Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание

Расчеты с покупателями и заказчиками могут выполняться с предварительной оплатой либо оплатой после отгрузки товаров/оказания услуг согласно с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Порядок возникновения дебиторской задолженности зависит от метода определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, или за момент реализации принимается момент ее отгрузки. Расчеты с покупателями и заказчиками являются знaчительными источниками финансирования деятельности предприятий и играют большую роль в обеспечении ее финансово-хозяйственной деятельности.
Целью курсовой работы является исследование методики аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками, проведение аудиторской проверки

Работа состоит из  1 файл

расчеты с покупателями и заказчиками.docx

— 154.70 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические основы аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………..5

1.1. Значение, цель, задачи  и источники информации аудита  учета расчетов с покупателями  и заказчиками…………………………... ………………………..5

1.2. Нормативное регулирование  аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками..............................................................................................................8

1.3. Методические приемы  аудита расчетов с покупателями  и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств……………………………….14

Глава 2. Организация аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «Алтайский вернисаж» ………...….……20

2.1. Экономическая характеристика ООО «Алтайский вернисаж»… ……….20

2.2. Планирование аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Алтайский вернисаж» …………………………………...26

Глава 3. Аудиторская проверка учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Алтайский вернисаж»……………………………………………… …...32

3.1. Аудит учета расчетов  с покупателями и заказчиками в ООО «Алтайский вернисаж»…………………………………………………………… …………..32

3.2 Итоги аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Алтайский вернисаж»…………………………………...36

3.3. Пути совершенствования  системы бухгалтерского учета  и аудита на предприятии……………………………………………………………………...40

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………...49

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая коммерческая организация  направлена на получение прибыли, а  соответственно на мобилизация покупателей  и заказчиков. Важно не только найти  покупателей, но и заинтересовать их совместной работой на длительный срок. Для этого необходимо находить к  любому покупателю персональный подход, понять, что для них знaчительнее, в отдельных случаях пойти  им навстречу, но вместе с этим учитывать  интересы своей организации.

Расчеты с покупателями и  заказчиками могут выполняться  с предварительной оплатой либо оплатой после отгрузки товаров/оказания услуг согласно с условиями заключенных  договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками  зависит от выбранного метода учета  реализации продукции. Порядок возникновения  дебиторской задолженности зависит  от метода определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции  может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, или  за момент реализации принимается момент ее отгрузки. Расчеты с покупателями и заказчиками являются знaчительными источниками финансирования деятельности предприятий и играют большую роль в обеспечении ее финансово-хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является исследование методики аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками, проведение аудиторской проверки в ООО «Алтайский вернисаж» и подведение итогов проверки.

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические основы аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками; 
  • ознакомиться с нормативным регулированием  и методическими приемами аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • провести планирование и аудиторскую проверку учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Алтайский вернисаж»;
  • подвести итоги аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Алтайский вернисаж».

Объект исследования учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Алтайский вернисаж». Предметом исследования выступают методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками. Период проведения проверки с 01.01.12 по 31.12.12 год.

Методологическая основа исследования: нормативно правовые и законодательные акты, монографии ведущих отечественных экономистов, а также статьи в периодических печатных журналов.

Информационная основа исследования: учредительные документы, первичные документы, регистры учета и бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Алтайский вернисаж».

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава исследования включает в себя теоретические основы аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками. Раскрыты значение, цели, задачи и источники информации, нормативные документы и методические приемы аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками. Вторя глава посвящена экономической характеристике организации, проведено планирование аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками  в ООО «Алтайский вернисаж». В третьей главе описан процесс аудита, подведены итоги и предложены пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии ООО «Алтайский вернисаж» в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  основы аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

1.1. Значение, цель, задачи и источники информации аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности в предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода  от момента отгрузки продукции к  моменту поступления платежа  средства предприятия находятся  в виде дебиторской задолженности.

Организации и лица, имеющие  задолженность перед компанией, называются дебиторами. Покупатели и  заказчики представляют собой основную категорию дебиторов коммерческой организации. Соответственно, расчеты  с покупателями и заказчиками  возникают в хозяйственной деятельности предприятия при погашении дебиторской  задолженности.

Дебиторская задолженность  представляет собой совокупность обязательств третьих лиц перед организацией и обладает следующими основными  характеристиками:

  • возникает на основании договора, закона или деликта;
  • является частью активов предприятия, важной компонентой оборотного капитала;
  • часто рассматривается как иммобилизованные оборотные средства компании, посредством которых осуществляется кредитование ее контрагентов;
  • является отражением определенных транзакций на счетах бухгалтерского учета;
  • влияет на результаты деятельности предприятия, на его финансовое состояние;
  • может быть оценена различными способами, что влияет на величину задолженности в стоимостном выражении;
  • может являться предметом манипуляций со стороны руководства компании, так как содержит оценочную величину – резерв по сомнительным долгам

Расчеты с покупателями и  заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ. Иными словами, это договора, по которым предприятие получает выручку.

Дебиторская задолженность  может возникать как при предоставлении покупателю (заказчику) отсрочки платежа, так и при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам. В  первом случае задолженность представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате. Во втором случае задолженность - это  ни что иное, как товары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны  поставить организации. Дебиторская  задолженность может возникать  на основании договора, закона или  деликта.

Срок, в течение которого дебиторская задолженность отражается в учете и отчетности, обычно определяется договорными отношениями или  нормативными актами. Так, условиями  договора может быть предусмотрено  возникновение обязательства покупателя по оплате товара в момент отгрузки. В этом случае дебиторская задолженность  возникнет в момент отгрузки и  будет отражаться в учете до момента  перечисления средств покупателем, т.е. до момента погашения обязательства. Признание дебиторской задолженности  в учете всегда тесно связано  с возникновением, изменением или  прекращением гражданских правоотношений. Что касается нормативных сроков, то здесь самым ярким примером служит срок исковой давности, по истечении  которого безнадежная задолженность  списывается с учета.

В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности  возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового  контроля, то есть аудита.

Аудит является независимой  экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными  на то лицами (аудиторами) с целью  подтверждения ее достоверности  для государственных налоговых  органов и владельцев. Другими  словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и  экономическим службам предприятия  относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового  и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также  дает возможность дать оценку имущества  во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности.

Аудит, кроме того, охватывает такие основные вопросы: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также  соблюдения ими действующего законодательства.

Основная цель проверки –  установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

1) проверка правильности  оформления первичных документов  по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

2) подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета  дебиторской задолженности; 

3) оценка правильности  оформления и отражения в учете  предъявленных претензий. 

Источниками информации являются: Положение о бухгалтерском учете; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Чтобы наметить направления  проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление  о состоянии расчетов на предприятии.

При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя.

Аудитор должен проверить  правильность отражения в учете  сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли - продажи), срок исполнения по которым покупателям превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг).

Аудитор путем изучения первичных  документов и учетных регистров  выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансом полученных. Полученные авансы, отражаемые на счете 62 субсчет «Авансы полученные» [16].

Условно аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками  можно разбить на 3 этапа: планирование аудита, проведение аудита по существу и завершение аудита.

 

1.2. Нормативное  регулирование аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

В ходе ведения хозяйственной  деятельности при расчетах с покупателями и заказчиками возникает дебиторская  задолженность порядок постановки на учет, оценка, списание которой, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);[4]. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.

2. Согласно ГК РФ [1], обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями. Например: выручка от реализации продукции принимается для учета только при условии отгрузки продукции.

Следовательно, если продукция  отгружена, но расчетные документы  не предъявлены поставщиком покупателю к оплате, выручка для целей  бухгалтерского учета - признается.

Информация о работе Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками