Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:35, курс лекций
теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в системе управления организацией.
1)Капитал и резервы ( источники собственных средств, принадлежащие организации. К ним относятся:
-уставный капитал;
-добавочный капитал;
-резервный капитал;
-нераспределенная прибыль;
-непокрытый убыток.
2)Обязательства организации (долгосрочные и крсткосрочные) — источники заемных средств. Они могут выступать в следующих видах:
а)кредиты банков (долгосрочные, краткосрочные);
б)заемные средства (долгосрочные, краткосрочные);
в)кредиторская задолженность, возникшая при коммерческих расчетах с поставщиками и прочими кредиторами;
г)обязательства по
распределению, возникшие в результате
текущих расчетных операций, например
задолженность персоналу по оплате труда
и т.п.
Характеристика капитала (источников собственных средств).
1.Уставный капитал – величина, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей предприятия. Законодательно установлена минимальная величина уставного капитала.
1. Для АО открытого типа (ОАО) и с участием иностранных инвесторов (независимо от типа АО) – 1000 МРОТ. МРОТ принимается равным 100р.
2. Для АО закрытого типа (ЗАО) и ООО – 100 МРОТ или 10,000р.
2. Добавочный капитал – прирост капитала организации, образовавшийся в результате переоценки необоротных активов (переоценка основных средств).
3.Резервный капитал (обязательный, добровольный) в т.ч. резервы, образованные законодательством и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами. Формируется за счет чистой прибыли и отчисляется не менее 5% в год. АО обязано согласно законодательству создавать резервный капитал (обязательный) для покрытия общих балансовых убытков. Формируется за счет чистой прибыли. Его размер определяется уставом организации составляет не менее 5% от уставного капитала. Формируется путем ежегодных отчислений в размере не менее 5% чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом.
Для других хозяйствующих субъектов создание резервного капитала не обязательно (добровольный резервный капитал, его создают сами организации других орг. форм собственности, если это отражено в уставе и учетной политике).
4. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации, определяется как разница между доходами и расходами.
Убыток – это потеря части активов в результате нерационального хозяйствования или стихийных бедствий.
Характеристика обязательств – источников заемных средств.
Кредит - задолженность банку по средствам, полученным в денежной форме или в форме оплаты претензий, предъявленных организации.
Заемные средства – это средства, полученные от других юридических лиц в виде продажи акций, облигаций, отсрочки платежа, получения денежных средств.
Кредиторская задолженность по расчетным операциям:
а) поставщикам – организациям и физическим лицам, снабжающим данную организацию товарно-материальными ценностями производственного назначения до момента оплаты этих ценностей.
б) прочим кредиторам – физическим и юридическим лицам, перед которыми данная организация имеет задолженность по ценностям, работам, услугам непроизводственного назначения.
К
кредиторской задолженности по расчетным
операциям относятся и
Отложенное налоговое обязательство – та часть налога на прибыль, которая должна привезти к увеличению платежа в следующих отчетных периодах (4-ый раздел пассива, долгосрочные обязательства, код 515).
Хозяйственная деятельность включает три процесса:
1. Заготовление (снабжение) – совокупность операций, в результате которых в организации создаются производственные запасы. Его цель – заготовка предметов труда до использования в производстве они принимают форму производственных запасов. В процессе снабжения формируется фактическая стоимость (стоимость ценностей, приобретаемых у поставщиков по покупным ценам + расходы по их доставке, по уплате наценок снабженческим или посредническим организациям) заготовленных материальных ценностей.
2. Производство (оказание услуг, выполнение работ) – это совокупность операций, в результате которых производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги, для осуществления которых была создана организация. В процессе производства Организация несет расходы, связанные с оплатой труда работникам, потреблением предметов труда, использованием средств труда. Эти расходы называются издержками производства. В результате их учета появляется возможность определить себестоимость выпускаемой продукции.
3. Продажа (реализация) – это совокупность операций, в результате которых произведенная продукция продается потребителям и определяется финансовый результат деятельности организации от ее производства и сбыта.
Продажная цена = плановая (полная) себестоимость + плановая прибыль (без НДС).
Плановая себестоимость = производственная себестоимость + расходы на продажу.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность правил и технических приемов, при помощи которых решаются различные задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом.
К ним относятся:
Обеспечивают сбор первичной, исходной информации для последующей обработки.
Обеспечивает стоимостное измерение полученной информации
Обеспечивают систематизацию и начальное обобщение первичной информации.
Обеспечивают систематическое обобщение и предоставление информации в обозрмом виде.
1)Документирование – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. На какждую операцию или однородную группу составляются документы по установленной форме (накладные, акты, наряды, счета-фактуры и т.д.) Бухгалтерский документ позволяет юридически доказательно подтвердить факты и право на их свержение.
Обязательные реквизиты бухгалтерского документа:
- наименование и номер документа
- место составления
- краткая
характеристика хозяйственной
- ее основание
- количественная
характеристика хозяйственной
- подписи ответственных лиц.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не предоставляется возможным, то непосредственно по окончанию операции.
В денежных и банковских документах не допускаются исправления. В остальных документах они допускаются при подтверждении подписей и записей, при этом применяется корректурный метод исправления ошибок, т.е. ошибочная запись зачеркивается одной чертй и рядом делается правильная запись.
Организованная система создания, проверки и обработки всех бухгалтерских документов представляет собой документооборот.
3)Инвентаризация имущества и обязательств – это систематическая проверка наличия средств в натуре и сопоставления наличных остатков с учетными данными. Используется для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.
Этапы инвентаризации:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости, на дату проведения инвентаризации и, соответственно, сумма зачисляется на финансовые результаты (прибыль).
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства (расходы). Сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал от взыскания убытков, то эти убытки списываются на финансовые результаты.
Классификация инвентаризации:
а) полные (проводятся 1 раз в год, перед составлением бухгалтерской отчетности. Охватывает все виды средств).
б) частичные (охватывают отдельные виды средств или только часть средств на определенном участке производства).
2) По времени проведения:
а) плановые
б) внезапные.
Проведение инвентаризации обязательно:
Денежная оценка – это способ выражения хозяйственных средств в обобщенном денежном измерителе. Используется для получения связных показателей по различным хозяйственным операциям и средствам.
При помощи оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в стоимостные. Она дает возможность обобщать в едином стоимостном показателе различные виды материальных ценностей. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций производится в валюте, действующей на территории РФ. Законодательством разрешено округлять рубли до целых.
Принципы денежной оценки:
- в различных отраслях
- на различных предприятиях
- на
отдельных этапах