Общая характеристика бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:02, курс лекций

Описание

Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации фактов хозяйственной деятельности, их группировка и обобщение

Содержание

1. Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в учёте.
2. Понятие и задачи бухгалтерского учёта.
3. Требования и допущения в бухгалтерском учёте.
4. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Предмет бухгалтерского учёта.
7. Метод бухгалтерского учёта.

Работа состоит из  1 файл

теория бух учёта.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

      Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены только денежные показатели, в основном совпадает  с приведенной формой, применяемой  по синтетическим счетам. В ней в первой колонке вместо наименования синтетических счетов даются наименования аналитических счетов. Подобные оборотные ведомости составляются по счетам аналитического учета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. 

      Оборотная ведомость по счетам аналитического учёта расчетов 
с поставщиками и подрядчиками за ________ 200__ г.
 

№ п/п Наименование  поставщиков Остаток на 1 сентября Оборот  за сентябрь Остаток на 
30 сентября
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 2 3 4 5 6 7 8

       
  Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены показатели в денежных и натуральных единицах, используются по счетам аналитического учета: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
 

      Оборотная ведомость аналитического учета материалов за __________ 200__ г 
 

№ п/п Наименование 
материалов
Ед. изм. Цена, руб. Остаток на 1 сентября Оборот за сентябрь Остаток на 30 сентября
Кол-во сумма приход расход

Кол-во

сумма
Кол-во сумма Кол-во сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
 

 

       В отличие от оборотной ведомости  по синтетическим счетам итоги оборотов по аналитическим счетам не совпадают. Это объясняется тем, что если один синтетический счет дебетуется, а другой обязательно кредитуется, то по аналитическим счетам, открытым в развитие синтетического счета, будет сделана запись счета либо по дебету, либо по кредиту. Таким образом, оборотные ведомости по счетам аналитического учета имеют контрольное и оперативное значение. Они позволяют обнаружить несоответствие данных аналитического и синтетического учета и выявить имеющиеся ошибки, а также способствуют усилению контроля за использованием и сохранностью имущества организации.

 

Тема 4. Организация бухгалтерского учета

 
     
  1. Права и  обязанности главного бухгалтера.
  2. Бухгалтерская служба организации.
  3. Понятие документа и правила его составления. Документооборот. Классификация документов.
  4. Понятие и виды учётных регистров.
  5. Правила исправления ошибок.
  6. Формы бухгалтерского учёта.
  7. Инвентаризация.
 
    1. Права и обязанности  главного бухгалтера
 

      Руководители  организаций могут в зависимости  от объема учетной работы:

      а) учредить бухгалтерскую службу как  структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

      б) ввести в штат должность бухгалтера;

      в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

      г) вести бухгалтерский учет лично.

      Права и обязанности главного бухгалтера определены федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129 – ФЗ.

      Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию  в организации. Он назначается и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер организует и руководит всем учетом в организации. В своей деятельности он руководствуется Законодательством РФ и несет ответственность за соблюдением всех правил и требований. Он обеспечивает контроль за правильным отражением всех хозяйственных операций, составлением и предоставлением бухгалтерской отчетности и осуществление экономического анализа деятельности организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем подписывает документы, служащие основанием для поступления и выдачи материальных ценностей, денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера к учету не принимаются.

      Главному  бухгалтеру запрещено подписывать  документы, противоречащие законодательству. С главным бухгалтером рекомендуется согласовывать назначения и освобождения от должности материально-ответственных лиц.

      При освобождении главного бухгалтера от должности в организации проводится инвентаризация, проверка состояния  бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных.  
 

 

       2. Бухгалтерская  служба организации 

      Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия - самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения.

      Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств организации. Он обязан организовать внесение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства организацией.

      Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и крупных организациях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов. 
 

 

Главный бухгалтер

 
   
     
Расчетный отдел   Отдел учета  готовой продукции 
и ее продажи
Материальный  отдел   Общий отдел
Производственно- калькуляционный  отдел   Отдел расчетных 
и валютных операций
 

      Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты  с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

      Материальный  отдел занимается учетом расчетов с  поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

      Производственно-калькуляционный  отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

      Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее продажи. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

      Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.

      Общий отдел бухгалтерии организации  ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

      Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется в большинстве  средних, а иногда и крупных организаций  и носит название вертикальной.

      В небольших организациях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

      В крупных организациях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

      В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, их размещения, степени оснащенности ими отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

      Развитие  вычислительной техники привело  к техническому оснащению организаций  мини-ЭВМ – электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило  создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении организацией. 
 

      3. Понятие документа и  правила его составления. Документооборот. Классификация документов 
 

      Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных операций первичными документами.

      Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена или разрешение на ее проведение получено. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может быть зафиксирована на разных материальных носителях.

      Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом.

 

       Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;  личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

      Для отражения хозяйственных операций используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков. 

        Документы        
               
                                         
По  назначению   По времени составления   По объему 
информации
  По месту 
составления
  По 
содержанию
           
Распорядительные   Первичные   Разовые   Внутренние   Материаль- ные
Оправдатель- ные   Сводные   Накопитель- ные   Внешние   Денежные
Бухгалтерского оформления               Расчетные
Комбинированные          

Информация о работе Общая характеристика бухгалтерского учёта