Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:35, курс лекций

Описание

теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в системе управления организацией.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 73.62 Кб (Скачать документ)

    Виды  форм бухгалтерского учета:

  1. Простая форма учета или «Журнал-главная»
  2. Мемориально-ордерная
  3. Журнально-ордерная
  4. Таблично-автоматизированная
  5. Упрощенная

    Организациям предоставлено право выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать, совершенствовать учетные регистры, создавать программы регистрации и обработки информации. Однако должно соблюдаться условие – соблюдение общих методологических принципов в технике и технологии обработки информации.

    XXIII. Простая форма учета или «Журнал-главная»

    Используется  небольшими частными предприятиями. Журнал регистрации операций и главная  книга объеденены в один регистр – книгу учета хозяйственных операций.

    Учет  максимально упрощен, все хозяйственные  операции записываются в хронологическом  порядке по мере свершения с указанием  суммы, затем эта сумма проставляется  по дебету и кредиту соответствующих  счетов. Ежемесячно выводятся обороты  и рассчитываются остатки по счетам.

    XXIV. Мемориально ордерная форма.

    На  основании первичных документов составляются мемориальные ордера, которые  записываются в регистрационный журнал, затем по данным синтетических и аналитических счетов по окончанию месяца составляются оборотные ведомости, которые сверяются между собой. Данные отчета отличаются строгой последовательностью процесса учета, простотой и доступностью учетной техники. При ней легко осуществить разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

    Недостатки  формы:

  1. Трудоемкость учета, вызываемая много кратным дублированием одних и тех же записей (в регистрационном журнале, в мемориальных ордерах, в синтетических и аналитических регистрах)
  2. Отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета, частое его отставание от синтетического учета
  3. Отсутствие в формах регистров аналитического учета показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности

    XXV. Журнально-ордерная форма отчета.

        Характеристика  данной формы учета:

  1. Применение для учета хозяйственных операций журналов ордеров, запись в которых производится только по кредитовому признаку
  2. Совмещение в ряде журналов ордеров синтетического и аналитического учета
  3. Отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций, необходимых для контроля и составления отчетности

   Недостатки:

  1. Сложность и громоздкость построения журналов ордеров
  2. Неполная решенность вопроса совмещения аналитического и синтетического учета
  3. Затрудненность автоматизации учета

        XXVI. Таблично автоматизированная  форма учета создана на базе использования ЭВМ, они позволят накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, свободных листах, книгах)

        Особенности:

  1. Наличие памяти у ЭВМ, в которой хранится итоговая информация
  2. Значительное ускорение обработки исходных данных
  3. Печать информации по мере ее надобности
  4. Составление форм баланса и отчетности

        В настоящее время на отечественном  рынке появилось значительное количество бухгалтерских программ

    XXVII. Упрощенная форма

    Используется  предприятиями малого бизнеса, при  ней ведется лишь два вида учетных  регистров

  1. Книга учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета)
  2. Ведомости учета соответствующих объектов (регистры аналитического учета)

        Ведомости при данной форме учета:

  1. Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф.№в-1)
  2. Ведомость учета производственных запасавов и готовой продукции, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф.№в-2)
  3. Ведомость учета затрат на производство (ф.»в-3)
  4. Ведомость учета денежных средств и фондов
  5. Ведомость учета расчетов и прочих операций
  6. Ведомость учета реализации
  7. Ведомость учета расчетов с поставщиками
  8. Ведомость учета оплаты труда
  9. Ведомость (шахматная)

    XXVIII. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

    Бухгалтерский учет на малых предприятиях ведется  согласно единым методологическим основам и порядкам, установленным:

  1. Положениям по бухгалтерскому учету
  2. Типовым планом счетов

    Малые предприятия могут также использовать рабочий план счетов бухгалтерского учета. В этом плане предусмотрено, что отдельные бухгалтерские  счета, вошедшие в него, должны выполнять  помимо своих учетных задач также  функции ряда групп счетов не вошедших в план. Например:

  1. При наличии у предприятия нематериальных активов (04) их учет ведется на счете 01.
  2. На счете амортизации основных средств (02) ведется также учет амортизации нематериальных активов (05)
  3. На счете 76 – расчеты с различными кредиторами и дебиторами – могут вестись расчеты:
    • По авансам выданным и полученным (60)
    • С подотчетными лицами (71)
    • С учредителями (75)
    • По недостачам (94)

    Рабочий план счетов может быть использован  каждым предприятием лишь как основа для разработки своего собственного рабочего плана. Допускается применение рабочего плана с большим или меньшим количеством счетов, чем предлагается, однако выбранная предприятием группировка счетов должна обеспечить учет всех хозяйственных операций, осуществляемых в процессе деятельности организации.

    XXIX. Понятие, формирование и раскрытие учетной политики организации.

    Учетная политика – выбор организацией вариантов учета и оценки объекта учета, по которой разрешена вариантность, а также выбор формы техники ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных требований и допущений и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения и др.)

    Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики установлены в ПБУ №1.08 (ПБУ 1/94 – учетная политика предприятия; 1/98 1/08)

    Способы ведения бухгалтерского учета, отраженные в  учетной политике:

  1. Составление рабочего плана счетов на основе типового плана счетов
  2. Выбор используемых учетных регистров с последовательностью записей (формы бухгалтерского учета)
  3. Выбор способа погашения стоимости основных средств и нематериальных активов

    Учетная политика организации формируется  ее руководителями (разрабатывает бухгалтер, главный бухгалтер, а подписывает  руководитель). Оформляется соответствующей  организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением, положением и пр.)

    Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные организацией при формировании учетной политики применяются с 1.01. года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа.

    Вновь созданная организация оформляет  избранную ею учетную политику не познее 90 дней со дня государственной регистрации.

    Случаи  изменения учетной  политики организации:

  1. Реорганизация (слияние, разделение, присоединение) организации
  2. Смена собственника
  3. Изменения в законодательстве РФ или в системе нормативного регулирования бух. учета в РФ
  4. Разработка новых способов бухгалтерского учета

    Состав  и содержание, подлежащие раскрытию в составе бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).

    XXX.Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета

    В настоящее время существует три  основные модели бухгалтерского учета:

  1. Англо-американская (Великобритания, США, Голландия, Австралия). Она основана на удовлетворении потребностей мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Для нее характерна максимальная степень и качество раскрытия информации, а также сравнительно невысокая степень государственного вмешательства.
  2. Континентальная (Германия, Франция, Россия, Япония). Основными финансовыми донорами в большинстве европейских стран являются банки. Меньшая актуальность общедоступной информации для банков, которые обычно принимают участие в управлении предприятиями, которые они кредитуют, приводит к тому, что качество раскрытия информации в этих странах ниже, а государство предпринимает определенные усилия по его увеличению.
  3. Южно-Американская (Бразилия, Аргентина, Чили). Отличие этой модели в том, что она четко сориентирована на нужды государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая унифицированность и меньшая сложность отчетности.

    В эпоху политических, экономических и  технических перемен, происходящих в мире, роль бухгалтерского учета возрастает, увеличивается потребность в получении новой информации в самых различных сферах деятельности. К началу 70-х годов 20в. Различия в учетных системах разных стран стали мешать:

  1. Расширению мировых экономических связей
  2. Возникновению большого числа международных корпораций.

    Потребовалось устранение различий в национальных методологических и технических  приемах ведения учета. Возникла идея гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета. 29 июня 1973 года был  образован международный комитет  по разработке международных стандартов учета. В него вошли представители профессиональных организаций бухгалтеров 14 стран (США, Англия, Франция, Канада, Австралия, Германия, Япония и д.р.). Сейчас в него входят более ста членов из разных стран.

    Задача  разработчиков: предложить мировому сообществу образец ведения бухгалтерского учета. Гармонизация приводится в жизнь путем убеждения, безсилового насилия. Вопросами учета в международном масштабе занимаются ООН и организация экономического сотрудничества  и развития. Работа по унификации подходов к учету ведется также на региональном уровне. Директивы или законы ЕС являются обязательными для исполнения компаниями европейских стран членов ЕС. Региональные организации существуют также в Африке, Южной Америке, странах Тихоокеанского региона. Таким образом в каждой стране действует своя национальная система учета со своими индивидуальными особенностями, однако можно выделить концептуальные основы или единые принципы, на которых строится финансовый учет и составляется финансовая отчетность, и которые признаются как во всех странах, так и на международном уровне.

    XXXI. Задача адаптации бухгалтерского учета России к международным стандартам.

    В современной России формируется  основные направления изменений  в хозяйственном механизме. К факторам, влияющим на эти изменения, относятся:

  1. Смена социально-экономических отношений
  2. Поворот экономики к внешнему миру
  3. Осознание ее взаимосвязи с мировой хозяйственной системой

    В системе бухгалтерского учета и  отчетности одним из таких направлений  является использование международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"