Общая характеристика бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:02, курс лекций

Описание

Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации фактов хозяйственной деятельности, их группировка и обобщение

Содержание

1. Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в учёте.
2. Понятие и задачи бухгалтерского учёта.
3. Требования и допущения в бухгалтерском учёте.
4. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Предмет бухгалтерского учёта.
7. Метод бухгалтерского учёта.

Работа состоит из  1 файл

теория бух учёта.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

      Сводные (или консолидированные) балансы составляются путем объединения балансов нескольких взаимосвязанных организаций.

      По  способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.

      Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто. 
 
 
 

 

       3. Типы изменений  баланса под влиянием  хозяйственных операций 

     Возникающие в процессе деятельности организации  хозяйственные операции не нарушают равенство итогов актива и пассива, в то время как суммы отдельных статей и итогам баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса.

       В зависимости от характера  изменений статей баланса хозяйственные  операции можно разделить   на четыре типа:

     Первый тип – с расчетного счета деньги поступили в кассу (одна статья актива увеличится, а другая уменьшится, в результате итог баланса не меняется)

     Второй  тип – часть чистой прибыли присоединяется к резервному капиталу (одна в пассиве увеличится, а другая уменьшится, итог баланса не меняется)

     Третий  тип – поступили материалы от поставщика (одна статья увеличивается в активе, другая увеличивается в пассиве, итог баланса увеличится)

     Четвертый тип – из кассы выплачена заработная плата (одна статья уменьшается в активе, другая уменьшается в пассиве, итог баланса уменьшается)

 

      Тема 3. Счета и  двойная запись

 
    1. Понятие и  строение счёта.
    2. Двойная запись по счетам.
    3. План счетов бухгалтерского учёта.
    4. Классификация счетов.
    5. Синтетические и аналитические счета.
    6. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
 
    1. Понятие и строение счёта

     

      Бухгалтерский баланс отражает состояние имущества  организации и ее обязательства  за отчетный период. Однако в процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы - счета бухгалтерского учета, которые построены с учетом экономической однородности. Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.

      Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного 
отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

      Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями»,  99 «Прибыли и убытки»,  80 «Уставный капитал» и др.

      Каждый  счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета - дебет (от лат. «должен»), правая сторона - кредит (от лат. «верит»).  

      Дебет     Счет 50 «Касса»    Кредит

        
 
 

      Остаток по счёту называется сальдо. Сальдо может быть начальным и конечным. Сумма всех записей по счёту называется оборотом. Он может быть дебетовый и кредитовый.

      В зависимости от содержания бухгалтерские  счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

      Счета являются активными  по:

  • экономическому содержанию, т.е. эти счета предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;
  • балансу, т.е. счета (статьи) расположены в активной части баланса.

      Строение  активного счета

         Д-т                                                                                                                К-т

Сн - остаток на начало периода  
ОбД – поступление, увеличение, приход ОбК – использование,  уменьшение,  выбытие
Ск=Сн + Обд - Обк        
 

      В активных счетах сальдо может быть только дебетовое.

      К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Нематериальные активы» и др.

      Счета считаются пассивными по:

      - экономическому содержанию, т.е.  счета отражают учет имущества  по источникам его образования;

      - балансу, т.е. счета (статьи) расположены в пассивной части баланса.

Строение пассивного счета

      Д-т                     К-т

  Сн - остаток  на начало периода
ОбД - уменьшение ОбК - увеличение
  Ск = Сн + ОбК - ОбД
 

      К пассивным относятся счета «Уставный  капитал», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

      Существуют  активно-пассивные счета, которые  объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым. Например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» может иметь два остатка: дебетовый - показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый - сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве. 

    1. Двойная запись по счетам
 

      По  своей экономической природе  любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

      Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

      Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их образования.

      Двойная запись способствует контролю за движением  хозяйственных средств и источниками  их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

      Метод двойной записи обусловливает существование  таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

      Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д. Счета, между которыми наступила эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.

      Бухгалтерская проводка (запись) есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

      Порядок осуществления двойной  записи:

    1. Определить какие два счета участвуют в операции.
    2. Определить какие счета увеличиваются (уменьшаются).
    3. Определить вид счетов по отношению к балансу (активные, пассивные).
    4. Определить какой счет дебетуется, а какой кредитуется, зная строение счетов.
 

 

    3. План счетов  бухгалтерского учёта 

      План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.

      План  счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета в любой организации. Им обязаны руководствоваться организации различных отраслей народного хозяйства. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) план счетов.

      В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 №94 и введенный в действие в обязательном порядке с 2002 года, включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов.

      В раздел I «Внеоборотные активы» включены счета для учета имущества,  составляющего материально-техническую  базу хозяйствующего субъекта, а также  операций, связанных с созданием  средств труда и восстановлением  их состояния.

      В раздел II «Производственные запасы» отнесены счета, предназначенные для учета процесса заготовления, наличия и движения материально-производственных запасов.

      Счета раздела III «Затраты на производство»  предназначены для учета затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ.

      В разделе IV «Готовая продукция и товары»  приведены счета для учета  части имущества, находящегося в  сфере обращения при доведении  готовых продуктов от производителя  до покупателя, а также часть затрат, связанных с пребыванием продукции  в сфере обращения.

      В разделе V «Денежные средства» обобщается информация о наличии и движении денежных средств в отечественной  и иностранной валюте.

      Раздел VI «Расчеты» включает счета учета  дебиторской и кредиторской задолженности.

      Раздел VII «Капитал» содержит счета, с помощью которых обобщается информация о движении собственного капитала и целевого финансирования.

      Счета раздела VIII «Финансовые результаты»  предназначены для учета доходов, расходов, прибылей и убытков организации.

      Преимущества  плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России:

  • осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
  • контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
  • концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных организаций, что служит основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях.

    4. Классификация счетов 

      Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.

      Выделяют  классификацию счетов по экономическому содержанию и по назначению и структуре. В основу классификации счетов по экономическому содержанию положена группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования.

      По  структуре и назначению бухгалтерские  счета делятся на группы:

Информация о работе Общая характеристика бухгалтерского учёта