Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:35, курс лекций

Описание

теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в системе управления организацией.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 73.62 Кб (Скачать документ)

    2) принцип реальности  – т.е. оценка в основном базируется на фактической себестоимости.

    XV. Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета.

    Калькуляция – это способ измерения себестоимости путем обобщения разнородных затрат в едином денежном измерителе и группировки их по видам продукции, работ, услуг.

    Виды  группировки затрат:

  1. По объектам является основным видом группировки затрат для расчета себестоимости. Показывает себестоимость чего определяется. В качестве объектов калькуляции выступают:

    - один продукт

    - комплекс  продуктов

    - изделие

    - часть изделия

    - группа (серия)  изделий

    - вид услуг

    2)  по элемента затрат отражает информацию о том, что израсходовано и сколько. В настоя  щее время предусмотрено следующие элементы:

        - материальные  затраты за вычетом стоимости  полезных отходов

        - расходы  на оплату труда

        - отчисления  на социальные страховки и  социальное обеспечение

        - амортизация  основных фондов

        - прочие  расходы

    3) по видам затрат (статьям себестоимости) отражает информацию о назначении затрат, о их роли в формировании себестоимости. Отвечает на вопрос: на что и сколько израсходовано. В настоящее время используются следующие статьи:

        - материальные  затраты на изготовление продукции

        - зарплата  рабочих, изготавливающих продукцию

        - отчисления на зарплату рабочих, на социальное страхование и обеспечение.

        - расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования

        - общепроизводственные  расходы

        - общехозяйственные  расходы

        - расходы  на продажу 

    Производственная  себестоимость характеризует состав и величину затрат, осуществляемых в ходе производства.

    Полная  себестоимость больше производственной на величину затрат, связанных с  продажей продукции.

    XVI. Счета как элемент метода бухгалтерского учета.

    Инофрмация, необходимая для принятия управленческого решения, должна накапливаться и храниться в системах хранения бухгалтерской информации. Состоит из счетов.

    Счет – это способ отражения и группировки показателей хозяйственных операций по экономически однородным объектам средсв и источников. В связи с большим количеством объектов учета используется большое количество счетов. Количество счетов, их номера, названия и содержание регламентируются в нашей стране государством. Они оформляются в виде планов счетов, к нему разрабатывается инструкция по применению. Используется план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Мин.Фин.а РФ от 31.10.2000 г №94н. Введен в действие с 1.01.2001 г. Счет внешне представляетиз себя таблицу.

    Элементами  счета являются:

  1. Наименование
  2. Номер

    Эти два элемента позволяют определить объект учета.

  1. Две части:

    а) левая часть  таблицы – дебет

    б) правая часть  таблицы – кредит

    Эти две части позволяют группировать показатели хозяйственных операций (приход, расход).

  1. Показатели счета:

    а) Сальдо – показывает величину остатка или наличие объекта учета на определенную дату, обычно на начало или конец отчетного периода. Остатки (сальдо) на счетах бухгалтерского учета определяются на первое число каждого месяца.

    Порядок расчета сальдо следующий: сальдо = сальдо начальное + одноименный оборот – противоположный оборот.

    б) показатели хозяйственной  операции – показывает величину единичного изменения объекта учета

    в) оборот – показывает величину суммарного однократного измерения объекта учета, движение объекта учета.

    Порядок его расчета: оборот = сумма показателей хозяйственных операций, записанных по одной стороне счета.

    Пример  оформления счета

    Наименование

    Номер

    Касса

    50

    Дебет Кредит
    На 1.02 Сальдо начальное 1  
    1. 500
    2. 800
    1. 500
    2. 350
    3. 50
      Оброт 1300
      Оборот 900
    На 1.03 сальдо 401  
 

                

    Классификация счетов

    Все счета делятся:

    1) по характеру учитываемых объектов на:

     -активные

     -пассивные

     -активно-пассивные

    2) По степени детализации показателей:

     -синтетические

    -субсчета

     -аналитические

    Характеристика  активных, пассивных  и активно-пассивных  счетов (по отношению  к балансу)

    Активные  счета предназначены для учета хозяйственной по их составу и размещению. Сальдо по ним всегда находится в дебете счета (дебетовое сальдо). Сальдо по активным счетам отражаются в активе баланса, например:

    01 основные средства

    10 материалы

    50 касса

    51 расчетный счет

    Сальдо  па активным счетам рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо на начала отчетного периода прибавляются обороты по дебету счета и вычитаются обороты по кредиту. Получается сальдо по дебету счета на конец отчетного периода.

    Пассивные счета используются для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. По пассивным счетам сальдо всегда кредитовое, отражается в пассиве баланса. Пример:

    02 амортизация основных средств

    05 амортизация нематериальных активов

    70 расчеты с персоналом по оплате труда и т.д.

    Сальдо  по пассивным счетам определяется прибавлением к кредитовому сальдо на начало отчетного периода оборотов по кредиту счета и вычитанием из полученного итога оборотов по дебету счета.

    По  Активно-пассивным  счетам объект учета в разные периоды времени в разных ситуациях имеет разный характер. Сальдо по ним может быть как дебетовое так и кредитовое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое). Пример:

    71 расчеты с подотчетными лицами

    75 расчеты с учредителями

    76 расчеты с разными дебиторами  и кредиторами

    Сальдо  по активно-пассивным  счетам отражаются либо в активе либо в пассиве баланса, либо в активе и пассиве баланса одновременно (развернутое сальдо по счетам). Например по счету «76 расчеты с разными кредиторами и дебиторами» у предприятия может быть или дебеторская задолженность (когда предприятию кто-нибудь должен), или кредиторская (когда должно предприятие), либо и дебеторская и кредиторская задолженность (когда одни клиенты должны предприятию, а по другим числится задолженность предприятия). 

    Характеристика  аналитических, синтетических  и субсчетов

    Синтетические счета (счета первого уровня) обеспечивают получение обобщающих показателей, характеризующих состояние объекта учета, они отражены в плане счетов. Имеют только стоимостное выражение.

    Субсчета (счета 2-го уровня) обладают признаками синтетических и аналитических счетов, отражены в плане счетов. Имеют только стоимостное выражение.

    Аналитические счета (счета 3-го уровня и ниже) анализируют данные синтетических счетов, например «10.1.1 ткань шелковая, 10.1.2 фурнитура, 10.1.3 ткань х/б». Аналитические счета имеют не только стоимостное, но и количественное выражение.

    Запись  на синтетические и аналитические  счета производится на основе одних и тех же документов, учет на счетах синтетического учета называется синтетическим, а на аналитических — аналитическим.

    Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны  между собой:

    1)по  внешнему виду(т.е. имеют 2 части(дебет, кредит), обороты и сальдо);

    2)по  связям между счетами разного  уровня (сумма оборотов и сальдо  всех аналитических счетов равна соответственно оборотам и сальдо синтетического счета).

    XVII. Двойная запись как элемент метода бухучета

    Хозяйственные операции записываются на счетах бухучета одновременно по дебету одного счета  и по кредиту другого счета. Это  называется двойной записью. Она  обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйствнной деятельности предприятия. Имеет большое значение для контроля, т.к. сумма оборотов по дебету всех счетов должна равняться сумме оборотов по кредиту всех счетов. Если такого равенства нет, то это свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или в подсчетах итогов. 

    Схема записи на счетах

    Активных

    
    Д     К
    Сальдо

    +

    (приход)увеличение

    Сальдо

    -

    расход

 

    Пассивных

    
    Д     К
    -

    (уменьшение)

    Сальдо

    +

    увеличение

 

    Взаимная  связь между счетами, возникающая  под влияние хозяйственной операции называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает  такая связь называют корреспондирующими счетами.

    Классификаци счетов

    Все счета в зависимости от назначения и структуры делятся на:

    -основные — используются для учета и контроля за наличием и движением средств и их источников, а так же за состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами;

    Бывают:

    -инвентарные;

    -фондовые;

    -расчетов.

    -регулирующие — используются для характеристики объектов учета, т.е. для уточнения оценки средств на основных счетах (02 — амортизация основных средств);

    Бывают:

    -контрарные.

    -операционные — они объединяют распределительные и калькуляционные счета;

    Делятся:

         -распределительные:

           а)собирательно-распределительные;

           б)бюджетно-распределительные;

         -калькуляционные.

    -финансово-результативные — используются для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.

    Делятся:

    -сопоставляющие (90, 91);

    -счет  прибыли и убытки. 

    Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. Активно-пассивные счета предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"