Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа
В настоящей работе рассматривается как одно целое децентрализацию учета по центрам ответственности и их бюджетирование, с целью показать значение планирования в системе бухгалтерского управленческого учета.
С другой стороны, только научно обоснованное бюджетирование способно организовать производство по единой схеме, способной обеспечить выполнение производственной программы и его эффективность.
Введение 2
1 Учет затрат по центрам ответственности 4
1.1 Концепция учета затрат по центрам ответственности 4
1.2 Направления совершенствования учета в
центрах ответственности 8
1.3 Система трансфертного ценообразования 10
2 Понятие бюджета. Цели бюджетирования 12
2.1 Планирование как одна из функций управления 12
2.2 Бюджет для определенного его диапазона 14
2.3 Порядок построения генерального бюджета 15
3 Подготовка отчетов об исполнении планов 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть курсовой работы 35
Содержание
Введение 2
1 Учет затрат по центрам ответственности 4
1.1 Концепция
учета затрат по центрам
1.2 Направления совершенствования учета в
центрах ответственности 8
1.3 Система трансфертного ценообразования 10
2 Понятие бюджета. Цели бюджетирования 12
2.1 Планирование
как одна из функций
2.2 Бюджет для
определенного его диапазона
2.3 Порядок построения генерального бюджета 15
3 Подготовка
отчетов об исполнении планов
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть курсовой работы 35
ВВЕДЕНИЕ
Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.
В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:
- оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;
- тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;
- стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.
Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:
- повышение эффективности
использования ресурсов
- обеспечение
координации деятельности и
- прогнозирование,
анализ, оценка различных вариантов
хозяйственной деятельности
- обеспечение
финансовой устойчивости и
Необходимо заметить,
что для обозначения процесса
оперативного планирования в российской
управленческой практике используется
ряд понятий - "бюджетирование",
"финансовое планирование", "планирование
финансово - хозяйственной деятельности".
Такое терминологическое
Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели. Но стоимостные показатели можно "встроить" практически в любой план. Если, например, "План производства" отражает планируемую к производству продукцию в натуральном выражении - это план.
Но если добавить
в "План производства" еще одну
колонку - "Стоимость произведенной
продукции по учетной цене реализации",
- план превратится в бюджет. Получается,
что деление планов на собственно
планы и бюджеты достаточно условно
и практически любой план одновременно
можно квалифицировать как
В настоящей работе рассматривается как одно целое децентрализацию учета по центрам ответственности и их бюджетирование, с целью показать значение планирования в системе бухгалтерского управленческого учета.
С другой стороны, только научно обоснованное бюджетирование способно организовать производство по единой схеме, способной обеспечить выполнение производственной программы и его эффективность.
1.1
Концепция учета
затрат по центрам
ответственности
Руководителям организаций для выработки и принятия управленческих решений необходима как общая информация по организации в целом, так и детализированная, по внутренним сегментам деятельности - центрам ответственности. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.
Концепция учета
затрат по центрам ответственности
позволяет количественно
Центры ответственности
могут функционировать в виде:
центров доходов, центров расходов,
центров прибыли или центров
инвестиций. Необходимость выделения
центров ответственности
Следует отметить, что деление производственной организации на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей деятельности организации, особенностей технологии и организации производственных процессов, методов управления производством, состава производимой продукции или выполняемых работ (оказываемых услуг), уровня технической оснащенности производства и обеспеченности квалифицированным кадровым персоналом экономистов, бухгалтеров, менеджеров и других факторов.
Организация контроля и анализа по центрам ответственности направлена на выявление отклонений между плановыми и фактическими показателями по каждому центру, фиксирование отклонения во внутренней управленческой отчетности с организацией последующего анализа причин возникновения отклонений.
Группировка затрат
по центрам ответственности на счетах
управленческого учета требует
выделения отдельной группы счетов.
