Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа
В настоящей работе рассматривается как одно целое децентрализацию учета по центрам ответственности и их бюджетирование, с целью показать значение планирования в системе бухгалтерского управленческого учета.
С другой стороны, только научно обоснованное бюджетирование способно организовать производство по единой схеме, способной обеспечить выполнение производственной программы и его эффективность.
Введение 2
1 Учет затрат по центрам ответственности 4
1.1 Концепция учета затрат по центрам ответственности 4
1.2 Направления совершенствования учета в
центрах ответственности 8
1.3 Система трансфертного ценообразования 10
2 Понятие бюджета. Цели бюджетирования 12
2.1 Планирование как одна из функций управления 12
2.2 Бюджет для определенного его диапазона 14
2.3 Порядок построения генерального бюджета 15
3 Подготовка отчетов об исполнении планов 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть курсовой работы 35
1.2
Направления совершенствования
учета в центрах
ответственности
Для процедуры контроля деятельности сегментов организации необходимо усовершенствовать саму процедуру учета в следующих приоритетных направлениях:
1) совершенствование первичного учета затрат в центрах ответственности;
2) совершенствование
форм отчетности центров
Первичный учет представляет собой начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии.
Первичная документация
является первоначальным базовым источником
информации о затратах на производство
продукции. От того, насколько полно
и достоверно сформулирована информация
в первичных документах, будет
зависеть состав информационной базы
для принятия управленческих решений.
Все документы содержат исчерпывающий
перечень реквизитов, установленных
Федеральным законом "О бухгалтерском
учете" и Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, и являются единой
и типовой документацией для
всех видов учета. Поэтому нет
необходимости вводить
В первую очередь учет затрат по центрам ответственности предполагает формирование качественной и количественной информации о затратах с целью контроля и анализа отклонений, вследствие чего все первичные документы, составляемые в центрах ответственности, должны содержать информацию о фактических и нормативных затратах, что позволит определять отклонения фактических данных от нормативных и использовать эти показатели в дальнейшем для регулирования и оперативного управления себестоимостью.
При проведении оперативного анализа отклонений фактических затрат от нормативных и оценки результатов деятельности центров ответственности важно выделить контролируемые и неконтролируемые отклонения. Поэтому совершенствование форм первичных документов является необходимым этапом при разработке и внедрении системы управленческого учета по центрам ответственности.
Еще одним приоритетным
направлением совершенствования учета
по центрам ответственности
1.3
Система трансфертного
ценообразования
При организации учета по центрам ответственности полученная продукция оценивается по внутрихозяйственным (трансфертным) ценам, поэтому важное значение имеет разработка методологии трансфертного ценообразования как инструмента оценки деятельности центров ответственности.
Использование
трансфертных цен в данном случае
создает предпосылки для
При использовании
методики учета по центрам ответственности
с применением трансфертного
ценообразования возникает
В настоящее время одни авторы предлагают использовать в качестве трансфертной цены показатель переменной себестоимости, другие отмечают, что в качестве трансфертной цены необходимо использовать полную или производственную себестоимость, третьи предлагают использовать в качестве базы рыночные цены.
Проблема в данном случае заключается в установлении наиболее справедливой цены, на основании которой будет составляться отчетность, показатели которой будут наиболее реально отражать результаты деятельности каждого первичного подразделения предприятия.
2.1
Планирование как
одна из функций
управления
Под бюджетированием в управленческий учет понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании. Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Составление бюджетов преследует следующие цели:
Существуют следующие этапы разработки бюджетов;
• сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;
• разработка первого варианта бюджетов;
• координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;
• утверждение бюджетов руководством предприятия;
• последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.
В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:
а) генеральные и частные;
б) гибкие и статические.
Бюджет, охватывающий
общую деятельность предприятия
– генеральный (общий) бюджет. Цель
генерального бюджета – суммировать
сметы и планы различных
Генеральный бюджет состоит из двух частей – операционного и финансового бюджетов.
В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет
– бюджет организации, рассчитанный
на конкретный уровень деловой активности.
Доходы и расходы планируются
исходя из одного уровня реализации. Все
бюджеты, входящие в генеральный
бюджет статические. При сравнении
статического бюджета с фактически
достигнутыми результатами не учитывается
реальный уровень деятельности организации,
т.е. все фактические результаты сравниваются
с прогнозируемыми вне зависимости от
достигнутого объема реализации.
2.2
Бюджет для определенного
его диапазона
Гибкий бюджет
– бюджет, который составляется
не для конкретного уровня деловой
активности, а для определенного
его диапазона, т.е. предусматривается
несколько альтернативных вариантов
объема реализации. Для каждого возможного
уровня реализации здесь определена
соответствующая сумма затрат. Гибкий
бюджет учитывает изменение затрат
в зависимости от изменения уровня
реализации, он представляет собой
динамическую базу для сравнения
достигнутых результатов с
В основе составления
гибкого бюджета лежит
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут
разрабатываться на годовой основе
(с разбивкой по месяцам) и на основе
непрерывного планирования (в течение
1 квартала пересматривается смета на
2 квартал и составляется смета на 1 квартал
следующего года, бюджет все время проецируется
на год вперед).
2.3
Порядок построения
генерального бюджета
Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия. Существуют и другие взаимосвязи; в частности, бюджет потребностей в материалах влияет на план денежных потоков, но эта зависимость на схеме не показана.
Поскольку основой
для разработки финансовых планов являются
бюджеты текущей деятельности, рассмотрим
далее составление текущих
Бюджет
реализации. В бюджете реализации
указывается прогноз сбыта по
видам продукции в натуральном
и стоимостном выражении. Этот бюджет
представляет собой прогноз будущих
доходов и является основой для
всех остальных бюджетов: в конечном
итоге расходы зависят от объема
выпуска, а объем выпуска
Наименование продукции | Количество, шт. | Цена без
НДС,
руб. |
Выручка без НДС, руб. | НДС,
руб. |
Выручка с НДС, руб. |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Итого |
Прогноз количества
реализованной продукции
Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов.
Переходящие запасы
включают в себя запасы готовой и
незавершенной продукции. Запасы необходимы
предприятию для бесперебойного
функционирования. Необходимые переходящие
запасы можно определить на основе
бюджета реализации и имеющейся
на предприятии информации о скорости
оборачиваемости каждого из этих
видов оборотных активов
Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции
Наименование продукции | Объем реализации, шт. | Срок хранения запасов на складе, дн. | Запас готовой продукции, шт. | Товарная
продукция, шт. | |
на конец периода | на начало периода | ||||
А | |||||
Б |
Информация о работе Контроль затрат и бюджетирование в системе управления по центрам ответственности