Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:02, курс лекций
Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации фактов хозяйственной деятельности, их группировка и обобщение
1. Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в учёте.
2. Понятие и задачи бухгалтерского учёта.
3. Требования и допущения в бухгалтерском учёте.
4. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Предмет бухгалтерского учёта.
7. Метод бухгалтерского учёта.
Как
видно из примера, суммы,
записанные красными чернилами, вычитаются
из итогов как отрицательные и тем самым
аннулируются ошибочно сделанные записи.
6.
Формы бухгалтерского
учета
Под формой бухгалтерского учета понимают определенную систему обобщения и группировки бухгалтерской информации, представляющую собой взаимосвязанную совокупность учетных регистров, схем документооборота, приемов и методов учета и обработки бухгалтерских данных.
Выбор формы определяется:
В настоящее время выделяют следующие формы бухгалтерского учета:
При мемориально-ордерной форме учета первичные документы систематизируют по однородным хозяйственным операциям в хронологическом порядке и оформляют отдельными мемориальными ордерами, которым присваиваются постоянные номера. Мемориальные ордера записывают в регистрационный журнал, а затем хозяйственные операции записывают в Главную книгу. На основе итоговых записей в счетах Главной книги составляют баланс.
Аналитический
учет при мемориально-ордерной форме
ведут в карточках или книгах.
Мемориально-ордерная форма применяется
в бюджетных учреждениях, использующих
план счетов для бюджетных учреждений.
Схематично
мемориально-ордерную форму можно
представить в следующем виде:
Наиболее распространенной формой бухгалтерского учета остается журнально-ордерная, при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах – журналах-ордерах. Журналы-ордера ведут по кредиту соответствующих счетов. Кроме того, используются вспомогательные ведомости, которые ведут по дебету счетов. При журнально-ордерной форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учета. Итоговые данные журналов ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.
Схематично журнально-ордерную форму можно представить в следующем виде:
Форма «Журнал-главная» является разновидностью мемориально-ордерной формы учета. Применяется она в организациях с ограниченным количеством счетов. Аналитический учет ведется в книгах. На развороте книги в каждой графе указывают номер счета с разбивкой по дебету и по кредиту. Записи делаются в хронологическом порядке, сумма отражается в одной строке по дебету и кредиту соответствующего счета.
Автоматизированная
форма бухгалтерского учета в последнее
время получает все большее распространение
в связи с расширением использования вычислительной
техники. Как правило, за основу при разработке
автоматизированной формы за основу берется
какая-либо из вышеперечисленных форм.
Первичные документы оформляются на бумажных
носителях и вносятся в базы данных. Далее
программа должна сама сформировать необходимые
учетные регистры и данные для составления
бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства могут использовать упрощенную форму бухгалтерского учета. Она может осуществляться двумя способами:
Простая
форма может применяться в организациях,
где совершается незначительное количество
операций и не осуществляется производство
продукции и работ, связанное с большими
затратами материальных ресурсов. Простая
форма предполагает ведение учета всех
операций путем их регистрации в Книге
(журнале) учета фактов хозяйственной
деятельности по форме № К-1. Наряду с ведением
Книги должен обеспечиваться аналитический
учет расчетов по заработной плате, с поставщиками,
покупателями, подотчетными лицами, кассовых
операций, операций на расчетном счете
и т.п.
Форма
бухгалтерского учета
с использованием
регистров бухгалтерского
учета имущества малого
предприятия может применяться малыми
предприятиями, осуществляющими производство
продукции (работ, услуг). При использовании
этой формы используются ведомости по
учету операций по одному или нескольким
счетам. Сумма по любой операции указывается
в двух ведомостях: в одной – по дебету,
в другой – по кредиту корреспондирующего
счета. Для сверки составляется шахматная
ведомость.
7. Инвентаризация
Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и обязательств организации путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств.
Все
проводимые в организациях инвентаризации
делятся по ряду признаков.
Инвентаризация |
|||||||
Охват имущества | Основание проведения | ||||||
полные | плановые | ||||||
частичные | внезапные |
При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.
Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).
Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.).
Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности» и «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.
Проведение инвентаризации обязательно:
Организация должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств не реже одного раза в год, инвентаризацию основных средств не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – не реже одного раза в пять лет.
Для
проведения инвентаризации в организации
создается постоянно действующая
инвентаризационная
комиссия. В ее состав включаются представители
администрации, работники бухгалтерии,
другие специалисты. При большом
объеме работ создаются рабочие инвентаризационные
комиссии. Инвентаризация должна
осуществляться комиссией в полном составе.
Отсутствие даже одного члена комиссии
достаточно, чтобы признать результаты
инвентаризации недействительными.
Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны:
Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица. Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой — материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.
Инвентаризационные описи после их надлежащего оформления передают в бухгалтерию. В бухгалтерии организации данные о фактическом наличии средств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях. В них отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и «книжные остатки» (по данным бухгалтерского учета).
Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете.
Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, кроме недостач, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, вначале отражаются с целью контроля по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».
Информация о работе Общая характеристика бухгалтерского учёта