Для отражения затрат по центрам
ответственности данные счета должны
иметь также аналитическую
Учетная группировка затрат по подразделениям должна осуществляться путем применения принципа двойной записи на взаимосвязанных счетах, а построение рабочего плана счетов в части учета деятельности центров ответственности должно подчиняться принципам, требующим разграничения ответственности за результаты деятельности между субъектами внутрипроизводственных взаимоотношений.
Учет по центрам ответственности, являясь элементом системы управления, направлен на достижение повышения эффективности управления подразделениями организации на основе учета ответственности за результаты и, как следствие, усиление мотивации менеджеров и работников этих центров.
Синтетический
и аналитический учет затрат на уровне
центров ответственности
В подразделениях учет затрат на производство ведут на соответствующем субсчете счетов 20 и 23 (каждому центру ответственности открывается отдельный субсчет) в соответствии с выбранной методикой учета затрат. Расходы на управление собираются на счете 25 "Общехозяйственные расходы" для дальнейшего распределения по объектам учета, организации и обслуживанию подразделения.
Счет 26 "Общехозяйственные
расходы" в подразделениях не открывается.
Затраты подразделения, связанные
с реализацией их продукции, формируются
в финансовом расчетном центре в
размере установленного процента к
объему реализации каждым подразделением.
Этот процент определяется в начале
года в соответствии со сметой предлагаемых
расходов по реализации продукции. Финансовый
результат от производства продукции
в подразделениях целесообразно
определять на счете 79 "Внутрихозяйственные
расчеты". Выручка, полученная от реализации,
зачисляется на субсчет расчетного
счета подразделения. Счет 79 "Внутрихозяйственные
расчеты" предлагается использовать
как сопоставляющий для определения
финансовых результатов подразделений.
Счет 78 "Расчеты между центрами
ответственности" с субсчетами для
каждого подразделения
По дебету счета
79 "Внутрихозяйственные расчеты"
отражается реализованная продукция
по фактической себестоимости, а
на кредите - та же продукция по отпускным
(договорным, трансфертным) ценам. Для
выявления финансового
Учет затрат
по центрам ответственности
Информация об
объеме производства, как и по издержкам,
должна быть представлена в виде отклонений.
Величина отклонений, на которые необходимо
реагировать руководителю центра ответственности,
должна устанавливаться
Одной из проблем,
возникающих в связи с
Возможны два подхода к ее решению: не связывать учет затрат по центрам ответственности с системой калькулирования, то есть рассматривать такой учет как параллельный, дополнительный, или искать возможности сочетания учета по центрам ответственности с калькуляцией себестоимости продукции. Этот вариант проще для реализации, но таит в себе опасность потери системности, отсутствие увязки данных производственного учета между собой, допущение разных итогов в группировке затрат по местам формирования и объектам калькулирования за один и тот же период.
Второй вариант
представляется более приемлемым, и
существенное изменение системы
калькулирования состоит в том,
что отнесение косвенных
Операции расчетов
между центрами ответственности
можно представить таблицей 1.
Таблица 1
Расчеты между центрами ответственности и отражение операций
на счетах бухгалтерского учета
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Основание, документ | |
дебет кредит | ||||
1. | Куплены материальные ценности (работы, услуги) у другого центра ответственности | 0, 23 | 78 | Чеки-накладные |
2. | Списаны материальные ценности, стоимость работ, услуг на затраты центра ответственности | 20 | 10, 23 | Документы по учету затрат |
3. | Оплата стоимости купленных материальных ценностей, работ и услуг с субсчета данного центра ответственности | 78 | 51 | Авизо |
4. | Отпущены (реализованы) материальные ценности другим центрам ответственности | 78 | 10, 43 | Чеки-накладные |
5. | Зачисление стоимости проданных материальных ценностей на субсчет данного центра ответственности | 51 | 78 | Авизо |
6. | Выявлен финансовый результат центра ответственности | 78 | 92 | Расчет бухгалтерии справка бухгалтерии |
Информация о работе Контроль затрат и бюджетирование в системе управления по центрам ответственности