Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:35, курс лекций

Описание

теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в системе управления организацией.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 73.62 Кб (Скачать документ)

    Активные  счета подразделяются:

    -инвентарные  - описывающие имущество предприятия  (01, 04, 10);

    -денежные - которые  учитывают деньги в кассе, на  расчетных, валютных и других  счетах (50, 51, 52, 55);

    -затратные  (калькуляционные) — они отражают  затраты на производство продукции  (08, 20, 23);

    -собирательно-распределительные  — они регистрируют накладные  расходы (25, 26);

    -отдельно-регулирующие (контрарные) — уменьшающие оценку средств, указанную на регулируемом счете. Они используются для регулирования активных и пассивных счетов (02->01, 05->04);

    -расчетные  — счета, фиксирующие расчеты  (62, 60, 66, 67, 68, 70);

    Пассивные счета подразделяются:

    -фондовые - которые описывают источники  средств (80, 82, 83);

    -ссудные  — учитывающие кредиты и заемные  средства (66, 67). 

    Специфика добалансового учета.

    Материальные ценности, не принадлежащие предприятию, но находящиеся у него на ответственном хранении не включаются в состав балансовых объектов бухучета, но они требуют отдельного контроля, осуществляемого с помощью забалансовых счетов, фиксирующих приход и выбытие таких объектов.

    001 — арендованные основные средства

    002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

    003 — материалы, принятые в переработку

    004 — товары, принятые на комиссию

    005 — оборудование, принятое для  монтажа

    006 — бланки строгой отчетности

    007 — списанная убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов

    008 — обеспечение обязательств и  платежей полученные

    009 — обеспечение обязательств и  платежей выданные

    010 — износ основных средств

    011 — основные средства, сданные  в аренду 

    При ведении забалансовых счетов двойная  запись не используется. Пример: дебет 001 — принято на забалансовый счет арендованное основное средство.

    XVIII. Балансовое обобщение (баланс) как элемент метода бухучета

    Суть  балансового обобщения:l

  1. двойственный характер отражения, т.е. учитываемый объект отражается в двух аспектах: средства-источник
  2. уравненность показателей, т.е. общие итоги двух аспектов должны быть равны.
  3. Синтетичность, т.е. показатели имеют обобщенный характер

    Показатели  балансового обобщения характеризуются  в бух. учете и бух. балансе

    Бухгалтерский баланс:

    - как элемент метода — это способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и источников их формирования на определенную дату в стоимостном выражении.

    - как форма бухгалтерской отчетности — это совокупность взаимосвязанных показатеей, характеризующих состояние средств организации и источников их формирования на определенную дату в стоимостном выражении.

    Балансовое  уравнение: актив (средства)= пассиву (источникам средств)

    Валюта  баланса — это общий итог баланса по активу или/и пассиву

    Взаимосвязь счетов и баланса:

  1. внешняя, т.е. названия многих статей и счетов совпадают или близки по сути.
  2. Внутренняя, т.е. бухгалтерский баланс строится на основе полученной в результате отражения хозяйственных операций на счетах.
 

    Изменения в балансе под  влиянием хозяйственных  операций (характеристика типов хоз. операций)

    Не  смотря на разнообразие возможной корреспонденции  счетов их можно разделить на четыре типа:

    1)кореспондируют между собой только активные счета, в результате этого один объект (дебетовое сальдо по одному счету), а другой объект (по другому) уменьшается на сумму хозяйственной операции, при этом итог баланса не изменяется. Вид операции и тип операции — перемещение средств . Пример: получено с расчетного счета в кассу на выдачу зарплаты

    Д50 К.51

    А+Х-Х=П

    2)корреспондируют два пассивных счета. Один объект учета увеличивается, другой уменьшается, т.е. кредитовое сальдо по одному счету увеличивается а по другому уменьшается на сумму хозяйственной операции. Вид операции: изменение целевого назначения средств. Пример: получен краткосрочный кредит банка на погашение кредиторской задолженности перед поставщиком 20000 руб. (60,66).

    Д.60 К.66

    А=П+Х-Х

    3)корреспондируют один активный и один пассивный счет. Объекты учета увеличиваеются,т.е. Увеличивается дебетовое сальдо по активному и дебетвое сальдо по пассивному счетам на сумму хозяйственной операции. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной опреации по активу и пассиву. Вид операции — вложение средств. Пример: полученные от поставщика материалы на 20000 руб. Счета еще не оплачены. (60,10)

    Д.10 К.60

    А+Х=П+Х

    4)корреспондирует один активный и один пассивный счет. Объект уменьшается, т.е. Дебетовое сальдо по активному счету и кредитовое сальдо по пассивному уменьшаются на сумму хозяйственной операции. Итог баланса также уменьшается. Вид операции — изъятие средств. Пример: выдано из кассы заработная плата 30000р. (50,70)

    К.50 Д.70

    А-Х=П-Х 

    XIX. Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета.

    Отчетность  – совокупность форм отчетности, утвержденной в соответствии с действующим законодательством.

    Формы отчетности – талицы, показатели, которые утверждены действующим законодательством.

    Бухгалтерская отчетность - совокупность форм отчетности, в которой отражены по нарастающим итогам имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год)

    Порядок составления и  предоставления бухгалтерской отчетности регламентирован федеральным законом о бухгалтерском учете и положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Р.Ф.

    Состав  бухгалтерской отчетности

    
Квартальная отчетность Годовая отчетность
Бухгалтерский баланс (ф.№1) Бухгалтерский баланс (ф.№1)
Отчет о прибыли и убытках (ф.№2) Отчет о прибыли  и убытках (ф.№2)
Отчет о движении денежных средств (ф.№4) Положение к  бухгалтерскому балансу и отчету о прибыли и убытках (отчет  о движении капитала (ф.№3)) Отчет  о движении денежных средств (ф.№4)
- Приложение  к бухгалтерскому балансу (ф.№5)
- Отчет о целевом  использовании полученных средств (ф.№6)
- Итоговая часть  аудиторского заключения, выданая по результатам проверки бухгалтерской отчетности, обязательных по законодательству Р.Ф.
Пояснительная записка (за исключением малых предприятий) Пояснительная записка (за исключением малых предприятий)
 

    Содержание баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки определены в положении по бухгалтерскому учету (ПБУ №4/99).

    Отчетным  годом для всех предприятий считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

    Вновь созданным предприятиям после 1-ого  октября разрешается считать  отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

    Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. Они несут ответственность за правильность данных, отраженных в бухгалтерской отчетности.

    Годовая бухгалтерская отчетность в обязательном порядке преставляется:

  1. Учредителям (участником)
  2. Отделениям федерального агентства по налогам и сборам
  3. Органам государственной статистики

    Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом года.

    Квартальная – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

    Тема: Техника бухгалтерского учета

    XX. Учетные регистры, способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах.

    Для регистрации (записи) хозяйственных операций предназначены специальные таблицы, называемые учетными регистрами.

    Классификация учетных регистров:

  1. По внешнему виду:

    - свободные  листы

    - книги (3)

    - карточки

    2) По содержанию:

          - аналитического учета

          - синтетического учета

          - комбинированные

      1) Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карочки), материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов). На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств; а материально-ответственные - картотеку материалов, запасных частей, готовой продукции.  Карточки не скрепляются между собой и хранятся в специальном ящике – картотеке.

          2) Свободные листы  – учетные регистры большого формата с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для аналитического и синтетического учета, выполняют роль комбинирования регистров. К ним относятся:

    - журналы,  ордера

    -ведомости

    - машинограммы

    Свободные листы удобны в использовании  и позволяют распределять обязанности  между работниками. Это самый распространенный вид учетных регистров.

    3)Книги – сброшюрованные свободные листы определенного формата.  Применение их ограничено, так как работы по их введению выполняет 1 человек. Пример: главная книга - регистр синтетического учета; книга остатков материалов – регистр аналитического учета. Книга остатков материалов необходима для взаимосверки данных бухгалтерского учета  с данными оперативного складского учета, а также для контроля сохранности различных видов собственности. 

    Порядок и способы (техника) записи в учетные регистры, устанавливаются положением о документах и записях в бухгалтерском учете.

    Исправление ошибочных записей  в учетных регистрах

    При заполнении учетных регистров могут  быть сделаны ошибки. Они бывают:

  1. Локальные – искажение информации происходят только в 1-ом учетном регистре. Например, неправильно расставлена дата.
  2. Транзитные – ошибка автоматически проходит через несколько учетных регистров. Например: искажение записи любой суммы в журнале регистрации хозяйственных операций ведет к ошибкам на счетах и в балансе.

    Для исправления ошибок используются два способа:

  1. Для исправления локальных ошибок используются корректурный способ – неправильная запись зачеркивается и сверху ставится правильная запись
  2. Для исправления транзитных ошибок используется способ «Красное сторно» - сумма повторяется красными чернилами или берется в прямоугольник. Это значит, что она вычитается из предыдущей. Затем пишут правильную сумму уже обычными чернилами.

    XXII. Характеристика форм бухгалтерского учета

    Форма бухгалтерского учета  – это порядок сочетания различных видов взаимосвязанных учетных регистров, а также последовательностей и способы производства учетных записей.

    Основные  признаки формы бухгалтерского учета:

  1. Внешний вид учетных регистров (книги, карточки и т.д.)
  2. Форма учетных регистров (односторонняя, двухсторонняя, многократная и т.д.)
  3. Сочетание и взаимосвязь синтетического и аналитического учета
  4. Техника учетной регистрации (порядок записи, использование ПК)
  5. Связь учетных регистров с отчетностью

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"