Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
- раскрытие теоретических основ форм безналичных расчетов;
- анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование порядка документального оформления операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- проведение анализа кредиторской задолженности;
- проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
- выявление путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 8.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

- платежное  требование по исполнению дебетового  перевода документальный аккредитив;

- чек  из чековой книжки и расчетный  чек; 

- банковская  пластиковая карточка.

      В. Л. Прохожая [54, с.97] считает, что безналичные расчеты классифицируются по ряду следующих признаков:

  • по экономическому характеру платежа (объекту расчетов) – за товары и услуги по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по ссудам и процентам и другие).
  • по виду платежа:

    а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете;

    б) негарантированные (не имеющие такие  гарантии);

    в) путем списания средств со счета  или путем зачета взаимных требо-ваний;

    г) с отсрочкой платежа.

  • по месту проведения расчетов – внутриреспубликанские (внутригосу-дарственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.

     Вышеприведенные признаки безналичных расчетов в разной степени рассматривались при характеристике организации безналичных расчетов.                                                Наиболее важным среди них является форма расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.

      Наиболее  важным классификатором является форма  расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.

      2.2 Формы безналичных расчетов 

      Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

      В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [2,с.82] безналичные расчеты между организациями производятся с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежных поручений; платежных требований, платежных требований-поручений; аккредитивов; чеков; банковских пластиковых карточек. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно на основании заключаемых ими договоров.

      Расчеты производятся через банк  на основании расчетных документов, которые могут быть выданы в письменной или электронной форме. Расчетный документ – это оформленное соответствующим образом требование, поручение, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. Они должны соответствовать установленным стандартам и иметь обязательные реквизиты:

- наименование  расчетного документа;

- номер  документа, число, месяц и год  его выписки; 

- наименование  плательщика, номер его счета,  учетный номер плательщика (УНП);

- наименование, местонахождение банка плательщика,  его банковский код, номер корреспондентского счета или субсчета;

- наименование  получателя средств, номер его  счета, учетный номер плательщика (УНП);

- наименование, местонахождение банка получателя (в случае необходимости адрес), его банковский код, номер корреспондентского счета или субсчета;

- назначение  платежа, его очередность и  код платежа в бюджет;

- сумма  платежа (прописью и цифрами);

- подписи  уполномоченных лиц и оттиск  печати на первом экземпляре.

      При оформлении документов не  допускаются помарки, подчистки  и исправления. Банковские документы действительны к предъявлению в обслуживаемый банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки [67,с.159-164].

      Банковский перевод представляет собой последовательность операций, начинающихся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций в соответствии с которыми один банк осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

     Нормативным документом, определяющим порядок осуществления  безналичных расчетов в форме банковского перевода, является «Инструкция о банковском переводе», утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 года № 66 [14].

     Банковский  перевод подразделяется на кредитовый перевод, инициатором которого является плательщик и дебетовый перевод, инициатором которого выступает бенефициар.

     Кредитовые  переводы осуществляются на основании платежных поручений и платежных требований-поручений.

     Статьей 237 «Формы безналичных  расчетов» банковского кодекса  Республики Беларусь определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:

      - платежных поручений; 

      - платежных требований-поручений;

      - платежных требований; 

      - чеков;

      - аккредитивов;

      - банковских пластиковых карточек.

   Применение  той или иной формы расчетов между  предприятиями определяется в договоре.

   Рассмотрим  по  подробнее  каждый  вышеуказанный  документ:

Платёжное  поручение  является  кредитовым  оборотом  и  представляет  собой  платёжную  инструкцию,  согласно  которой  банк – отправитель  по  поручению  плательщика  осуществляет  перевод  денежных  средств  в  банк – получатель  лицу, указанному  в поручении (приложение 3).

     Схема организации расчетов платежными поручениями  представлена в приложении 4.

     Платежным поручением рассчитываются за полученные товары и оказанные услуги по нетоварным операциям, предварительную оплату товаров и мелких услуг, по одногородним поставкам, предстоящие перевозки автотранспортными организациями, перечисления средств бюджету, фонду социальной защиты населения и др. Платежные поручения составляются на типовых бланках, а при перечислении средств трем и более получателям, обслуживаемым одним учреждением банка, используются сводные платежные поручения.

      Платежные поручения действительны  в течение десяти дней со  дня его выписки. Выписываются в трех экземплярах как при одногородних, так и иногородних расчетах. Предоставляется  в  банк  на  бланках  установленной  формы.  При  отсутствии  или  недостаточности  средств  на  текущем  счёте  плательщика  платёжные  поручения  могут  возвращаться  без  исполнения,  приниматься  на  очередь  для  оплаты  или  оплачиваться  за  счёт  банковского  кредита.  В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение предоставляется в банк в двух экземплярах. Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными одногородними учреждениями банка, поручения представляются в четырех экземплярах. В поручении указывается общее наименование товара, а при предварительной оплате – номер счета, дата. Рассчитываться можно с помощью платежных поручений, акцептованных банком. Их используют при расчетах за полученные товары и оказанные услуги; за переводы, совершаемые через почту, пересылку почтовых посылок и в оплату наложенных платежей; при разовых расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов и групповые перевозки пассажиров, их багажа. Плательщик, желающий произвести расчеты поручением, акцептованным банком, представляет для акцепта поручение в трех экземплярах. Сумма поручения списывается учреждением банка со счета плательщика и депонируется на счете «Акцептованные платежные поручения и расчетные чеки». Нормативный документ,  регулирующий  данную  форму  учёта:  «Инструкция  о  банковском  переводе».

   По  мнению А.В. Лугового [33, с.33-35] преимущество данной формы состоит в том, что существует возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. В тоже время он отметил, что при этой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и предоставления плательщиком поручений в банк. Поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты. Возможно возникновение взаимной дебиторской задолженности и как следствие замедление расчетов.

     С нашей точки зрения, расчеты платежными поручениями имеют преимущества и недостатки. Преимуществом данной  формы  являются: 1)возможность  максимального  приближения  момента  отгрузки  товаров  и  их  оплата,  если  поручение  немедленно  сдано  в  банк  на  перечисление  средств; 2)универсальность; 3)простой документооборот; 4)возможности плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг. Недостатком данного формы является отсутствие  гарантии  получения платежа у поставщика при отсутствии денежных средств на счете у плательщика.

          Платёжное  требование-поручение   является  платёжной  инструкций,  содержащей  требование  поставщика  к  покупателю  оплатить  стоимость  поставленного  по  договору  товара, провести платежи по другим операциям  на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчётных,  отгрузочных или иных документов, предусмотренных договором. Схема организации расчетов платежными требованиями-поручениями представлена в приложении 5.

    Непременным условием этой формы является согласие плательщика на списание денежных средств  с его счета. Отказ от акцепта  платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке.

    Платёжное требования-поручения выписываются получателем денежных средств на бланках установленного образца и вместе с сопровождающими документами направляются непосредственно плательщику. Плательщик при согласии оплатить требование-поручение представляет его в обслуживающий банк. Срок, в течении которого  плательщик  обязан предоставить в банк платёжное требование поручение определяется сторонами в  договоре  и  банком  не  контролируется. 

    По  мнению Н. Н. Стрельской [59, с.3] достоинства  расчетов платежными требованиями-поручениями  определяются упрощением документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказы от оплаты производятся минуя банк) и, следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов. При их использовании повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов.

   По  словам В. К. Алексеева [1, с.59] в структуре расчетов значительное место занимают платежные требования-поручения. Однако они недостаточно широко и эффективно применяются, что свидетельствует о снижении внимания и требовательности к соблюдению расчетной дисциплины со стороны поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ведь своевременное напоминание в форме требования к покупателю о сумме долга за отгруженную продукцию мобилизует потребителя искать способы и возможности своевременности расчета. Автор утверждает, что тенденция возрастания удельного веса плановых платежей свидетельствует о возникновении и углублении связей между поставщиками и потребителями сельскохозяйственной продукции, что, несомненно, служит укреплению интеграционных связей между поставщиками сельскохозяйственной продукции.

   Мы  считаем, что достоинством данной  формы  являются: 1)упрощенный  документооборот,  как  следствие  сокращение  издержек  по  ведению  расчётов; 2)в  отличии  от  предыдущей  формы  повышает  ответственность  за  организацию  расчётов  поставщика  и  плательщика. Недостатками данной  формы  являются: 1)отсутствие  гарантии  платежа;  2)возможность замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказа от оплаты и возникновение взаимной задолженности.

   При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежными требованиями), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

   Платёжное  требование  представляет  собой  платёжную  инструкцию,  содержащую  требование  поставщика  к  покупателю  об  уплате  ему  определенной  суммы  денежных  средств  и  зачисление  её  на  счёт  получателя  средств. Схема организации расчетов платежными требованиями представлена в приложении 6.  

    Нормативный  документ,  регулирующий  данную  форму  учёта:  «Инструкция  о  банковском  переводе»

      При  осуществлении  расчётов  по  средствам  платёжных   требований  используется акцептная (с согласия плательщика) и безакцептная форма.

Информация о работе Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками