Курс лекций по бухгалтерскому делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:06, курс лекций

Описание

46 вопросов.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 5
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 6
3. СВЯЗЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 8
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 11
5. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 12
6. ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ РОССИИ (ИПБ) 13
7. РОЛЬ И МЕСТО ИПБ РОССИИ В ДЕЛЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 16
8. ЧЛЕНСТВО В ИПБ РОССИИ 19
9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ 22
10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 24
11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 26
12. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ 29
13. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ (ПБУ) 32
14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА. РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 38
15. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА 42
16. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
17. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА 50
18. ВИДЫ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ 53
19. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА 54
20. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 55
21. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 57
22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 59
23. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ 62
24. АТТЕСТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ФИРМ 67
25. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 70
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 74
27. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ. АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА 78
28. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 80
29. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИРУЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСИКИХ СУБЪЕКТОВ 82
30. ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 84
31. КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ 86
32. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ 90
33. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ 92
34. СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С МЕРАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ 95
35. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БУХГАЛТЕРАМ 97
36. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА И ЗАДАЧИ ПОТТДЕРЖКИ 102
37. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 106
38. СОСТАВ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 108
39. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТОРНОЙ ОБРАБОТКИ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 111
40. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ АУДИТА 114
41. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 116
42. ПОТГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 117
43. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 120
44. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 123
45. ПРЕИМУЩЕСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 127
46. БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ 135

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерское дело (зф).doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

       Методологические указания и другие нормативные акты – это документы третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране. В составе нормативных документов можно выделить:

  1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и президентским советом ИПБ.
  2. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением совета директоров ЦБ.
  3. Положение ЦБ России «О безналичных расчетах в РФ».
  4. Методологические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ.
  5. Методологические рекомендации о порядке формирования бухгалтерской отчетности организации, утвержденные Минфином РФ.
  6. Методологические рекомендации по раскрытию информации о прибыли приходящейся на одну акцию, утвержденные Минфином РФ.
  7. Методологические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ.

     Несмотря  на имеющиеся трудности в функционировании экономики, негативные явления в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, при наличии разработанных ПБУ, методологических рекомендаций и подготовки бухгалтерских кадров, организация сможет обеспечить полноту и достоверность своей финансовой отчетности.

     Рабочие документы организации.

     Внутренние  документы предприятия относятся  к 4 уровню нормативного регулирования  бухгалтерского учета в стране.

     Организация, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры отрасли, особенностей деятельности.

     Учетная политика оформляется приказом или  распоряжением. При этом утверждается:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержащий счета синтетического и аналитического учета необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованием современности и полноты учета и отчетности.
  2. Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.
  3. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
  4. Правила документооборота и технической обработки учетной информации.
  5. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.

     В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная  им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности, то есть составляющий содержание метода бухгалтерского учета.

     Формирует учетную политику предприятия ее руководитель, при этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований зафиксированных в системе регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы.

     Содержание  учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

     Методологический  аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений также должно найти отражение в учетной политике.

     Технический аспектпредусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

  • рабочего плана счетов;
  • формы первичных учетных документов;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • время и методы проведения инвентаризации;
  • продолжительность первого отчетного года, если предприятие приобрело статус юридического лица после первого октября.

     Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложено на руководителя предприятия.

15. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА

     Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т.е. по сути, выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом.

     В Римской империи (с VII в. до н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторами, прокураторами, квесторами). Квесторы (от лат. quaestor - изыскатель) вначале назначались консулами, а с 447 г. до н.э. избирались народом. С 421 г. существовали четыре квесторские должности, с 267 г. - восемь, при Сулле - двадцать, при Цезаре - временно - сорок. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные - финансовым управлением провинции. Квесторы образовали низший класс в римском сенате.

     После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление предотвращение ошибок.

     Родина  современного аудита Англия. Еще в  IX в. был дан толчок к счету и мере в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

     Уже в те времена из общего понятия  бухгалтер выделяется смежное понятие - аудитор. За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции  лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

     Многие  фундаментальные экономические  процессы и механизмы с безусловным  признанием важности учета и контроля рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

     Первые  документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту, по крайней мере, в 1200гг.

     Продолжалось  развитие форм контроля и в средние  века. Если уж сильно, чересчур проворовавшихся  людей в ту пору нередко вешали или четвертовали, то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание».

     Впервые бухгалтеры-аудиты появились в Великобритании, примерно в середине 19 века. Закон  о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, по меньшей мере, один раз в год. Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации производства, и капитала и создавались акционерные общества, ООО, товарищества на вере и другие объединения. Например, в 1867 году во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов АО особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США бухгалтер-аудитор назывался общественным бухгалтером, во Франции – бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии – контролер хозяйства, контролер книг и др.

       Наряду с аудиторами, занимающихся проверкой бухгалтерских отчетов и балансов, существует и такая категория аудиторов, как консультанты по вопросам налогообложения.

     Особенный толчок развитию аудиторского дела дал  мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых правительственных аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 году было принято правительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов АО и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки. Так же под влиянием экономического кризиса в 1934 году в США была создана так называемая Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее 3 месяцев после окончания года, обязательно заверенные аудитором или аудиторской фирмой. Ревизионный сертификат аудитора обычно включался в сам отчет. Отчеты публикуются в какой-нибудь известной финансовой газете, либо бюллетене или в изданиях Статистической службы по ценным бумагам.

     Государственные органы по-разному вмешиваются в  жизнь профессиональных аудиторских  организаций в различных странах. Например, в США и Великобритании существует большая самостоятельность  аудиторских организаций, которые  сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем, насколько добросовестно и квалифицированно аудиторами выполняются их профессиональные обязанности, в странах континентальной Европы аудиторская деятельность организуется правительственными органами.

     Во  всех странах имеются своего рода аудиторские суды чести, рассматривающие  проступки отдельных представителей аудиторской профессии, выражающие им порицание и в некоторых  случаях лишающие аудиторов званий или же выносящие соответствующие  рекомендации для правительственных органов.

     Принято думать, что для России аудит –  явление новое. Однако, эта должность  была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.

       Этапы развития аудита в  России

Этап Характерные особенности
Подготовительный Создание  хозрасчетных ревизионных  групп при Минфине  СССР
Первый 1987 г. Появление первой аудиторской  фирмы АО “Инаудит”
Второй 1989-1991 гг. Попытка принятия законодательного акта об аудиторской  деятельности в СССР
Третий 5 декабря 1991 г. – настоящее время Период  разработки проекта  Закона об аудите и  утверждение “Временных правил аудиторской  деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.)
Четвертый этап Принятие  федерального Закона “Об аудиторской  деятельности”

      

16. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     1. Аудиторская деятельность, аудит  - предпринимательская деятельность  по независимой проверке бухгалтерского  учета и финансовой (бухгалтерской)  отчетности организаций и индивидуальных  предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Информация о работе Курс лекций по бухгалтерскому делу