Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть инвентаризацию как один из этапов подготовительной работы перед составлением годовой отчетности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы проведения инвентаризации………………………...5
1.1 Понятие и цели инвентаризации……………………………………………...5
1.2. Классификация инвентаризаций……………………………………………..7
2. Финансово-экономическая характеристика ООО «Губановское»………...10
2.1 Учетная политика ООО «Губановское»…………………………………….19
3. Инвентаризация – один из этапов подготовительной работы перед составлением годового отчета…………………………………………………...21
3.1 Роль и значение инвентаризации………………………………………….......21
3.2 Порядок проведения и оформления инвентаризации……………………….22
3.3 Отражение результатов инвентаризации в учете………………………….25
4. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств…………………29
4.1. Инвентаризация основных средств……………………………………….....29
4.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей……………………......30
4.3. Инвентаризация денежных средств и расчетов………………………….....33
Заключение………………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………………………………….......52
Приложение А Годовой отчет 2009 год…………………………………………..55
Приложение Б Годовой отчет 2010 год…………………………………………...95
Приложение В Годовой отчет 2011 год………………………………………….142
Приложение Г Инвентарные карточки основных средств……………………..179

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инвентаризация.docx

— 91.23 Кб (Скачать документ)

А.С.Бакаев обращает наше внимание на то, что в  Положении по ведению бухгалтерского учета уточняется, что под финансовыми  и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные  по товарному и коммерческому  кредиту [10].

Инвентаризация  расчетов с банками и другими  кредитными учреждениями по ссудам, с  бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами  заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. В случае неподтверждения  сумм по кредиторской задолженности  налоговые органы при проверках  могут увеличить налогооблагаемую базу.

Кроме того, как отмечает А.А.Ефремова, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее  организации, но числящееся в бухгалтерском  учете на забалансовых счетах (находящееся  на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и  др.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества, не принадлежащего организации, проводится инвентаризационной комиссией  совместно с собственником этого  имущества. При этом составляются инвентаризационная опись и акты инвентаризации в  четырех экземплярах (по два для  каждой организации), каждый из которых  имеет значимость первичного документа [11].

Итак, в  процессе проведения инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвешиваются все  материальные объекты, имеющиеся у  организации, а также не принадлежащие  ей, но числящиеся в бухгалтерском  учете данной организации.

Таким образом, инвентаризация может проводиться  как в целом по организации, так  и по ее структурным подразделениям. Вместе с тем инвентаризация может  проводиться по видам имущества (как собственного, так и находящегося в распоряжении организации), а также  по долгам и обязательствам организации.

Результаты  инвентаризации, как отмечает Т.Г.Заграничная,  будут признаны действительными  только в том случае, если соблюдена  процедура ее проведения [12].

И.Н. Богатая  выделяет следующие этапы  проведения инвентаризации[13]:

1) подготовительные мероприятия - издание приказа по форме N ИНВ-22 о проведении инвентаризации; назначение инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества, разработка внутренних инструкций, получение расписок от материально ответственных лиц, определение остатков имущества и обязательств по учетным данным и т.п.;

2) собственно  натуральная (вещественная) и документальная  проверка - выявление, взвешивание,  обмеривание, таксировка, подсчет  материально-производственных запасов,  использование данных о существующих  оценках имущества и обязательств, оформление актов инвентаризации  и инвентаризационных описей;

3) сравнительно-аналитические  мероприятия -  проверка и сопоставление  данных инвентаризационных описей  и актов инвентаризации с данными  бухгалтерского учета; выявление  расхождений, составление сличительных  ведомостей и определение причин  расхождений учетных оценок от  текущих; подготовка предложений  по отражению в учете результатов  инвентаризации;

4) заключительные  мероприятия - оформление ведомости  учета результатов, выявленных  инвентаризацией по форме N ИНВ-26; внесение бухгалтерских записей  в учетные регистры по результатам  инвентаризации; издание приказа руководителя об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к административной ответственности виновных лиц.

В ООО  «Губановское», согласно учетной политики, для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности проводят инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличия состояния  и оценки.

 Инвентаризацию  проводит инвентаризационная комиссия  состав которой устанавливается  приказом руководителя ежегодно.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведении, перечень имущества  и обязательств и тд.), определяются руководителем организации за исключением  случаем когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация  основных средств проводится раз  в три года

 

3.3  Отражение результатов инвентаризации  в учете

 

Результаты  инвентаризации, как отмечает, Н.Г.Сафронова, должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой  инвентаризации – в годовом бухгалтерском  отчете [14]. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

 М.И.Кутер  обращает наше внимание на  то, что нормы убыли могут применяться  лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах  установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц [15].

Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен, по утверждению Е.С.Соколовой, только в виде исключения за один и тот  же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении  товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных  количествах. О допущенной пересортице  материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том  случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на виновных лиц [16].

Предложения о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное  решение о зачете принимает руководитель организации.

Рассмотрим  корреспонденцию счетов по результатам  инвентаризации.

  1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 « Основные средства»

Дебет 10 «Материалы»

Дебет 41 «Товары»

Дебет 43 « Готовая продукция»

Дебет 50 « Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

  1. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
  2. Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 01 «Основные средства»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 43 « Готовая продукция»

Кредит 50 « Касса»

  1. в розничных торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 42 «Торговая наценка»

  1. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет 29 «Обслуживающие производства»

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

  1. Списание недостачи за счет виновного лица:
  2. Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  1. разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

  1. погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

  1. отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» 

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  1. возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба».

  1. Списание недостачи на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  1. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:
  2. на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары» и др.

  1. на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  1. списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данные  результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости  результатов, выявленных инвентаризацией.

 

4  Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств

 

4.1 Инвентаризация основных средств

 

Инвентаризация  проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа  руководителя (Форма № ИНВ-22).

Инвентаризация  обязательна перед составлением годовой отчетности.

В.П.Астахов  отмечает, что до начала инвентаризации проводится проверка:

- инвентарных  карточек (Приложение Г), инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

- технических  паспортов или другой технической  документации;

- документов  на основные средства, сданные  или принятые организацией в  аренду и на хранение[17].

В ООО  «Губановское» при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и  основные технические или эксплуатационные показатели.

Е.Н. Добровольская  отмечает, что при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны  неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам [18].

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия ООО «Губановское» составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты  к непригодности (порча, полный износ  и т.п.).

С.И.Полякова, отмечает, что одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются  основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись [19].

Информация о работе Инвентаризация