Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции на примере ИП «Богомолова Г.И.»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:54, дипломная работа

Описание

связи с этим целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на конкретном предприятии – Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции, а также проведение экономического анализа выпуска и продаж готовой продукции.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ);
- рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
- оценить качество учета выпуска готовой продукции на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование, и предложить меры по регулированию учетного процесса;
- провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
- дать оценку ритмичности работы предприятия;
- выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Копия Введение иии отправила.doc

— 755.00 Кб (Скачать документ)

     Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 – Ц0) * К1                                          (15)

DВ = (Ц1 – Ц0) * VРП                                         (16)

DП = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1] (17)

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия  до и после изменения качества;

С0 и  С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 –  количество произведенной продукции  повышенного качества;

VРП1 - объем  реализации продукции повышенного  качества.

     Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

     Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

     Методика  анализа ритмичности работы предприятия

При изучении деятельности предприятия важен  анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Анализ  рассматривает скрытые причины  неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:

снижается качество продукции;

увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;

не выполняются  поставки по договорам, и предприятие  платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

несвоевременно  поступает выручка;

перерасходуется фонд заработной платы в связи  с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это  приводит к повышению себестоимости  продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели.

     Прямые  показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Коэффициент ритмичности – определяется путем  суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

     Коэффициент вариации – определяется как отношение  среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности – как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

     Если  известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.

Внутренние  причины аритмичности – тяжелое  финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия  по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Далее после проведенного анализа следует  выявить резервы увеличения выпуска и реализации продукции на предприятии.

2. Учет и анализ выпуска и продаж готовой продукции ИП «Богомолова Г.И.»                                                                             2.1. Учет выпуска и продажи готовой продукции в ИП «Богомолова Г.И.»               

 

     ИП «Богомолова Г.И.» работает на рынке осветительного оборудования - производство промышленных и офисных светильников современного образца. Фирма специализируется на производстве светильников с люминесцентными лампами и точечных с лампами накаливания. Фирма занимается также ремонтом светильников.

     До  июня 2006 года был осуществлен ремонт цеха и комплектация необходимым оборудованием (револьверно-долбежный пресс, механические и гибочные прессы, покрасочная линия). В июле 2005 года была выпущена первая продукция. Для обеспечения энергонезависимости предприятия были проведены работы по монтажу новой кабельной линии и собственной электроподстанции. Проведены работы по оборудованию участка упаковочных материалов, что обеспечило независимость предприятия от перебоев с поставкой тары и позволило расширить количество типоразмеров упаковочной тары и снизить конечную себестоимость продукции.

     Сбыт  продукции в основном осуществляется через московского стратегического партнера во все регионы России.

     Так как в России существуют несколько  конкурентов, выпускающих подобную продукцию, и ведутся перманентные ценовые войны, то фирма для успешной работы на рынке ставит важнейшими своими задачами снижение издержек, повышение качества и общий рост эффективности всего производственного процесса.

     ИП  «Богомолова Г.И.» с момента  государственной регистрации, имеет расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, круглую печать, содержащую полное фирменное название.

     В собственности предприятия находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счет личных средств, вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских средств, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.

Основные  технико-экономические показатели ИП «Богомолова Г.И.» за 2007-2008 г.г. представлены в таблице 1.

     Из  данных таблицы видно следующее.

Выручка от продажи продукции на ИП «Богомолова Г.И.» увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 12,4%. Показатель проданной продукции на рубль стоимости основных фондов также возрос - на 4,1%. Такой рост является положительной динамикой.

     Численность промышленно-производственного персонала в ИП «Богомолова Г.И.» возросла в отчетном периоде на 7,1% за счет открытия собственного магазина.

Таблица 1

Основные  технико-экономические показатели ИП «Богомолова Г.И.»

Показатели 2006 2007 2008 2008 в % к 2006
1 2 3 4 5
1. Выручка от продаж, тыс.руб. 237 825 253 132 267 296 112,4
2.Стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб. 32 380 32 742 35 230 108,8
3. Реализованная продукция (объем продаж) на рубль стоимости основных фондов, тыс.руб. 7,3 7,7 7,6 104,1
4. Численность промышленно-производственного персонала, чел. 170 172 182 107,1
5. Объем продаж на одного работающего, тыс.руб. 1399 1472 1469 105
6. Среднемесячная оплата труда, руб. 4 764 5 345 6 287 132
7. Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 139 598 154 675 190 679 136,6
8. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 84 295 98 457 59 295 70,3
9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 58 097 53 042 55 617 95,7
10. Затраты на рубль реализованной  (проданной) продукции, тыс.руб. 0,59 0,61 0,71 120,3
11. Чистая прибыль 58 433 49 177 39 200 67,1
12. Рентабельность продаж, % 24,6 19,4 14,7 59,8
 
 

     Объем проданной продукции на одного работающего  вырос на 5%. Также выросла среднемесячная оплата труда на 32%. Однако темп роста проданной продукции оказывается меньше темпа роста ее полной себестоимости - соответственно 12,4% и 36,6%. Это также связано с расходами по открытию магазина. Из-за этого прибыль от продажи снизилась на 29,7% (100 – 70,3).

     Соответственно  затраты на 1 руб. проданной продукции  выросли на 20,3%, чистая прибыль предприятия  снизилась на 32,9% (100 – 67,1), а рентабельность продаж – на 40,2% (100 – 59,8).

     Следовательно, предприятию необходимо добиваться улучшения показателей финансовых результатов деятельности.

2.1.1. Первичный учет выпуска и продаж готовой продукции

 

     Выпущенная  из производства продукция ИП «Богомолова Г.И.» передается на склад готовой продукции и оформляется накопительной приемо-сдаточной накладной (Приложение 1), в которой производятся записи по каждой модели светильников.

     Складской учет ведется материально ответственными лицами на карточках учета продукции (Приложение 2). В них отражаются наличие и движение готовой продукции в штуках.

     Записи  в карточках производятся материально  ответственными лицами на основании документов о поступлении на склад и выбытии со склада готовых изделий по мере совершения операций. По окончании рабочего дня в карточках, где было отмечено движение продукции, выводится конечный остаток.

     Отпускаемая со склада продукция оформляется  первичными документами. Отдел сбыта  ИП «Богомолова Г.И.» на основании договора поставки и графика отгрузки продукции выписывает приказ-накладную (Приложение 3), где указываются покупатель, наименование продукции (изделий), количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию.

     Все первичные документы на отгруженную  продукцию передаются в бухгалтерию  для выписки расчетных документов (платежных требований, счетов).

     При предварительной оплате продавец выписывает счет, на основании которого покупатель перечисляет аванс за предстоящую отгрузку продукции, выполняемую работу. Кроме перечисленных первичных документов на отгружаемую готовую продукцию, поставщик (ИП «Богомолова Г.И.») оформляет счет-фактуру, используемую продавцом и покупателем для исчисления налога на добавленную стоимость. Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость, обязательно регистрируется в Журнале учета выставленных счетов – фактур (таблица 2). 
 

Информация о работе Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции на примере ИП «Богомолова Г.И.»