Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции на примере ИП «Богомолова Г.И.»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:54, дипломная работа

Описание

связи с этим целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на конкретном предприятии – Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции, а также проведение экономического анализа выпуска и продаж готовой продукции.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ);
- рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
- оценить качество учета выпуска готовой продукции на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование, и предложить меры по регулированию учетного процесса;
- провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
- дать оценку ритмичности работы предприятия;
- выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Копия Введение иии отправила.doc

— 755.00 Кб (Скачать документ)
"justify">     Он  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В настоящей дипломной работе я применяю среднегеометрическую взвешенную.

     Для наглядности динамика товарной и  валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

     В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

     Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл                (1)

     Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

При анализе  товарной продукции устанавливают  выполнение плана по номенклатуре и  ассортименту продукции.

     Методика  анализа ассортимента и структуры  продукции 

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту, продукции являются внутренние (недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии, недостаток средств, недостатки в системе управления и материального стимулирования) и внешние (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) причины.

     Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

     Увеличение  объема выпуска (продаж) по одним видам  и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

     Изменение структуры выпуска оказывает  большое влияние на все экономические показатели:

объем выпуска в стоимостной оценке;

материалоемкость;

себестоимость товарной продукции;

прибыль;

рентабельность.

     Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

     Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл           (2)

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл        (3)

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл         (4)

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф                (5)

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл            (6)

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1     (7)

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2              (8)

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл        (9)

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц                                  (10)

D ВП DV = D V * УД * Ц пл                                                (11)

D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл                                           (12)

D ВП DЦ = V ф * УДф * DЦ                                                (13)

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП                         (14)

где D ВП – изменение валовой продукции,

D V – изменение объема производства,

D Ц – изменение цены на продукцию.

     Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

     Методика  анализа качества произведенной продукции.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Качество  продукции – понятие, которое  характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный  вес новой продукции в общем  ее выпуске;

удельный  вес продукции высшей категории  качества;

средневзвешенный  балл продукции;

средний коэффициент сортности;

удельный  вес аттестованной и неатестованной продукции;

удельный  вес сертифицированной продукции;

удельный  вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

удельный  вес экспортируемой продукции, в  том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка  в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в  работе);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность  изделий.

     Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

     Одна  из задач анализа – изучить  динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

     Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству, а также отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Информация о работе Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции на примере ИП «Богомолова Г.И.»