Организационная структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 02:02, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности понятия «организационная структура предприятия», теоретических основ разработки организационных структур, а также проведение анализа организационной структуры отдельно взятого предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение теоретических аспектов, отражающих сущность и основные элементы организационной структуры;
2. Рассмотрение классификации и содержания организационных структур;
3. Анализ экономического состояния объекта;
4. Разработка мер совершенствования организационной структуры в ООО «Феникс».

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
Теоретические основы разработки организационной
структуры предприятия….…...…….…………....……………………….…….5
Понятие организации и организационной структуры предприятия.
Факторы, влияющие на организационную структуру………………………..5
1.2 Классификация типов организационных структур управления
предприятием ………………………………………….……..…….…………15
1.3 Проектирование организационных структур предприятия….…...……..........32
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………37
2.1. Полное наименование предприятия…………………………………………..37
2.2. Современная организационно-правовая форма, ее особенности……...……38
2.3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...…..40
3. Организационная структура предприятия………………………………………42
3.1 Организационная структура ООО Феникс»…………………………………..42
3.2 Организационная структура управления ООО «Феникс»…………………….43
4. Пути совершенствования организационной структуры предприятия……...…49
Заключение…………………………………………………………………………..51
Список литературы…………………………………………………………….…….53

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 202.49 Кб (Скачать документ)

      В то  же время на предприятии не  выполняются в полном объеме  такие функции как планирование, маркетинговое  исследование, сбор  и анализ внутренней и внешней  маркетинговой информации, привлечение  клиентов.

      К недостатку  можно также отнести повышенную  ответственность руководителя за  результаты возглавляемого им  подразделения, так как он должен  иметь обширные знания по всем  сферам деятельности, а следовательно наблюдается перегрузка информацией.

      На ООО «Феникс» используется функциональная департаментизация, т.е. организация разделена на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Недостатком является узкая область интересов, например бухгалтера волнуют только бухгалтерские проблемы, а не проблемы всей организации.

      Уровень  централизации на предприятии на мой взгляд средний, так как важные решения принимает директор фирмы, но есть также достаточно много решений, которые принимаются руководителями функциональных подразделений без согласования с директором. Это пoмoгaeт пoдгoтoвкe мoлoдoгo руководителя к бoлee выcoким дoлжнocтям, пpeдocтaвляя eмy вoзмoжнocть пpинимaть вaжныe peшeния в нaчaлe кapьepы, а также cтимyлиpyeт инициaтивy и пoзвoляeт личнocти oтoждecтвить ceбя c opгaнизaциeй. Руководителям предоставлена достаточная свобода в принятии решений. Служащие отчитываются своим руководителям, руководители среднего звена отчитываются начальникам отделов, те в свою очередь докладывают о результатах проделанной работы директору. Поэтому централизация существует.

      Можно сказать,  что существующая организационная  структура управления предприятия  проста и невысоки затраты  на её содержания. Но есть и   ряд проблем, которые необходимо  учесть для лучшего функционирования  всех отделов и повышения эффективности  работы.

       Рассмотрим  обязанности аппарата управления.

      Возглавляет  предприятие директор. В его обязанности  входит:

1. Руководить производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельностью  предприятия,

2. Организовывать работу  и эффективное взаимодействие  всех структурных подразделений,  цехов и производственных единиц, направлять их деятельность на  развитие и совершенствование  производства

3. Обеспечивать выполнение  предприятием всех обязательств  различными бюджетами, государственными  внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами,

4. Организовывать производственно-хозяйственную  деятельность на основе широкого  использования новейшей техники  и технологии, прогрессивных форм  управления и организации труда,

5. Принимать меры по  обеспечению предприятия квалифицированными  кадрами,

6. Обеспечивать правильное  сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов,

7. Обеспечивать соблюдение  трудовой и производственной  дисциплины, способствовать развитию  трудовой мотивации, инициативы  и активности рабочих и служащих  предприятия.

      Руководителю  предприятия непосредственно подчиняются  финансовый директор, главный экономист,  юрисконсульт, коммерческий директор, зам. директора по развитию, технический  директор, главный технолог и  инспектор по кадрам. Коммерческому  директору в свою очередь подотчетны  начальник отдела снабжения, начальник  отдела продаж и старший кладовщик;  финансовому директору - зам. главного  бухгалтера, главному технологу  - зам. технолога по основному  производству и зам. технолога  по развитию новых видов продукции;  техническому директору – начальник  электроцеха, начальник ПСХ, начальник транспортного участка и главный механик.

      Рассмотрим  обязанности системы управления  предприятием.

       Экономический отдел выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности, осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции. В состав отдела входит один человек – главный экономист.

       Бухгалтерия  занимается обеспечением организации  бухгалтерского учета на предприятии  и контролем за рациональным, экономным использованием всех  видов ресурсов, сохранностью собственности,  учетом материально-технических  ценностей, ведет учет расчетов  по оплате труда, затрат на  производство, финансовой деятельности, денежных операций, а также составляет бухгалтерскую отчетность. В состав отдела входят главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтера по заработной плате, материалам и кассе.

      Главный  бухгалтер решает вопросы бухгалтерского  учета, возглавляет работу по  подготовке и принятию рабочего  плана счетов, форм первичных  учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных  операций, разработке форм документов  внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка  проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Контролирует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

      Коммерческий  отдел возглавляет коммерческий  директор. Он осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств, принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Коммерческому директору подотчетны начальник отдела сбыта, начальник отдела продаж и начальник транспортного участка.

      Отделом  маркетинга руководит заместитель  директора по развитию. Он организовывает  систематическую работу по разработке  планов развития предприятия  (бизнес-планов), аккумулирует и анализирует  предложения всех служб предприятия  по совершенствованию деятельности  предприятия, исполнению планов  развития (бизнес-планов) предприятия  и контролирует исполнение планов  развития (бизнес-планов), создает условия  для внедрения и надлежащего  функционирования передовых технологий  бизнес-планирования, их последующего усовершенствования и оптимизации. В состав отдела маркетинга входит также инженер по охране окружающей среды. Он осуществляет   контроль   за   соблюдением   в   подразделениях предприятия действующего  экологического  законодательства,   инструкций, стандартов и   нормативов  по  охране  окружающей  среды, разрабатывает проекты перспективных и текущих планов по  охране окружающей среды, контролировать их выполнение, принимает  участие  в  проведении  научно-исследовательских   и опытных работ   по   очистке  промышленных  сточных  вод,  предотвращению загрязнения окружающей  среды,  выбросов  вредных  веществ  в  атмосферу, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

      Директору  предприятия подчиняется юрисконсульт. Он осуществляет проверку соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера, участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, осуществляет  контроль за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству, консультирует и  подготавливает заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, занимается договорами с внешними организациями.

      Регламентным  документом, регулирующем работу персонала предприятия являются должностные инструкции. Они позволяют распределить должностные обязанности между работниками, четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами. Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры. Должностные инструкции служат основой для аттестации персонала, помогают равномерно распределять обязанности между сотрудниками с похожими должностями, избегать дублирования обязанностей.

      Ответственность  за наличие на предприятии  должностных инструкций по всем  штатным должностям лежит на  начальнике отдела кадров. На ООО «Феникс» эта должность называется инспектор по кадрам. В его обязанности входит ведение учета личного состава предприятия, его подразделений, оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам. Также инспектор по кадрам формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью, подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям.

      Если в  целом анализировать работу персонала,  то можно сделать следующие  выводы:

   1) все работники  предприятия оценивают себя как  высоких профессионалов, предпочитают  конкретные договоренности по  оплате труда, для них важно  и материальное стимулирование  и не денежное (похвала, благодарности,  доска почета).

   2) работа предприятия  держится на специалистах. Их  уровень заработной платы должен  быть четко прописан, должны быть  четкие критерии и шкалы. Они  стремятся стать профессионалами,  хотят зарабатывать больше за  честно выполненную работу.

 

       4. Пути совершенствования организационной структуры предприятия

      Особенности  системы управления промышленными  предприятиями на современном  этапе тесно связаны с изменением  стратегических ориентиров в  их деятельности. Основными экономическими  целями предприятия в рыночных  условиях являются повышение  эффективности производства, максимизация  прибыли, завоевание новых рынков  и удовлетворение потребностей  коллектива. Для обеспечения эффективного  управления необходимо создать  рациональную структуру управления. При совершенствовании организационной  структуры предприятия важным  является правильное соотношение  полномочий и ответственности,  четкая регламентация деятельности  руководителей.

      Можно выделить  следующие направления совершенствования  организационной структуры управления  предприятием:

   1) увеличение  скоординированности действий между подразделениями предприятия, делегирования обязанностей, распределения зон ответственности, а также за счет эффективной передачи информации, системы принятия решений, совершенствовании системы контроля;

   2) повышение профессионализма  управления. Необходимо проводить  работу по повышению квалификации  сотрудников.

   3) в рассматриваемой  организации наблюдается рост  себестоимости производства, а также  снижение рентабельности, не учитываются  изменения рыночной среды, не  отслеживаются меняющиеся потребности  потребителей. Этого можно было  бы избежать, имея хорошую маркетинговую  службу. Поэтому я предлагаю ввести  в отделе маркетинга должность  маркетолога, который бы  занимался вопросами анализа, отбора информации о рынке, потребностях клиентов, а также продвижением продукции. Кроме того, необходимо предусмотреть должностную инструкцию маркетолога, требования к его профессиональным знаниям и уровню квалификации, систему вознаграждения.

   4) усиление отдела  кадров. На мой взгляд необходимо ввести должность менеджер по развитию персонала, так как не все кадровые функции в фирме выполняются. В его обязанности будет входить оценка потребности организации и отдельных сотрудников в обучении, разработка и внедрение планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, программ обучения с целью повышения конкурентоспособности компании посредством развития профессиональных и личностных качеств сотрудников компании, приведения имеющихся знаний и навыков в соответствие с целями компании, кадровой политикой, конкурентной средой, современными требованиями и технологиями обучения.

      Введение  новых сотрудников можно произвести  за счет последовательного снижения  издержек на производство продукции,  за счет выхода на новые  рынки сбыта и увеличения ассортимента  продукции.

      Реализация  данных направлений будет способствовать  достижению целей предприятия,  т.е. повышение прибыльности деятельности  предприятия.

 

 

 

 

Заключение

      Для каждой  организации существует наилучшая  и только ей присущая организационная  структура управления, поэтому каждая  организация сама должна строить  структуру управления приемлемую  только для нее. Любая организация  имеет некоторые особенности  использования технологического  оборудования, профессионализма и  личностных качеств персонала,  порядков и традиций между  работниками.

Информация о работе Организационная структура предприятия