Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:24, курс лекций

Описание

Тема 1: Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
понятие и виды хозяйственного учета.
основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи.
функции бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерского учета.
принципы бухгалтерского учета.
законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Работа состоит из  1 файл

лекции ТБУ.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

      резервы предстоящих расходов (96) создаются за счет внутренних ресурсов путем равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на продажу в отчетном году. (используемые для оплаты отпусков, ежегодных вознаграждений и др.)

      целевое финансирование(86) – представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.).

   прибыль, - это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формирования собственного имущества организации. Прибыль есть сумма превышения доходов над расходами организации, полученных за отчетный период от:                      

      *обычных  видов деятельности (выручка от  продажи продукции и товаров,  поступления, связанные с выполнением  работ, оказанием услуг);

      *операционной  деятельности (поступления от продажи основных средств и иных активов);

      *внереализационной  деятельности (штрафы, пени, активы, полученные  безвозмездно, и т.д.);

      *чрезвычайной  деятельности (суммы возмещения  ущерба от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д.).

      В соответствии с законодательством РФ различают пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж: прибыль от налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль.

         Заемные источники формирования имущества (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без. К ним относятся:

Кредитная задолженность – это задолженность организации другим юридическим и физическим лицам за полученные, но не оплаченные сырье и  материалы; подрядчикам за выполненные работы и услуги.

Долгосрочные  и краткосрочные  кредиты и займы  - ссуды, полученные от юридических и физических лиц.

Задолженность по расчетам с бюджетом возникает вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа;

Долговые обязательства организации перед своим персоналом по оплате труда;         

Задолженность органам социального страхования и другими учреждениями. 

    4Вопрос  Характеристика хозяйственных операций и их результатов.

      Хозяйственная операция – это действие, которое  отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образования  средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

      Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.  

      В ходе этих операций организация приобретает  у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и  др.), являющиеся предметами труда и  обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс производства. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.).  Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.

         Основными задачами учета процесса снабжения является:

    -  обеспечение контроля за ходом выполнения договоров (контрактов) с поставщиками по снабжению производственными запасами  в соответствии с установленными сроками.

    - определение фактической себестоимости приобретенных производственных запасов.          

    Учет  в сфере снабжения  ведется  на счетах 10,15,16,50,51,62,т.д.

      Сфера производства основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращается в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т.е. создают готовую продукцию. Готовая продукция – это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.

      Учет  в сфере производства ведется  на счетах 20, 21, 23,25,26 и др.

Основными задачами учета процесса производства является:

  1. определение объема производства выпускаемой продукции в целом и по её отдельным  видам, сортам выраженном в денежном  и натуральном измерении.

2. исчисление  фактической себестоимости отдельных видов и всей реализованной продукции.

  1. осуществление контроля за экономным и рациональным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

      сфера продажи и финансовые результаты организации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств, и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.

         В условиях переходной экономики огромное значение уделяется  вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и отпущенная продукция по договорным ценам. Для организации огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).

      Кроме того, финансовые результаты также  определяются по продаже основных средств  и прочих активов. В частности, по основным средствам – из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходов, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.

      Учет  продажи и финансовых результатов  ведется на счетах 90, 91,43,99 и др. и  обеспечивает: - контроль за ходом выполнения договоров  поставок по  объему  и ассортименту реализованной  продукции.

- своевременное  и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию.

- выявление  конечных финансовых результат деятельности организации (прибыль или убыток).

      Таким образом, сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот  имущества и обязательства организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Бухгалтерский  баланс.  

1. Понятие и  строение  бухгалтерского баланса.

2. Изменения в балансе  под влиянием хозяйственных  операций. 

1вопрос. Понятие и строение бухгалтерского баланса

    Согласно законодательным документам каждое предприятие независимо от формы собственности составляют бухгалтерский баланс (за месяц, квартал, год). Бухгалтерские балансы решают следующие задачи:

  1. являются важнейшими источниками информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  2. дает обобщенные данные о хозяйственных средствах, которые служат основанием для составления других форм отчетности и проведения оперативной аналитической работы.
  3. дает возможность оперативного руководства деятельностью предприятия в течении отчетного периода.

        Бухгалтерский баланс это источник  информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.

      По  своему строению баланс имеет вид  двухсторонней таблицы, в левой части которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации; она называется активом баланса. Актив признается в бухгалтерском балансе тогда, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда стоимость измерена с достаточной степенью надежности.

      Правая  часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. В нашей стране он имеет форму двусторонней таблицы:

  Актив     Пассив  
Средства Сумма Источники Сумма
       
 

 
  

      Особенностью  баланса  является равенство актива и пассива. Такое равенство объясняется тем, что в обеих частях баланса отражаются одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по разным признакам, в активе они группируются по вещественному составу и функциональной роли, т.е. в чем они размещены, а в пассиве группируются по источникам их образования, т.е. от кого и сколько получено средств. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Такое балансовое уравнение можно выразить так:

Активы (экономические ресурсы) = финансовые обязательства (привлеченный капитал) + собственный  капитал

    Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве является статьёй баланса.   Средства и  источники  на основе экономической классификации и однородности сгруппированы в балансе в определенные группы (разделы).

   1-й раздел АБ – внеоборотные  активы, 2-й раздел АБ – оборотные активы

   1-й раздел ПБ – капиталы и резервы, 2-й раздел ПБ – долгосрочные обязательства, 3-й раздел ПБ – краткосрочные обязательства

      При составлении баланса следует  исходить из требований:

      правдивости баланса – все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;

      реальности  баланса, т.е. оценка его статей, соответствует действительности;

      единства  баланса – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

      преемственности баланса – каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

      ясность баланса – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователями информации. 

2вопрос. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

    Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей итоги баланса могут меняться.    Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или величину источников его образования. При этом они могут находиться одновременно как в активе, так и в пассиве. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа:

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"