Организационная структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 02:02, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности понятия «организационная структура предприятия», теоретических основ разработки организационных структур, а также проведение анализа организационной структуры отдельно взятого предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение теоретических аспектов, отражающих сущность и основные элементы организационной структуры;
2. Рассмотрение классификации и содержания организационных структур;
3. Анализ экономического состояния объекта;
4. Разработка мер совершенствования организационной структуры в ООО «Феникс».

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
Теоретические основы разработки организационной
структуры предприятия….…...…….…………....……………………….…….5
Понятие организации и организационной структуры предприятия.
Факторы, влияющие на организационную структуру………………………..5
1.2 Классификация типов организационных структур управления
предприятием ………………………………………….……..…….…………15
1.3 Проектирование организационных структур предприятия….…...……..........32
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………37
2.1. Полное наименование предприятия…………………………………………..37
2.2. Современная организационно-правовая форма, ее особенности……...……38
2.3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...…..40
3. Организационная структура предприятия………………………………………42
3.1 Организационная структура ООО Феникс»…………………………………..42
3.2 Организационная структура управления ООО «Феникс»…………………….43
4. Пути совершенствования организационной структуры предприятия……...…49
Заключение…………………………………………………………………………..51
Список литературы…………………………………………………………….…….53

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 202.49 Кб (Скачать документ)

      В организационной  структуре предприятия выделяют  звенья и ступени (уровни).

      Звено организационной  структуры – подразделение предприятия,  выполняющее одну или несколько  функций.

      Ступень  организационной структуры –  совокупность звеньев, находящихся  на одном уровне иерархии.

      Таким образом,  организационная структура –  это совокупность управленческих  подразделений, между которыми  установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию  различных видов работ, функций  и процессов для достижения  определенных целей.

      На характер  и избранную разновидность организационной  структуры оказывают влияние  такие условия как:

     1. Размеры производственной  деятельности компании

     2. Производственный  профиль компании - специализация  на выпуске одного вида продукции   или широкой номенклатуры изделий  различных отраслей

     3. Характер  выпускаемой продукции и технология  ее производства

     4. Сфера деятельности  компании

     5. Характер  объединения фирмы (концерн, финансовая  группа)

      Структура  управления — это разделение  функций труда управления, применительно  к организации и представляет  собой совокупность подразделений,  обслуживаемых работниками аппарата  управления организации и их  взаимосвязей.

      Для описания  структуры управления и организационных  моделей необходимо дать определение  понятию организационная структура,  так как существует несколько  подходов к определению этого  термина.

      Определения  организационных структур условно  разделены на три группы.

      К первой  группе относятся определения,  которые трактуют организационную  структуру как упорядоченное  взаиморасположение взаимосвязанных  элементов и подразделений организации.

      Определения,  отнесенные ко второй группе, раскрывают понятие организационной  структуры через решаемые ею  задачи.

      В третьей  группе акцентируется необходимость  проектирования организационной  структуры исходя из стоящих  перед организацией целей и  задач. М. Мэскон и Ф. Хедоури  рассматривают организационную структуру в виде логических взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.

      Таким образом,  под организационной структурой  управления понимается  целостная  совокупность соединенных между  собой информационными связями  элементов объекта и органа  управления, объединенная в рамках  достижения определенных целей.  Она отражает строение системы  управления, содержанием которой  являются функции управления, вертикальное  и горизонтальное соотношение  уровней управления, дополненное  числом и взаимосвязями структурных  подразделений для каждого уровня. Главным стимулирующим фактором, вокруг которого и объединяются элементы структуры, выступает системная цель.

      Элементы  структуры - отдельные работники,  их коллективные объединения,  образующие в структуре управления  основные функциональные обслуживающие  элементы. Элемент системы обладает  некоторой степенью активности. Если организационный элемент  реализует весь объем функций  управления, то он называется  основным. Такие элементы выполняют  главную работу по управлению  организацией и несут всю полноту  ответственности за итоги работы.

      Функциональные  элементы структуры обеспечивают  деятельность ее основных элементов,  выполняя подготовительную аналитическую  работу. Эти элементы призваны  изучать отдельные проблемы, выступать  по ним в качестве эксперта, вносить предложения по улучшению  деятельности организации.

      Обслуживающие  элементы структуры — это такие  элементы, которые обеспечивают  работу основных и функциональных  элементов управляющей системы.

      Орган управления  в организации — это  определенным  образом объединенная группа  лиц, связанная отношениями разделения  труда по управлению и правомочная  выступать от имени всей управляющей  системы. Каждый орган управления  имеет определенную организационную  структуру. Он состоит из одной  или нескольких первичных групп.  Первичной группой в аппарате  управления организацией является  коллектив работников управления, у которых имеется общий руководитель, но которые не имеют внутри  него подчиненных.

      Работник  управления — это сотрудник,  выполняющий какую-то часть функций  управления или решающий группу  однородных задач. Особое положение  в структуре аппарата управляющей  системы занимает руководитель. Это человек, оказывающий влияние  на отдельных работников управления  и их группы, побуждая их действовать  для достижения целей организации.

      Руководитель  — высшее должностное лицо  организации или ее подразделения.  Кроме руководителей в структуре  аппарата управления организацией  и в отдельных ее структурных  подразделениях имеются специалисты по различным аспектам управленческой деятельности и вспомогательный, обслуживающий персонал.

      Структура  управления характеризуется рядом  свойств:

        1. Выражает  определенную субординацию органов  управления, отношения власти и  подчиненности;

        2. Выражает  определенную технологию управленческой  деятельности, процессы разделения  и кооперации труда, последовательность  реализации управленческих процедур;

        3. Осуществляет  интеграцию вертикального и горизонтального  разделения труда. Чем эффективнее  этот процесс, тем эффективнее  деятельность производственной  системы.

      На организационную  структуру управления оказывают  существенное влияние ряд факторов. Это такие  факторы как:

        1) размер  организации и разнообразие осуществляемых  ею видов деятельности,

        2) масштаб  управляемости,

        3) технология,

        4) организационная  культура,

        5) окружающая  среда и факторы национальной  культуры,

        6) человеческий и экономические факторы,

        7) организационная  культура.

      Размер  организации и разнообразие осуществляемых  ею видов деятельности. Чем значительнее  размеры организации, тем, при  прочих равных условиях в ней  больше количество подразделений,  многочисленнее и разнообразнее  связи между ними, которые необходимо  контролировать, а поэтому сложнее  организационная структура управления.

      Масштаб  управляемости. Высшее руководство  должно определиться с оптимальным  соотношением уровней и масштаба  управления. Это соотношение, как  правило, связано со специализацией  и разделением трудового  процесса  на отдельные операции.

      Существующие  границы управляемости, преодоление  которых либо невозможно, либо  неэффективно, поскольку их преодоление  приводит к снижению качества  управленческой деятельности, ее  формализации и бюрократизации, игнорированию важной информации, росту конфликтности, обострению  внутренней борьбы.

      Технология. Характер технологии непосредственно  воздействует на структуру управления  организации. От применяемой технологии  зависит число уровней в управленческой  иерархии, объем полномочий руководителей.  Технология не только влияет  на структуру, но и эффективность  организации зависит от «соответствия»  технологии структуре.

      Организационная  культура. Внутренняя культура организации  может оказывать существенное  влияние, как на формирование  структуры управления, так и на  ее изменения. Этот фактор может  повлиять на предпочтения, например  централизации или децентрализации.

      Окружающая  среда. Характеристики окружающей  среды оказывают давление на  организацию, влияя на масштаб  их работы и на способ технологического  производства. Чем динамичнее высокая  степень изменений окружения,  тем органичнее структура. Высокая  степень внешней среды приводит  структуру к более децентрализованной  форме. Крайняя враждебность окружения  вынуждает любую организацию  к временной централизации структуры  управления.

      Экономические  факторы. Данный фактор является  достаточно значимым в системе  факторов, влияющих на управленческую  структуру организации. Например, сгруппировав сходные виды деятельности  в единое подразделение, руководимое  одним органом вместо нескольких  прежних, можно значительно снизить  соответствующие затраты.

      Человеческий  фактор. Если в организации не  хватает лиц с необходимым  уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное  подразделение или должность  вряд ли может увенчаться успехом,  даже если потребность в них  несомненна. И наоборот, они могут  быть и не нужными, но, тем  не менее, создаются, поскольку  кого-то нужно пристроить на  хорошее место.

      Факторы  национальной культуры. Национальная  культура влияет на менталитет  людей, на их систему ценностей  и стиль руководства. Многие  специалисты в области управления полагают, что влияние национальных культур является добавочным в том смысле, что к различиям в структуре, обусловленным операционной технологией и рыночными ограничениями, добавляется национальный колорит. Хотя могут быть ситуации, когда культурные факторы оказываются сильнее технологии.

      Естественные  факторы. К ним относят географические или природно-климатические. Например, их воздействие проявляется в территориальном рассредоточении подразделений и оторванности от центрального руководства, а также в экстремальном характере условий их деятельности.

      В процессе  исследования организационных структур  был выработан ряд требований, которым они должны удовлетворять,  чтобы деятельность организации  была эффективной:

      1. Оптимальность.  Установление рациональных связей  между звеньями управления на  всех его уровнях и в каждой  системе управления на основе  соответствия количества структурных  звеньев управления количеству  конкретных функций системы.

      2. Оперативность.  Все распоряжения выполняются  оперативно. Одно из условий этого  - минимальное количество посредников  между руководителем, отдающим  распоряжения, и их непосредственным  исполнителем.

      3. Надежность. Структура аппарата управления  должна гарантировать достоверность  передачи информации, не допускать  искажений управляющих команд  и других передаваемых данных.

      4. Гибкость. Способность изменяться в соответствии  с изменениями внешней среды.

      5. Экономичность.  Нужный эффект от управления  достигается при минимальных  затратах на управленческий аппарат.

      Кроме вышеуказанных  требований на разработку структуры  управления оказывают влияние  внутренние и внешние факторы.

      Внутренние  факторы:

        1) технические  (масштаб и сложность производства, уровень механизации и автоматизации  производства и управления );

        2) организационные  (тип производства, производственная  структура, уровень специализации  и кооперирования );

        3) экономические  (хозрасчетные отношения, система  планирования и оценки деятельности, система материального стимулирования);

        4) социально-психологические  (психологический климат, авторитет  руководства, неформальные отношения ).

      К внешним   факторам относятся территориальное  размещение и климатические условия,

      Конкретное  выражение структура управления  находит в схеме управления: штатных  расписаниях, составе и разграничении  между звеньями и работниками  функций и задач управления, составе  работников управления по отдельным  секторам, положении о должностных  инструкциях, которые определяют  деятельность коллектива людей.

      Важной  характеристикой структуры управления  являются функциональные, информационные, материальные и иные связи.  Взаимосвязи между элементами  структуры (работниками, структурными  подразделениями) могут быть двух  типов: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные — это связи подчинения  и руководства, горизонтальные  — связи кооперации, взаимодействия  равноправных элементов.

      Горизонтальные  связи — это связи между  различными подразделениями организации,  прямо не подчиненными друг  другу. Их необходимость видится  в совместной, согласованной работе  специализированных элементов структуры  внутри организации.

      Для характеристики  вертикальных и горизонтальных  связей могут дополнительно выделяться  технические и информационные  связи. Техническая — это связь  работников или звеньев структуры,  выполняющих одну и ту же  функцию. Информационная связь  характеризуется объемом информации  и характером ее обмена, устанавливаемым  для данной организации ее  руководством или самими участниками  организационных коммуникаций.

      Вертикальные  связи делятся на линейные  и на функциональные. Вертикальная (служебная) связь — это связь между выше- и нижестоящими элементами структуры, из которых один руководитель, другой — подчиненный. Руководитель имеет право решать, что и как должен делать подчиненный, и какие ресурсы необходимы для этого.

Информация о работе Организационная структура предприятия