  характеризуются указанными  признаками,

необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех  операций,

которые  содержат  формальные  признаки  злоупотреблений,  путём  применения

приёмов  срочной  проверки,  взаимного  контроля,  контрольного  сличения  и

другие, с целью  выявления  факторов,  указывающих  на  определённые  способы

сокрытия хищений  и злоупотреблений[5]. 

      Признаки приписок в инвентаризационных  описях  рекомендуется  выявить

составлением записей  об остатках одних и тех же  наименований  в  описях  на

начало и конец  учётного периода. 

      Одним из распространённых способов  сокрытия хищений при инвентаризации

является неправильная таксировка  и  подсчёт  на  отдельных  страницах  и  в

описях  в  целом.  Необходимо  осуществлять  встречные  проверки  правильной

таксировки и  подсчёта  итогов  в  описях  с  использованием  вычислительных

средств. 

      Для выявления факторов  скрытия недостач  повышенной  суммой  сданной

выручки накануне  инвентаризации  или  в  период  её  проведения  необходимо

сравнить выручку  за день до начала  и  после  окончания  снятия  фактических

остатков ценностей  со среднедневной  плановой  и  ежедневной  выручкой  и  в

другие периоды  торговли. 

      Для   выявления   признаков   хищений,   скрываемых   при   проведении

инвентаризации  рекомендуется  также   сопоставить   количество   возможного

завышения товарных остатков с указанной в  инвентаризационной  описи  тарой,

занятой  под  ними.  Если  количество  тары  не   обеспечивает   вместимость

записанных  в  инвентаризационную  опись  товаров,  то  это  может   служить

признаком приписки товаров. 

      Скрытие  недостач  путём   неоприходования  товаров,   поступивших   до

инвентаризации,  выявляется   сверкой   расчётов   и   встречной   проверкой

документов. Наряду с этим проверяется использование  выданных  доверенностей,

изучаются даты фактического поступления товаров по транспортным документам. 

      Важное значение при оценке  материалов  инвентаризации  имеет   проверка

перемещения  товаров  между  розничными  предприятиями  и  их   отфактуровка

поставщикам   в   сроки,   приближённые   к    инвентаризациям.    Документы

свидетельствуют  о  фактах  отпуска  ценностей  в   завышенных   количествах

предприятиям,  обычно  обнажаемым  другими  поставщиками,  отправка  товаров

сложного  ассортимента  на   заводы,   якобы   для   гарантийного   ремонта.

Безосновательный  возврат  товаров  и  отсутствие   письменного   разрешения

руководителя организации  на этот возврат. 

Информация о работе Инвентаризация товарно - материальных ценностей