Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:02, курс лекций
Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации фактов хозяйственной деятельности, их группировка и обобщение
1. Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в учёте.
2. Понятие и задачи бухгалтерского учёта.
3. Требования и допущения в бухгалтерском учёте.
4. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Предмет бухгалтерского учёта.
7. Метод бухгалтерского учёта.
Сводные (или консолидированные) балансы составляются путем объединения балансов нескольких взаимосвязанных организаций.
По способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.
Бухгалтерский
баланс, включающий регулирующие статьи,
называется балансом-брутто, а без
регулирующих статей — балансом-нетто.
3. Типы изменений
баланса под влиянием
хозяйственных операций
Возникающие в процессе деятельности организации хозяйственные операции не нарушают равенство итогов актива и пассива, в то время как суммы отдельных статей и итогам баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса.
В зависимости от характера
изменений статей баланса
Первый тип – с расчетного счета деньги поступили в кассу (одна статья актива увеличится, а другая уменьшится, в результате итог баланса не меняется)
Второй тип – часть чистой прибыли присоединяется к резервному капиталу (одна в пассиве увеличится, а другая уменьшится, итог баланса не меняется)
Третий тип – поступили материалы от поставщика (одна статья увеличивается в активе, другая увеличивается в пассиве, итог баланса увеличится)
Четвертый тип – из кассы выплачена заработная плата (одна статья уменьшается в активе, другая уменьшается в пассиве, итог баланса уменьшается)
Бухгалтерский баланс отражает состояние имущества организации и ее обязательства за отчетный период. Однако в процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы - счета бухгалтерского учета, которые построены с учетом экономической однородности. Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.
Счета
бухгалтерского учета - это
способ текущего взаимосвязанного
отражения и группировки имущества по
составу и размещению, по источникам
его образования, а также хозяйственных
операций по качественно однородным признакам,
выраженным в денежных, натуральных и
трудовых измерителях.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 99 «Прибыли и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.
Каждый
счет представляет собой двустороннюю
таблицу. Левая сторона счета -
дебет (от лат. «должен»), правая
сторона - кредит (от лат. «верит»).
Дебет Счет 50 «Касса» Кредит
Остаток по счёту называется сальдо. Сальдо может быть начальным и конечным. Сумма всех записей по счёту называется оборотом. Он может быть дебетовый и кредитовый.
В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.
Счета являются активными по:
Д-т
|
В активных счетах сальдо может быть только дебетовое.
К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Нематериальные активы» и др.
Счета считаются пассивными по:
- экономическому содержанию, т.е. счета отражают учет имущества по источникам его образования;
- балансу, т.е. счета (статьи) расположены в пассивной части баланса.
Д-т К-т
|
К
пассивным относятся счета «
Существуют
активно-пассивные счета, которые
объединяют в себе признаки активных
и пассивных счетов. В этих счетах
остаток может быть и дебетовым,
и кредитовым. Например, счет «Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами» может
иметь два остатка: дебетовый
- показывает сумму дебиторской задолженности
и отражается в активе баланса, кредитовый
- сумму кредиторской задолженности и
отражается в пассиве.
По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.
Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их образования.
Двойная
запись способствует контролю за движением
хозяйственных средств и
Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д. Счета, между которыми наступила эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.
Бухгалтерская проводка (запись) есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
Порядок осуществления двойной записи:
3. План счетов
бухгалтерского учёта
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.
План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета в любой организации. Им обязаны руководствоваться организации различных отраслей народного хозяйства. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) план счетов.
В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 №94 и введенный в действие в обязательном порядке с 2002 года, включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов.
В
раздел I «Внеоборотные активы» включены
счета для учета имущества,
составляющего материально-
В раздел II «Производственные запасы» отнесены счета, предназначенные для учета процесса заготовления, наличия и движения материально-производственных запасов.
Счета раздела III «Затраты на производство» предназначены для учета затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ.
В
разделе IV «Готовая продукция и товары»
приведены счета для учета
части имущества, находящегося в
сфере обращения при доведении
готовых продуктов от производителя
до покупателя, а также часть затрат,
связанных с пребыванием
В разделе V «Денежные средства» обобщается информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте.
Раздел VI «Расчеты» включает счета учета дебиторской и кредиторской задолженности.
Раздел VII «Капитал» содержит счета, с помощью которых обобщается информация о движении собственного капитала и целевого финансирования.
Счета
раздела VIII «Финансовые результаты»
предназначены для учета
Преимущества плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России:
4.
Классификация счетов
Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Выделяют классификацию счетов по экономическому содержанию и по назначению и структуре. В основу классификации счетов по экономическому содержанию положена группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования.
По структуре и назначению бухгалтерские счета делятся на группы:
Информация о работе Общая характеристика бухгалтерского учёта