Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:24, курс лекций
Тема 1: Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
понятие и виды хозяйственного учета.
основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи.
функции бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерского учета.
принципы бухгалтерского учета.
законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета.
2 характеристика хозяйственных средств по составу и размещению.
3характеристика хозяйственных средств по источникам их образования.
4
характеристика хозяйственных
операций и их результатов.
1Вопрос: общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета.
Юридически ни одно предприятие независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учета. Отсюда бухгалтерский учет является неотъемлемой частью управления предприятием. Бухгалтерский учет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы.
Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов. Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, её обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования; хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.
Предмет бухгалтерского учета также подразделяется на три аналогичных раздела. Так, бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей. Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода. Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация - одна из основных отличительных особенностей БУ, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственным процессом. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, её точное количественное выражение и денежная оценка и заверена подписями лиц, ответственных за совершение операции.
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах БУ, когда каждая операция записывается одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Денежная оценка – способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция (как элемент БУ) - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции (р,у) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Таким
образом, бухгалтерский учет и отчетность
есть способ итогового обобщения
учетной информации организации
за текущий и отчетный период.
2Вопрос: характеристика хозяйственных средств по составу и размещению.
Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп: 1. Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
К основным средствам относят:
Основные средства используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются частями в течение срока полезного использования, и переносят свою стоимость на готовую продукцию путем начисления амортизации по установленным нормам.
2. К нематериальным активам относятся объекты используемые в хозяйственной деятельности в течении периода, превышающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, приносящие доход, обладающие возможностью идентификации (отделения от другого имущества), но не являющийся при этом материально-вещественными ценностями для организации. Они используются на предприятии долгое время и переносят свою стоимость на стоимость готового продукта частями, в виде амортизационных отчислений.
Они включают в себя право
пользования земельными
3. доходные вложения в материальные ценности (03) – это имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.
4. вложения во внеоборотные активы(08) – это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, - земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы, затраты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
5. финансовые вложения (58) – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиций в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы.
6. Оборотные средства - это средства, которые переносят свою стоимость на изготовленную продукцию за один производственный цикл, т.е. однократно участвует в процессе производства. Они включают в себя 2 вида средств. а) предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле и целиком переносят свою стоимость на продукцию. Их учет ведется на счетах 10, 20, 21,23,29,46. и др.
б) готовая продукция и товары для перепродажи - это 43-готовая продукция на складе и 43-товары.
7. Денежные средства включают в себя суммы наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на валютном, расчетном и других счетах предприятия в банке.
8.
дебиторская задолженность – задолженность
перед организацией юридических и физических
лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным
авансам, суммы за подотчетными лицами
и др.
3вопрос: характеристика хозяйственных средств по источникам их образования
Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). Собственные источники имущества образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения.
уставной капитал (фонд), основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) организации при ее создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и называется уставным капиталом; она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.
резервный капитал создается путем отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителями при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели; на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств резервного фонда переносятся на следующий год.
добавочный капитал, состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценке, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.
нераспределенная прибыль, включает нераспределенную чистую прибыль отчетного года. Она может полностью или частично распределятся на выплату доходов учредителям (участникам), финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервный капитал и другие цели. резервы под снижение стоимости материальных ценностей (14) - резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59) и резервы по сомнительным долгам (63) создаются за счет прочих доходов (91) для уточнение оценки отдельных объектов бухгалтерского учета. Неиспользованные резервы списываются на прочие доходы (91).
доходы будущих периодов (98) охватывают доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей, а также безвозмездные поступления.