Контроль затрат и бюджетирование в системе управления по центрам ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

В настоящей работе рассматривается как одно целое децентрализацию учета по центрам ответственности и их бюджетирование, с целью показать значение планирования в системе бухгалтерского управленческого учета.
С другой стороны, только научно обоснованное бюджетирование способно организовать производство по единой схеме, способной обеспечить выполнение производственной программы и его эффективность.

Содержание

Введение 2
1 Учет затрат по центрам ответственности 4
1.1 Концепция учета затрат по центрам ответственности 4
1.2 Направления совершенствования учета в
центрах ответственности 8
1.3 Система трансфертного ценообразования 10
2 Понятие бюджета. Цели бюджетирования 12
2.1 Планирование как одна из функций управления 12
2.2 Бюджет для определенного его диапазона 14
2.3 Порядок построения генерального бюджета 15
3 Подготовка отчетов об исполнении планов 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть курсовой работы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по БУУ.docx

— 86.79 Кб (Скачать документ)
 

     Бюджет  прибылей и убытков. Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

На основании  бюджета прибылей и убытков проводят анализ и делают выводы об оптимальности  представленной системы бюджетов и  необходимости корректировок. Методы анализа бюджета прибылей и убытков  будут рассмотрены в следующих  главах.

     Составление финансового бюджета. Цель финансового  бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных  вложений и прогноза движения денежных средств. 
 
 

Показатели Продукция А Продукция Б Итого, руб. В % к выручке
на 1 шт., руб. на объем, руб. на 1 шт., руб. на объем, руб.
Выручка            
НДС            
Выручка без НДС            
Переменные  затраты
Материалы            
Прямые  затраты на оплату труда            
Отчисления  на соцнужды            
Переменные  коммерческие расходы            
Итого переменные затраты            
Маржинальная  прибыль            
Постоянные  затраты
Вспомогательные материалы * * * *    
Энергозатраты * * * *    
Фонд  оплаты труда * * * *    
Отчисления * * * *    
Ремонт, техобслуживание * * * *    
Амортизация * * * *    
Постоянные  коммерческие расходы * * * *    
Административные * * * *    
Итого постоянные затраты * * * *    
Итого издержки * * * *    
Прибыль * * * *    
 

     Бюджет  капитальных вложений. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Бюджет денежных средств. Для этого необходимо проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Условия погашения дебиторской  задолженности: сколько процентов  составляет поступление ДС от общего объема реализации текущего месяца; сколько % ДЗ текущего месяца будет ликвидировано  в следующем периоде; куда поступают  средства в кассу или на расчетный  счет.

Условия погашения  кредиторской задолженности: как часто  производится выплата заработной платы и за какой месяц; возникает ли большая задолженность по заработной плате; как регулярно оплачиваются счета кредиторов; как оплачиваются накладные расходы и т.д.

Необходимо учесть минимальное сальдо денежных средств  на р\с и в кассе предприятия. Анализируется внешнее финансирование: размеры необходимых кредитов для покрытия дефицита оборотных средств. Планируются ли капитальные вложения.

     Прогнозный  баланс строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений. 

Показатели За год В том  числе по кварталам
1 2 3 4
1.Остаток  ДС на начало периода          
2. Поступление средств от продаж (сумма)          
3. Всего ДС(сумма)          
4. Выплаты: за материалы          
- заработная работа          
- налог на прибыль          
- покупка оборудования          
- другие          
5.Всего  выплат          
6.Минимальное  сальдо          
7.Потребность  в ДС (5+6)          
8.Избыток  (недостаток) ДС(3-5)          
9.Привлечение  заемных средств          
10.Погашение  кредита          
11.Выплата  процентов по кредиту           
12.Остаток  ДС на конец периода          

 

3 ПОДГОТОВКА ОТЧЕТОВ  ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПЛАНОВ

 

Существование на предприятии системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей  деятельности предприятия и путей  их достижения), но и функции контроля - наблюдения за процессами реализации планов и выявление возникших  отклонений. Поэтому создаваемые  на предприятии планы должны отвечать не только на вопросы "что и как  следует делать", но и на вопросы "что не удалось сделать и  почему".

В основу контроля исполнения планов (бюджетов) заложены несколько принципов:

1) сочетание  текущего и итогового контроля;

2) обеспечение  контроля исполнения планов по  предприятию в целом и по  отдельным центрам финансовой  отчетности;

3) определение  причин и виновников отклонений  от исполнения плана;

4) сочетание  персональной и коллективной  ответственности за исполнение  планов;

5) рациональное  закрепление контрольных показателей  за ответственными лицами;

6) рациональный  формат отчетов об исполнении  планов.

Принцип сочетания  текущего и итогового контроля означает, что контроль должен осуществляться как в конце планового периода, так и в течение планового  периода. Итоговый контроль оценивает  работу ответственных за исполнение бюджета лиц и создает предпосылки  для проведения изменений в деятельности предприятия. Но итоговый контроль не позволяет оперативно реагировать  в случае отклонения от нормального  хода деятельности. Например, на предприятии  в течение месяца наблюдался стабильный перерасход энергоресурсов. Итоговый отчет позволит отреагировать на данное обстоятельство и принять  необходимые меры только по окончании  периода. Поэтому необходим текущий контроль, который обеспечивал бы определение промежуточных результатов исполнения плана непосредственно в ходе отчетного периода.

В табл. приведен пример возможного варианта "Отчета об исполнении плана продаж". Такой  отчет составляется ежедекадно и  отражает фактическое и плановое значение выручки от реализации, возникшее  между ними отклонение за минувшую декаду и с начала квартала нарастающим  итогом. 

Отчет об исполнении плана  продаж

Наименование  продукта Выручка фактическая  за декаду Выручка фактическая  с начала квартала Выручка плановая за декаду Выручка плановая с начала квартала Отклонение  за декаду Отклонение  с начала месяца
Продукт 1            
Продукт 2            
............            
Продукт n            
 

В соответствии с принципом обеспечения контроля исполнения планов по предприятию в  целом и по отдельным центрам  финансовой отчетности отчет об исполнении планов должен создаваться не только в виде консолидирующего отчета, суммирующего результаты деятельности отдельных  структурных единиц и направлений  бизнеса, но и в виде отчетов отдельных  центров финансовой отчетности.

Реализация названного принципа необходима как с точки  зрения оценки результатов деятельности отдельных структурных единиц, так  и с точки зрения определения  факторов, которые сказались на результатах  деятельности предприятия.

Реализация принципа определения причин и виновников отклонений от исполнения плана предполагает, что наряду с величиной возникших  отклонений отчеты должны содержать  информацию о причинах возникших  отклонений (о факторах, вызвавших  данное отклонение) и их виновниках. Понятие "виновник" не всегда следует трактовать дословно. В ряде случаев отклонения могут возникать независимо от конкретных лиц. Поэтому в рассматриваемом контексте виновник - это не только должностная единица, вследствие действия (или бездействия) которой возникло отклонение, но и должностная единица, способная прокомментировать данное отклонение, указать на его причину. В этом смысле в отчетах об исполнении планов желательно разделять регулируемые и нерегулируемые (подконтрольные и неподконтрольные) показатели, то есть на которые данный центр финансовой отчетности может и не может оказывать влияние.

В соответствии с принципом сочетания персональной и коллективной ответственности  за исполнение планов ответственность  должна быть распределена между всеми  лицами, задействованными в их реализации. При этом степень ответственности  должна находиться в прямой зависимости  от возможности влияния данного  лица на результаты деятельности. Например, начальник цеха (выделенного на предприятии  как центр финансовой отчетности) отвечает за выполнение всей совокупности планов данного цеха, поскольку он наделен полномочиями, позволяющими ему влиять на результаты работы всего  цеха. Сменный мастер отвечает за выполнение части производственного плана  и планов потребностей в прямых производственных ресурсах, поскольку в рамках своей  смены и своего участка он способен влиять на выпуск продукции и потребление  в процессе производства необходимых  ресурсов.

Принцип рационального  закрепления контрольных показателей  за ответственными лицами предполагает, что:

1) количество  контрольных показателей должно  быть оптимальным, то есть показателей  должно быть достаточно, чтобы  обеспечить адекватный контроль, но не слишком много, чтобы  не сделать контроль чересчур  трудоемким;

2) закрепление  контрольных показателей за конкретными  лицами должно быть обоснованным, то есть контролироваться должны  те показатели, на которые данное  лицо способно оказать влияние.

Использование принципа рационального формата  отчетов об исполнении планов предполагает, что объем содержащейся в отчете информации должен быть "необходимым  и достаточным". То есть отчет  должен быть:

1) достаточно  кратким, чтобы внимание пользователя не рассеивалось.

При этом чем выше уровень получателя отчета в служебной иерархии, тем более лаконичным должен быть отчет;

2) достаточно  полным, чтобы предвосхитить возможные вопросы пользователя.

Для одновременного выполнения обоих требований можно  воспользоваться следующим подходом. В случае отсутствия существенных отклонений от плана отчет готовится в  краткой стандартной форме. В  случае наличия существенного отклонения по какому-либо показателю проводится "разукрупнение" показателя, детализация  отчета с выделением факторов и виновников, которые вызвали данное отклонение.

Например, в консолидированном  отчете группы компаний по выполнению "Бюджета доходов и расходов" результаты деятельности каждого предприятия  представлены в виде строк "Доход", "Расход", "Финансовый результат". Если по какому-либо из предприятий наблюдается существенное отклонение, к консолидированному отчету прилагается отчет по выполнению "Бюджета доходов и расходов" данного предприятия, отражающий факторы, повлиявшие на выполнение им плана. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Руководителям организаций для выработки и  принятия управленческих решений необходима как общая информация по организации  в целом, так и детализированная, по внутренним сегментам деятельности - центрам ответственности. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как  распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно  решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных  за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.

Информация о работе Контроль затрат и бюджетирование в системе управления по центрам ответственности