Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование государственного регулирования сельскохозяйственного производства на опыте зарубежных стран.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение теоретических основ государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
- изучение и анализ опыта зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства
1.2. Эволюция государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежной практике
2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства
2.2. Практика государственного регулирования аграрного сектора
2.3. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства
1.2. Эволюция государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежной практике
2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства
2.2. Практика государственного регулирования аграрного сектора
2.3. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня правительства развитых стран, чтобы предотвратить кризисы, встраивают в свою экономику плановые начала, вмешиваются в процессы экономического развития, совершенствуют правила «экономической игры» и увеличивают регулирующую роль государства, оказывают сельскому хозяйству как менее конкурентоспособной отрасли огромную помощь.
Центральным звеном государственного регулирования экономики нашей страны, базировавшейся, в основном, на государственной форме собственности, считалось планирование производства. В настоящее время происходит смена общественной системы, формирование многоукладной экономики, развитие предпринимательства, основывающегося на частной собственности. Экономическая политика государства современного периода – широкое освоение рыночных отношений всеми субъектами хозяйствования, в том числе и в аграрном секторе экономики. В связи с этим представляет интерес изучение опыта решения этих вопросов в странах с развитыми рыночными отношениями.
Рынки и государство - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Государство исправляет промахи рынка, последний существенно влияет на деятельность государства и корректирует ее. И какие бы ни были споры теоретиков разных направлений о роли государства в регулировании экономических процессов, на практике эта роль постоянно возрастает и используется многими странами в качестве приоритетной. В США, например, на протяжении десятилетий формировались теоретические концепции и практические методы государственного регулирования, которые постепенно превращались в органический элемент воспроизводственного процесса. Сегодня государственный механизм реализаций экономической политики разросся, сложилась официальная доктрина, цель которой - с помощью вмешательства в процессы экономического развития уйти от изначального рынка, стимулировать процессы структурной перестройки, вводить социальные гарантии трудящихся. Активное использование экономических методов воздействия на ключевые сферы народного хозяйства усилило процесс подчинения общественному контролю разных сфер общества.
Словом, в целях эффективного развития экономики Западные страны, с одной стороны широко используют рыночные механизмы, с другой - государственное регулирование. Эти два фактора, словно два колеса на оси развития экономики крутятся синхронно, обеспечивая высокие результаты.
С начала 60-х годов на государственное регулирование было возложено решение таких задач, как обеспечение длительного и устойчивого экономического роста, достижение «полной занятости», т.е. удержание безработицы в определенных пределах, а также относительной стабильности цен и равновесия платежного баланса. Важнейшей сферой деятельности государства стала экономика, регулирование хозяйственного роста, социально-экономических отношений в целом. Экономическая политика стала базироваться на выводах буржуазной и экономической науки. Ведущие экономисты все шире стали привлекаться к работе в государственных органах, обсуждению наиболее острых экономических проблем, разработке рекомендаций для правительственной политики. Многие видные экономисты и политические деятели начали активно выдвигать идею общенационального планирования экономики.
Объектом исследования является сельскохозяйственное производство.
Предметом исследования является государственное регулирование сельскохозяйственного производства.
Цель курсовой работы – исследование государственного регулирования сельскохозяйственного производства на опыте зарубежных стран.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение теоретических основ государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
- изучение и анализ опыта зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Государственное регулирование – это целенаправленное, регламентированное законодательством воздействие государственных органов (должностных лиц) на участников аграрных правоотношений с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
Государство является реально независимым лишь при высокой степени продовольственного самообеспечения, поэтому правовыми, административными и экономическими рычагами государство воздействует на аграрный сектор экономики в своих политических, экономических, социальных и иных интересах.
Государственное регулирование сельского хозяйства рассматривается чаще всего как воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное регулирование осуществляется посредством использования правового механизма и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также принятие законов и других нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства, создание системы и определение компетенции органов управления в данной сфере [4, c. 36].
Государственное регулирование, как и управление, является упорядочивающей, организующей деятельностью. Однако предполагается, что государственное регулирование предоставляет участникам аграрных отношений возможность выбора выгодного для них варианта поведения, что не предусматривает управление.
Объективная необходимость государственного регулирования в сельском хозяйстве обусловлена тем, что только государство может обеспечить проведение аграрной реформы, рациональное использование земли в сельскохозяйственном производстве, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции; гарантировать развитие предпринимательства, производство качественных продуктов питания. Поэтому государственное регулирование – это не только организационно-экономическая, но и политико-правовая категория.
Основными задачами государственного регулирования АПК на современном этапе являются [12]:
повышение эффективности агропромышленного производства с целью достижения его устойчивого развития;
обеспечение продовольственной безопасности страны;
удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания, а промышленности в сельскохозяйственном сырье;
достижение экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
поддержка и защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства на внутреннем и внешнем рынках.
К основным направлениям государственного регулирования сельского хозяйства относятся:
реализация аграрной реформы;
регулирование ценообразования, кредитования, расчетов и страхования в сельском хозяйстве;
формирование экономико-правового механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
обеспечение развития социальной сферы села и аграрной науки.
Одним из актуальных направлений государственного регулирования является формирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия и обеспечение его стабильности. Во многих странах указанная цель достигается посредством проведения закупочных и товарных интервенций. Закупочная интервенция представляет собой организованную закупку сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции, формирования стабилизационных фондов, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция – это организованная распродажа сельскохозяйственной продукции из стабилизационных фондов с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на товарном рынке. Осуществляются закупочные и товарные интервенции, как правило, специальными субъектами, определяемыми государством.
В Республике Беларусь рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия находится лишь в начальной стадии своего формирования, а проблема его нестабильности решается в основном за счет поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Кроме этого, в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения продуктами питания в межсезонный период с 1998 г. предусмотрено ежегодное создание в областях и в г. Минске стабилизационных фондов продовольственных товаров (мяса, животного масла, сычужных твердых сыров, сухого молока, творога, овощей, фруктов, картофеля, сахара). Указанные фонды формируются в областях за счет местных ресурсов, в г. Минске – за счет товаров, поставляемых из областей, а их объемы определяются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством экономики.
Накопление и хранение стабилизационных фондов продовольственных товаров осуществляется на условиях договоров, заключаемых облисполкомами и Минским горисполкомом с субъектами хозяйствования, выполняющими функции оптового звена (оптовые базы, склады розничных торговых предприятий, плодоовощные и заготовительные комбинаты, предприятия мясо-молочной промышленности и др.). Затраты по хранению этих фондов производятся за счет собственных средств указанных субъектов хозяйствования. В то же время расходы, связанные с уплатой процентов за пользование банковскими кредитами (бюджетными ссудами), и потери банков, обеспечивающих льготное кредитование создания и хранения фондов, компенсируются из средств местных бюджетов.
В классическом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А.Смит писал, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой, которая обеспечивает «естественную гармонию», устанавливаемую в экономике стихийно. По его мнению каждый индивид не намеревается содействовать общественным интересам, а руководствуясь эгоистическими побуждениями, преследует лишь свой интерес, свою личную выгоду и увеличивает тем самым «богатство нации».
Пророк свободной конкуренции считал, что «Невидимая рука» - это объективный закон рыночного саморегулирования, а потому сделал вывод: «лучше всего не вмешиваться в действие рынка и оставить все как оно идет».
Классического развития рыночный механизм достиг в эпоху домонополистического капитализма. Экономические теории создаются не для всех времен и народов, а для определенного исторического периода, определенного этапа общественного развития конкретных производственных отношений. Каждая экономическая теория имеет временные пределы, в которых ее положения, остаются востребованными. За 250 лет произошла существенная трансформация капиталистической системы. Созданы крупные предприятия, картели, возникли транснациональные корпорации, резко выросло влияние банков и финансовых организаций, появились надстрановые управленческие структуры. Согласно законам конкуренции и монополизации капитализм свободной конкуренции превратился в государственно-
Смена периода капитализма свободной конкуренции на период господства монополий изменила характер и принципы функционирования рынка, лишила его функций единственного и всеобъемлющего регулятора пропорций общественного воспроизводства. Рост профсоюзов очень много сделал для уравнивания власти между нанимателями и трудящимися. Принят закон о социальном страховании. Капитализм перенял некоторые из лучших свойств социализма [2, c. 63].
Несостоятельность идей свободной конкуренции и невмешательство государства в экономическую жизнь стали очевидными. Государство вынуждено вмешиваться в хозяйственные дела, усиливать контроль и регулирование, осуществлять широкие функции во внешнеэкономической сфере. Власть все более используется для охраны общественных интересов и экономической системы в целом. Капитализм организуется, преодолевает архаическую конкуренцию и тем самым уменьшает собственную уязвимость по отношению к кризису; одновременно в силу этой своей организации капитализм начинает регулироваться государством, что приводит к преодолению анархии рынка. На место индивидуалистического капитализма свободной конкуренции во все большее число отраслей производства приходит организованный (государственно-
Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства