Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование государственного регулирования сельскохозяйственного производства на опыте зарубежных стран.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение теоретических основ государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
- изучение и анализ опыта зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства
1.2. Эволюция государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежной практике
2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства
2.2. Практика государственного регулирования аграрного сектора
2.3. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке сельскохозяйственной продукции ЕС с 2005 года изменил методологию поддержки фермеров. Суть ее состоит в том, чтобы уменьшить, или полностью снять финансовую поддержку тем производителям сельскохозяйственной продукции, которые ее много производят. Различные виды финансовой помощи, к примеру, заменены «единой сельскохозяйственной», которая будет завесить не от объемов произведенной фермерами продукции, а от того насколько соблюдены требование по экологии. Часть финансовых средств, которые ранее тратились на прямые и косвенные дотации, при этой методологии будут расходоваться на обустройство «европейской деревни», на обеспечение фермерам скоростного доступа в Интернет и другие программы.
При этом Правительство все-таки оставили себе до 25 процентов субсидий на программы поддержки, связанные с объемами производства продукции.
Весьма ценным опытом и для нашей республики во взаимоотношениях сельского хозяйства с другими отраслями является оценка их паритетности. Так, МСХ и Служба экономических исследований США регулярно (ежемесячно) публикует все необходимые для определения паритетной цены индексы и цены (по 160 видам продукции). Паритетная цена – это расчетная величина. Ее уровень гарантирует фермеру приобретение такого же количества предметов потребления и средства производства, как в паритетные 1910 – 1914 годы [6, c. 65].
Активное государственное регулирование требует всевозрастающего бюджетного финансирования отрасли. Так, по индустриально развитым странам Запада совокупное бюджетное финансирование второй половины 80-х годов удвоилось по сравнению с первой. Государственное субсидирование используется, прежде всего, для стабилизации доходов фермеров, при осуществлении программ экспорта, на научные исследования, пропаганду, образование.
Прямые субсидии государства (США) включают [16]:
выплаты фермерам и перерабатывающим предприятиям денежных сумм в расчете на единицу площади, голову скота или единицу продукции;
суммы возмещения денежных затрат на орошение и водоснабжение;
суммы возмещения затрат на хранение продукции;
компенсационные платежи, связанные с изменением экономических условий (необходимость пересмотра структуры посевов, сокращение поголовья скота и т.п.).
Наибольшей поддержкой государства пользуются фермеры, занятые производством зерна. Фермерские хозяйства, имеющие зерновую специализацию, получают прямых выплат более 60% всей суммы государственных субсидий сельскому хозяйству. Поддержка высокоэффективного зернового производства фермеров позволяет США определять экономическую (да и не только экономическую!) экспортную погоду в мире.
Средний размер получаемых субсидий в хозяйствах различной специализации весьма дифференцирован, но ограничен 50 тыс. долларов в год. Наибольший размер в расчете на 1 ферму получают хлопководческие хозяйства. Эта важнейшая техническая культура, выращивание которой требует весьма крупных затрат на орошение, оплату ручного труда при сборе и обработке хлопка, средств защиты растений. Дешевле стране обходится поддержать производителей, чем импортировать эту продукцию из других стран, имеющих высокие урожаи хлопка.
В настоящее время из всех бюджетных расходов на сельское хозяйство США около 60% приходится на реализацию целевой программы стабилизации доходов фермеров и социально благотворительную поддержку малоимущих слоев фермерства.
В целях регулирования развития аграрного сектора производства в США производится отслеживание сельскохозяйственной статистикой 5 групп ферм:
1) хозяйства сельских жителей (с общим объемом производства реализуемой продукции до 10 тыс. дол. в год);
2) мелкие семейные фермы (10 – 40 тыс. дол. в год);
3) семейные фермы (40 – 250 тыс. дол.);
4) крупные семейные фермы (250 – 500 тыс. дол. в год);
5) крупнейшие фермы (500 тыс. дол. и более).
Первая и вторая группа считаются «некоммерческими», поскольку не могут обеспечить полной занятости фермера и прожиточного минимума. Их число составляет 72% всех сельскохозяйственных предприятий США, но дают они всего 10% товарной продукции отрасли. Владельцы этих ферм, как правило, работают вне сельского хозяйства, это или пенсионеры, или начинающие фермеры и т.п.
Крупнейшие фермы (т.е. 5 группа – 500 тыс. дол. в год) составляют 1% всех ферм, но производят более 30% всей сельскохозяйственной продукции. Многие из них интегрированы в крупные агрофирмы.
Порядок бюджетного субсидирования в США предусматривает выделение прямых платежей для ферм в расчете на единицу площади продуктивных угодий, на голову скота. Поэтому, естественно, основные субсидии достаются крупным хозяйствам, ведущим производство на больших площадях.
В связи с преобладанием несельскохозяйственных сфер в стоимости конечной продукции АПК (III сфера АПК занимает 76%) и экономической мощью ведущих ферм агробизнеса в данных сферах именно эти фирмы занимают определяющее место в экономическом стимулировании сельского хозяйства. И от них, прежде всего, исходят рыночные сигналы, определяющие развитие сельского хозяйства и принятие фермерами производственных технологических и сбытовых решений.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях бюджетное финансирование аграрной экономики все больше приобретает социальную направленность; в Германии – около половины, в США – почти 25 процентов национального аграрного бюджета предназначено для решения социальных программ сельской местности.
Важнейшим составным элементом экономических методов регулирования государства является налоговая система. Общественное назначение налогов – создание финансовой основы жизнедеятельности государства. Из всех функций, выполняемых налогами, отличительной особенностью налогообложения в аграрном секторе экономически развитых стран является то, что фискальная их роль для бюджета стран сведена до минимума. Во многих государствах суммы налоговых платежей отрасли меньше сумм налоговых льгот. Но система последних направлена на стимулирование повышения эффективности производства.
К главным видам налогов, которыми облагаются сельскохозяйственные производители, относятся:
на недвижимость, в том числе на землю;
на инвестируемый капитал, или прирост основного капитала;
на добавленную стоимость;
на передачу имущества по наследству или при продаже;
налог в систему социального страхования;
акцизы.
Несмотря на столь широкий перечень, эти налоги по странам составляют от 2,5 до 6,0% всех фермерских затрат.
Около половины в общей сумме их приходится на два вида налогов: подоходный и на недвижимость.
В методиках налогообложения, применяемых в отдельных странах, существуют сходства и определенные различия. Характерным для всех стран в последние годы является снижение уровня прогрессивного налогообложения. Так, в США с 1989 года фермерские хозяйства, имеющие до 50 тыс. дол. годовой прибыли, облагаются налогом по ставке 15%, а с последующих сумм – 28% (раньше эти ставки колебались от 11 до 50% с 14 промежуточными ставками). Максимальная ставка на прибыль крупных компаний (аграрных крупнокапиталистических хозяйств) сокращена с 46 до 33%.
В сельском хозяйстве Франции максимальные ставки налога на прибыль составляют 45%, в ФРГ – 56% (но это для крупных высокодоходных хозяйств).
Поскольку налогоплательщиками выступают многочисленные фермерские хозяйства, различные по своим размерам, доходности, численности работающих, представляет интерес сам механизм налогообложения и организация этой работы.
В европейских странах применяют два метода исчисления сельскохозяйственного подоходного налога:
- нормальный доход, то есть тот, который исчисляется на основе фактических данных бухгалтерской отчетности, ведущейся в хозяйстве;
- нормативный доход, для расчета которого используются не фактические, а расчетные данные на основе определенной методики.
Методика учитывает факторы, создающие богатство (данные земельного кадастра, размеры хозяйства, затраты труда, капитала, выборочного обследования типичных хозяйств, данные о ценах и др.).
Так, в Великобритании действует первый метод исчисления подоходного налога. В Италии, Франции, ФРГ 60 – 80% численности фермеров используют второй режим исчисления подоходного налога. Это обусловлено особенностями аграрной структуры этих стран. Там, где численно преобладают небольшие семейные фермы, ведение бухгалтерской отчетности является необязательным [24, c. 50].
При передаче фермерского хозяйства по наследству взимается налог, прогрессивно увеличивающийся в зависимости от стоимости передаваемого имущества, а также от степени родства.
Налоги на недвижимость, в том числе на землю, поступают в местные бюджеты. Причем налоги на землю и рентные платежи за нее учитываются отдельно и используются по назначению улучшения земель.
Для того чтобы стимулировать научно-технический прогресс, предусматриваются специальные условия налогообложения:
- налоговые скидки на прирост инвестиций;
- пролонгация налоговых платежей на период завершения инвестиционного процесса;
- бюджетная компенсация налоговых платежей на прирост инвестиций.
Фермер может воспользоваться одним из них.
Налоги на добавленную стоимость, применяемые в разных странах с высокой обеспеченностью сельскохозяйственной продукцией, ориентируют фермеров на ее экспорт. Как правило, от этого налога полностью или частично освобождаются доходы, полученные от реализации продукции за пределы страны.
Одним из относительно новых направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства выступает стимулирование производства экологически чистой продукции, усиление защиты окружающей среды.
Вместе с тем, как подчеркивалось ранее, система государственного регулирования сельскохозяйственного производства далека от совершенства. Возрастающие бюджетные расходы на фермерские программы встречают сопротивление со стороны несельскохозяйственных фирм и основной массы населения при росте цен на сельхозпродукцию.
Поэтому институты власти ужесточают требования к сельскому хозяйству. Официальной стратегией (США) предусматривается полная ликвидация в перспективе фермерских субсидий. Этого же США добиваются от других стран в целях свободной конкуренции на мировом рынке. Предполагается внести изменения в государственную кредитную политику. Сумма кредита не будет превышать 20% собственного капитала фермера (пока кредиторы, проявляя финансовый риск, предоставляют средства в пределах 50% капитала ферм). Усиливается роль стандартизации продукции, ужесточаются меры по охране окружающей среды, качеству продовольствия.
Наряду с экономическими методами регулирования не менее важными в этих государствах остаются административные методы управления и контроля в аграрном производстве. При этом контроль принимает все более жесткий технико-экономический нормативный характер со стороны фирм агробизнеса.
Западные правительства, которые не могут пожаловаться на отсутствие частной инициативы, неразвитость рыночных отношений, постоянно наращивают свое вмешательство в процессы экономического развития. В США, например, к важнейшим формам регулирования относится реализация программ повышения или стабилизации цен и доходов фермеров, охраны природных ресурсов и окружающей среды, международной торговли, маркетинга и расширения спроса с целью повышения конкурентоспособности фермеров на внешнем и внутреннем рынках, страхования сельского хозяйства и т.д.
Широкий спектр программ поддержки сельского хозяйства существует и в других цивилизованных странах. Их можно свести к четырем группам [19]:
- программы международной торговли, направленные на снятие торговых барьеров, регулирование экспортно-импортных поставок, защиту отечественных производителей от ввоза в страну сельскохозяйственной продукции (введение квот, пошлин, эмбарго);
- программы реализации (маркетинга) способствуют развитию сбытовых кооперативов. Они направлены на увеличение спроса на тот или иной вид продукции. Для этого государство, например, организует повсеместное школьное питание, тем самым увеличивая спрос на продовольствие;
- программы кредитные. Государство совершенствует кредитные соглашения, договаривается с банками о снижении ссудного процента, если фермер находится на грани банкротства. Имеют место различные государственные займы через кредитные организации, в частности, фермеры получают кредиты через фермерскую кредитную администрацию, которая включает в себя федеральный земельный банк, производственную кредитную организацию, дающую кредиты на производственную деятельность (приобретение сельскохозяйственных машин, кормов и т.д.), и кооперативный банк, финансирующий исключительно кооперативную деятельность;
- программы ограничения производства сельскохозяйственных продуктов. К ним относятся программы вывода земель из оборота путем консервации на десять лет, сокращения посевных площадей ряда культур, изъятия из обращения отдельных видов продовольствия.
Их цель - регулирование посевных площадей основных сельскохозяйственных культур для сокращения возможного превышения предложения товаров над их спросом. Они включают в себя методы контроля за производством и поступлением этих продуктов. Все программы добровольные.
Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства