Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование государственного регулирования сельскохозяйственного производства на опыте зарубежных стран.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение теоретических основ государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
- изучение и анализ опыта зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства
1.2. Эволюция государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежной практике
2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства
2.2. Практика государственного регулирования аграрного сектора
2.3. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оказывая при помощи рычагов бюджетной и кредитно-денежной политики заметное воздействие на динамику совокупного спроса, государство регулирует движение основных макроэкономических показателей, влияет на динамику и направления научно-технического прогресса, на структурные и региональные сдвиги в экономике страны, осуществляя капиталовложения, вкладывая средства в развитие научных исследований [11, c. 48].
В развитых странах происходят радикальные перемены в организации системы общественных организаций. Рабочее движение стало социально-политической силой, влияющей на социоэкономическую и политическую систему.
В буржуазном обществе появляется ряд институциополизированных механизмов, призванных интегрировать возникшее организованное рабочее движение в процессы экономического и политического воспроизводства. Возникли новые взаимоотношения между экономикой и политикой. Началась ревизия общепринятых представлений теории заработной платы, появился термин «политической зарплаты». По рекомендации Международной организации труда установлен стандарт пенсии, которая не должна быть ниже 40% зарплаты человека, утратившего заработок. В развитых странах этот стандарт составляет 50-60 и даже 70% и называется социальной пенсией. Все это говорит о том, что экономические закономерности оказались нарушенными политическими действиями.
В анализе воспроизводства буржуазного господства и его преодоления «власть» становится ключевой категорией. Появилась новая тенденция буржуазии к обеспечению собственного господства при посредстве политических институтов, в которых организованное рабочее движение обладает возможностями к действию.
Так складываются формулировки понятий «организованный капитализм», «государственный капитализм», «прогнозируемый», призванные привести к единому знаменателю изменения, прошедшие в сфере институтов, и ограничить их от привычной ситуации «капитализма свободной конкуренции».
Итак, преобразования в институционном и функциональном укладе капитализма, которые побуждают говорить об «организованном капитализме» или «государственном капитализме» [1]:
1. Прогресс концентрации и централизации капиталов привел к тому, что процессы производства и капиталообразования. Которые прежде определялись главным образом принципами рынка и конкуренции, все более дополняются моментами сознательной самоорганизации предпринимателей.
2. В многоукладной экономике государство наравне со всеми предпринимателями стало субъектом рынка. Государственная сфера преобразуется, поскольку правительство уже не ограничивается обеспечением порядка в стране, а активно вмешивается в вопросы производства.
3. Происходят перемены в сфере представлений, идеологий и коллективного сознания, где предметом поклонения все больше становятся эффективность, научность, организация как таковая.
4. Вырисовывается стремление «к эффективной специализации и организации, к планированию в ограниченных пределах».
5. Как следствие «более тесной связи и переплетения между социоэкономической и государственной сферами развиваются новые отношения между экономикой и политикой.
Каковы же главные экономические функции государственного дирижизма в смешанной экономике и как должны определяться пределы вмешательства государства в социальные процессы:
- создание правовой основы;
- определение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов для повышения экономической эффективности;
- выработка программы воздействия на распределение доходов и т.д.
Тот факт, что производство подчинено цели получения нормы прибыли, означает, что зарплата никогда не может повыситься настолько, чтобы норма прибыли надолго опускалась ниже исторически обусловленного уровня. В современном капитализме зарплата как категория, находящаяся под влиянием власти, - «политическая зарплата». Ее уровень - один из инструментов государственного регулирования, позволяющего получать определенные результаты в экономической жизнедеятельности общества.
Высокая зарплата увеличивает покупательскую способность рынка, а следовательно, содействует росту производства, получению большей прибыли, росту инвестиций. Словом, от уровня зарплаты зависит покупательная способность, которая питает реальный спрос.
Существуют объективные причины, по которым правительство цивилизованных стран вынуждены вторгаться в деятельность агробизнеса, оказывать аграрной сфере экономики существенную помощь. Остановимся на некоторых из них.
Первая. Цивилизованные страны стремятся обеспечить благосостояние своего народа, превратить продовольственный сектор в жизнеспособную и процветающую отрасль экономики, понимая, что продукты питания составляют первейшую потребность человека. От количества и качества потребляемых продуктов питания зависят здоровье нации и ее интеллект. Продолжительность жизни человека находится в прямой зависимости от количества потребляемых белков, в первую очередь, животного происхождения.
За годы необдуманных реформ питание значительной части нашего населения резко ухудшилось, что серьезным образом сказалось на здоровье и продолжительности жизни россиян. Для того чтобы обеспечить воспроизводство народонаселения в стране, а это сегодня главный параметр устойчивого развития России, нужно, в первую очередь, обратить внимание на улучшение жизни нашего народа, повышение уровня и качества его питания.
Поддержание здоровья, работоспособности и активного долголетия человека может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей в питательных веществах. Любое отклонение от так называемой концепции адекватного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно, если эти отклонения продолжительны во времени и достаточно выражены.
Вторая. В развитых странах имеет место значительный избыток предложений сельскохозяйственной продукции над спросом, что требует вмешательства государства в ценообразование с целью обеспечения более или менее стабильных цен, благоприятного режима торговли, налогообложения. Иначе колебания цен достигнут значительных размеров, что приведет к цикличности производства, кризису. Когда цены повышаются, то производство увеличивается, при снижении цен оно сокращается. Например, при снижении цен ниже гарантированного уровня товарно-кредитная корпорация США спускает излишки продукции, а при их повышении - выбрасывает на рынок, т.е. проводит товарную интервенцию. Словом, правительство западных стран в результате умелого использования кредитно-финансовой ценовой и налоговой политики, а также субсидий влияют на уровень производства продовольствия, занятость, инфляцию. [6, c. 23]
А России происходят обратные процессы. Импорт продовольствия приближается к 40% общего товарооборота и продолжает увеличиваться быстрыми темпами. Страна давно переступила порог продовольственной безопасности. Без жесткого регулирования внешне-экономической деятельности со стороны государства Россия может оказаться в чрезвычайно трудном положении [10, c. 38].
Третья. В условиях технического прогресса и интенсификации сельскохозяйственного производства, с одной стороны, появляется значительная потребность в капитале, с другой - отмечается относительно низкая его фондоотдача, что объясняется спецификой отрасли: пространственной рассредоточенностью хозяйства, сезонностью работ, многообразием форм деятельности, весьма коротким по продолжительности сроком использования техники в течение года. Это свидетельствует о том, что сельскохозяйственное производство является более капиталоемкой отраслью по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.
В сельском хозяйстве США, например, при 2,5% занятых сосредоточено 14% всех фондов страны, а добавленная стоимость на одного работника сельского хозяйства на 60% меньше, чем в экономике страны в целом. И это понятно. Если в промышленности оборудование используется 1-2 рабочие смены ежедневно, то посевные и почвообрабатывающие машины - лишь 10-15 дней в году, уборочные комбайны - 20-30 дней, средства механизации на животноводческих фермах - не более 4 ч в сутки. Причем фермеру нужно несколько видов тракторов, плугов, сеялок, другой техники. Пространственная рассредоточенность сельскохозяйственного производства требует больших вложений в землю. Все это приводит к более высокому уровню органического состава капитала, чем в промышленности. В то же время в силу объективных причин и характера производства вклад отрасли в валовой национальный продукт на одного занятого, рентабельность производства и производительность труда в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях. Словом, существует объективный экономический закон, согласно которому органомический состав капитала в сельском хозяйстве должен быть значительно выше, чем в промышленности.
С помощью рынка эту проблему не решить. К тому же в сельском хозяйстве разница в сроках затрат и получения продукции достигает в растениеводстве - 10-12 месяцев, а в животноводстве - 2 года и более. В таких условиях сельское хозяйство не может конкурировать с другими отраслями народного хозяйства, и в цивилизованных странах это понимают. Поэтому правительства развитых стран идут на прямое вмешательство в производство.
Приняты меры по введению административных ограничений на площадь посевов основных культур и по введению квот на производство молока.
Четвертая. Развитые страны относятся к сельскому хозяйству не только как к отрасли, производящей продукты питания, а как к нечто большему. Ведь сельское хозяйство - особая отрасль, связанная со всеми сферами экономической деятельности, зависящая от естественных природных процессов. Это не просто отрасль, а элемент особого жизненного уклада около 39 млн. граждан России. Экономика этой отрасли в решающей степени определяет условия жизни в сельской местности, является гарантом функционирования среды обитания, сохранения природной среды. Неслучайно в странах, где сельское хозяйство функционирует эффективно, где стоит острая проблема реализации избытка продовольствия, государство продолжает оказывать аграрной сфере существенную финансовую помощь, выравнивать уровни доходов фермеров с другими категориями населения. Такая политика поддержки состоит не только в субсидировании производства продовольствия (с помощью квот, высоких закупочных цен, щадящих кредитов и т.д.), но и в сохранении местности и природной среды, ландшафта, экологии, закреплении населения в исторических местах обитания, подержании традиционного образа жизни. Наконец, это среда, где еще сохраняются в живом виде народные традиции, где жизнь вписана в исторически освоенный ландшафт, это хранилище основ духовности и нравственности.
Несмотря на то, что механизм государственной поддержки отрасли является чрезвычайно дорогостоящим, правительства цивилизованных стран понимают, что бесконтрольность действия рыночной стихии в сельском хозяйстве неприемлема, она привела бы к более значительным потерям и оказала бы разрушительное действие на развитие АПК.
Пятая. Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от природных и климатических условий, сроков посева и уборки урожая. Нередко засуха, дожди, пыльные бури, другие негативные явления сводят на нет труд крестьян в течение всего года. Особенно это касается сельского хозяйства России с ее экстремальными условиями. В благоприятные годы увеличиваются валовые сборы растениеводческой продукции, появляется избыток ее предложения над спросом, резко снижаются цены, что требует вмешательства государства в обеспечение благоприятного режима торговли, налогообложения, доходности товаропроизводителей [13, c. 62].
Шестая. Во всех отраслях (кроме сельского хозяйства) рост производства продукции достигается при постоянном увеличении объемов всех средств производства. В сельском хозяйстве рост обеспечивается при сокращении числа занятых, стабилизации, а зачастую и сокращении размера основного средства производства - сельхозугодий, но при более быстром, чем в других отраслях, наращивании фондов.
Седьмая. В качестве стимулирующих мер служат развитие и поддержание за государственный счет сельскохозяйственной науки, службы сельскохозяйственной пропаганды и освоения новой техники и технологий. В общем сложился целый комплекс государственных мер экономического и административного характера по поддержанию рыночного равновесия и стабилизации сельскохозяйственного производства, которые не могут быть решены традиционными механизмами рынка.
Восьмая. Спрос на продовольствие малоэластичен в зависимости от колебания цен. Население относительно стабильно потребляет основные продукты питания, и только при резком повышении цен на отдельные продукты и снижении реальных доходов оно идет на вынужденное уменьшение потребления. Следует отметить, что по самому набору продовольственных товаров существуют различия в уровне эластичности спроса в зависимости от цен и доходов. Наибольшие изменения происходят по мясу и мясным изделиям, наименьшие - по хлебу, картофелю, молоку.
При росте доходов или падении цен спрос на продовольствие не возрастает в одинаковой пропорции по той причине, что потребление продовольствия определяется двумя одновременно действующими факторами - физиологическим и экономическим, причем их действия далеко не совпадают. Вследствие этого спрос на продовольствие неадекватно реагирует на цены и доходы населения, поэтому политикой цен и доходов можно лишь частично регулировать спрос населения.
Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании сельскохозяйственного производства