Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
- раскрытие теоретических основ форм безналичных расчетов;
- анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование порядка документального оформления операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- проведение анализа кредиторской задолженности;
- проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
- выявление путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 8.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)
 

    Из  данных таблицы 1.7 можно сделать  вывод, что возрастает производство молока и прирост КРС в расчете на 100 га сельхозземель на 71,1 % и 161,3 % соответственно. Это является положительным изменением. Также наблюдается увеличение производства зерна на 100 га пашни в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 35,8% и увеличение производства кукурузы на 100 га пашни, но производство кукурузы в 2007 году по сравнению с 2006 годом резко снижается, что носит отрицательный характер. Валовой продукции на 100 га сельхозугодий в 2007 году было произведено больше на 38,4 % чем в 2005 году.

    Из  чего можно заключить, что хозяйство  стремится к увеличению уровня рентабельности и других важных результативных показателей на протяжении своей деятельности.

    Финансовая  устойчивость КСУП «Лукское», характеризуется его платежеспособностью и кредитоспособностью. Платежеспособность- это способность наличными деньгами погашать свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим не только для внешних инвесторов (банка), но и для хозяйства с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности. Чтобы изучить эффективность деятельности хозяйства рассмотрим данные таблицы. В таблице 1.8 приведены показатели платежеспособности хозяйства с целью оценки его финансовой деятельности. 

   Таблица 1.8 - Показатели финансового  состояния за 2005 – 2007 годы 
 

Показатели

2005

год

2006

год

2007

год

Норматив
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,18 0,22 0,29 0,2
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 1,7 1,8 1,5
Коэффициент платежеспособности 1,28 1,17 1,21 1,0
 

       Анализ данных таблицы 1.8. показывает, что за  период с 2005 года по 2007 год показатели платежеспособности предприятия повышаются. В хозяйстве коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,29, что выше норматива 0,2. Это говорит о том, что в хозяйстве достаточно собственных  оборотных средств для погашения своих обязательств. Коэффициент текущей ликвидности КСУП «Лукское» превышает нормативное значение (равное 1,5) на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует об общей обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также выше нормативного значения 1,21, что характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Довольно высокий коэффициент платежеспособности КСУП «Лукское»  говорит о возможности предприятия своевременно погашать свои денежные обязательства, как краткосрочные, так и долгосрочные.

     Экономические показатели хозяйства базируются на данных бухгалтерского учета, поэтому, большое значение имеет организация бухгалтерского   учета.

    В КСУП «Лукское» имеется бухгалтерия  и экономический отдел. Их возглавляют главный бухгалтер и главный экономист. В подчинении главного бухгалтера работают 5 бухгалтеров и бухгалтер-кассир, обязанности между которыми распределены в соответствии с квалификацией. Так главный бухгалтер       совместно с другими специалистами и работниками экономического отдела   ведёт расчётно–денежные операции, оформляет документацию по этим операциям, составляет годовую бухгалтерскую отчетность, осуществляет погашение сумм в бюджет, выводит результаты производственно-финансовой деятельности хозяйства, бригад, ферм и других производственных единиц, затрат труда, материальных и денежных средств.

     Бухгалтерский учет в хозяйстве ведется на основании  Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" по журнально-ордерной форме.

      Предприятие осуществляет оперативный  и бухгалтерский учёт  результатов своей деятельности, представляет статистическую отчётность в  соответствующие органы в установленные сроки, обеспечивая достоверность отчётов и балансов.

       При ведении бухгалтерского учета  хозяйство строго соблюдает в  течение отчётного года методику  принятой учётной политики организации. Соблюдение принятой учётной политики обеспечивает главный бухгалтер хозяйства. Первичные учётные документы создаются на предприятии  исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утверждённым  графиком документооборота (приложение 1), инвентаризация  имущества производится в соответствии с Планом проведения инвентаризаций. В графике документооборота закреплены порядок и сроки составления и представления, как унифицированных форм первичных учётных документов, так и самостоятельно разработанных хозяйством форм первичных и сводных документов.

    Разработанная и утвержденная учётная политика обновляется органи-зацией каждый год  с внесением изменений в случаях, предусмотренных правилами бухгалтерского учёта. Изменение учётной политики оформляется распорядительным документом и вводится с начала отчетного года. Это может быть связано с изменением законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учёту (по независящим от предприятия причинам) принятым в течение года или инициативой самого хозяйства (с существенным изменением условий деятельности, разработкой новых способов ведения учета). Никаких учётных записей при этом не производят, корректировки отражают лишь в отчётности, а обоснование изменений дается в пояснительной записке. Это связано с тем, что внесенные изменения могли оказать влияние на финансовое положение, движение денежных средств, финансовые результаты деятельности предприятия.

    Бухгалтерским учётом в хозяйстве непосредственно  руководит главный бухгалтер. Он обеспечивает правильную постановку и достоверность учета и отчётности в хозяйстве, контролирует сохранность и правильное расходование денежных средств и материальных ценностей, соблюдение режима экономики и коммерческого расчета. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно  руководителю хозяйства. Все работники, занятые в хозяйстве бухгалтерским учётом и отчётностью  подчиняются по этим вопросам главному бухгалтеру и не могут без его согласия отвлекаться на работы не связанные с учётом. Распоряжение главного бухгалтера в отношении оформления операции и предоставления требуемых документов и сведений обязательны для всех работников  хозяйства. Учётные работы в КСУП «Лукское» организованы в соответствии с утвержденным графиком  распределения обязанностей (приложение 2), целью которого является правильное и равномерное распределение обязанностей между счетными работниками, а также рациональное использование их рабочего времени. Назначение (приём) на работу, увольнение и перемещение работников бухгалтерского учёта и материально ответственных лиц в хозяйстве (бухгалтеры, кассиры, зав.складом и т.д.) производится по согласованию с главным бухгалтером. Численность и структура бухгалтерии, созданной в хозяйстве как самостоятельное структурное подразделение, определяется штатным расписанием в зависимости от производственного направления и размеров хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  РАСЧЕТНЫХ   ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 

    2.1 Понятие безналичных  расчётов и особенности  их организации 

    Одной из наиболее сложных проблем экономики на данном этапе является налаживание расчетно-платежной дисциплины с покупателями и заказчиками, а также преодоление кризиса неплатежей. В экономической литературе многие авторы заостряют внимание на совершенствовании расчетных взаимоотношений, вносят конкретные предложения по улучшению положения в области расчетов.

    Вместе  с тем среди авторов нет  единой точки зрения в определении  понятия безналичные расчеты.

    А.С.Чечеткин [67, с.159] Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчетов. Безналичные перечисления являются для банка наиболее распространенными и достаточно трудоемкими операциями. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку это операции с привлеченными средствами, и своевременность, полнота и правильность их проведения влияют на финансовое положение как банка, так и его клиентов.

    Безналичный расчет используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов.

    П. И. Камышанов [22, с. 218] считает, что безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

    Р. С. Павленко [45, с.12-16] под безналичными расчетами понимает особую сферу регулирования, когда между сторонами по законному, договорному или иному основанию возникают отношения по погашению своих долговых обязательств путем перечисления денежных сумм, используя различные платежные инструменты.

    С точки зрения В.М. Сницаревой и А.А. Курляндчика [52, с.141-142] безналичные расчеты способствуют повышению экономической активности организации, ускоряют платежи и кругооборот средств, сокращают операционные издержки, а также улучшают состояние платежной дисциплины в целом по стране. Поэтому четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение для организации в условиях неплатежей. Проведение безналичных расчетов требует особой организации, под которой предусматриваются принципы, условия, порядок и формы расчетов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платежной системы, общим уровнем состояния экономики, традициями происходящих изменений.

    Мы  считаем, что под безналичными расчетами  следует понимать расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований.

    Таким образом безналичные расчеты  являются важным звеном функционирования всего хозяйственного механизма, необходимым условием осуществления расширенного воспроизводства и развитием социальной сферы. С их помощью осуществляются денежные платежи между организациями, между организациями и государственным бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, кредитной системой, расчеты по страхованию имущества. От их организации зависят хозяйственно-финансовая деятельность организаций, нормальный ход процесса воспроизводства, их динамического развития.

    Рассмотрев  некоторые определения безналичных  расчетов можно определить их сущность и назначение.

    Сущность  безналичных расчетов состоит в  том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.

    Назначение  безналичных расчетов состоит в  погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

    Основополагающим  элементом в системе безналичных  расчетов являются принципы их организации.

    Соблюдение  принципов в совокупности в организации  безналичных расчетов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

    В настоящее время существует множество  литературных источников с описанием  принципов безналичного расчета  и, соответственно каждый автор имеет  свой подход к их классификации.

    По  мнению Л. А. Дробозиной [64, с.178] основными  принципами безналичных расчетов являются:

  • все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банке. В кассах организаций разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.
  • требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товара, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. Однако в условиях кризиса платежей большинство поставщиков предъявляют требования предоплаты –  предварительного получения денег перед отпуском товаров.
  • платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. Это важное условие препятствует банку в распоряжении средствами, принадлежащими хозяйствующим органам, открывшим счета с данном банке.
  • подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
  • установлено несколько форм расчетов в виде платежей, которые организации могут выбирать по своему усмотрению.

    А. П. Ковалев [23, с.118] принципы безналичных  расчетов классифицирует на:

  • принцип согласия плательщика на платеж отражает его права собственника распоряжаться средствами на счете. Списание средств со счета клиента банка без его распоряжения допускается в определенных случаях, которые оговорены в законодательных актах или договорах. Полноправный хозяин счета – его владелец. Банк не вправе определять направление и использование денежных средств или устанавливать иные ограничения, не предусмотренные законодательством.
  • принцип правовой регламентации расчетов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками. Он обусловлен ролью, которую играет платежная система в экономике страны. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления их единообразия посредством регулирования. Базой для такого регулирования служит комплекс нормативных документов: законы Республики Беларусь, указы Президента и нормативные акты Национального банка страны. Последние включают положения и правила, определяющие права, обязанности, ответственность банков, а также инструкции, регламентирующие проведение отдельных форм безналичных расчетов. Национальная нормативная база для проведения безналичных расчетов в республике унифицируется с учетом международной практики и требований развития платежной системы страны.
  • принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений, а также порядка их проведения.

Информация о работе Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками